_______________________________________________________________________________________________
Устройство и компоненты системы смазки и охлаждения тракторов Т-25
Система смазки трактора Т-25
На двигателе Д-21 трактора Т-25 применена комбинированная система
смазки (рис. 20). Большинство трущихся поверхностей смазывается под
давлением, а некоторые - разбрызгиванием. Циркуляция масла в
двигателе обеспечивается масляным насосом 2, закрепленным в нижней
части переднего листа.
Масляный насос приводится во вращение от коленчатого вала двигателя
с помощью пары шестерен: ведущей, напрессованной на коленчатый вал,
и ведомой, закреплённой ведущем валике масляного насоса.
Производительность насоса составляет при 1600 об/мин коленчатого
вала двигателя 24 л в
минуту.
Рис. 20. Схема системы смазки
двигателя Д-21 трактора Т-25 ВТЗ
1 — масляный насос Т-25; 2 — валик уравновешивающего механизма; 3 —
термометр; 4 — манометр; 5 — тестер привода топливного насоса; 6 —
топливный насос; 7 — центрифуга; 8 — шестерни распределения, 9 -
предохранительный клапан центрифуги; 10 — редукционный клапан.
Давление в системе смазки трактора Т-25, создаваемое масляным
насосом, регулируется и при номинальном числе оборотов двигателя
составляет 1,5—3,5 кг/см2.
На минимальных оборотах холостого хода двигателя давление в системе
смазки должно быть не менее 0,8 кг/см2. Повышать давление масла выше
3,5
кг/см2 не рекомендуется, так как возникает опасность появления течи
в соединениях трубопроводов.
Для создания постоянства давления в системе смазки Д-21 трактора
Т-25, для его регулирования и предохранения маслопроводов от
повреждения на
двигателе на левой стенке блок-картера впереди внизу устанавливается
редукционный клапан 10.
Для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений применен
масляный фильтр — реактивная полнопоточная центрифуга 7.
Центрифуга Д-21 трактора Т-25 Владимирец установлена на крышке
распределительных шестерен. Масло для смазки двигателя находится в
масляном
картере. В него заливается 7 л масла. Для смазки двигателя могут
использоваться как основные масла, так и масла-заменители. Система
смазки работает
следующим образом.
При работе двигателя масляный насос 1 через маслозаборник засасывает
масло и нагнетает его под давлением в сверление блока двигателя
через
трубку, соединяющую масляный насос со сверлением на передней стенке
блок-картера.
По этому сверлению масло подходит к редукционному клапану 10,
который отрегулирован на давление 5,5 кг/см2.
Часть масла сливается в масляный картер, а часть по сверлению
проходит в крышку распределительных шестерен и по трубке, залитой в
крышке, — в
центрифугу 7. Из центрифуги Д-21 трактора Т-25 очищенное масло по
каналу в крышке поступает в горизонтальный канал блока.
Из этого канала масло подводится ко второй коренной шейке
коленчатого вала и к трубке, соединяющей масляную магистраль с
дистанционным
манометром 4, а также к трубке клапанного механизма. От второй
коренной шейки масло разделяется на два потока.
Один поток идет по сверлениям в коленчатом вале на первую шатунную,
затем первую коренную шейки, а второй — на вторую шатунную и третью
коренную шейки. От первой коренной шейки масло по сверлениям в
передней стенке блок-картера поступает к передней опоре
распределительного вала и
к пальцу промежуточной шестерни распределения.
От пальца промежуточной шестерни по наклонному сверлению масло
подводится к пальцу промежуточной шестерни привода валика
уравновешивающего
механизма и далее к передней шейке валика уравновешивающего
механизма Д-21 трактора Т-25.
Отсюда по другому наклонному сверлению через полый установочный
штифт масло подходит к крышке распределительных шестерен и по
П-образной
трубке через сверление в переднем листе к фланцу топливного насоса.
По сверлению во фланце масло подводится к втулке шестерни привода
топливного насоса. От третьей коренной шейки масло проходит по
сверлению в
стенке блок-картера к задним опорам валика уравновешивающего
механизма 2 и распределительного вала.
Масло, поступившее под давлением ко всем трущимся поверхностям,
через зазоры в сопрягаемых деталях стекает в масляный картер
двигателя Д-21
трактора Т-25. Шестерни распределения смазываются разбрызгиванием
масла.
Масло, поступившее в горизонтальное сверление блок-картера через
поворотный угольник в его задней части, идет по трубке к головкам
цилиндров и
далее по сверлениям к стойке коромысел и по вертикальному каналу к
оси коромысел. По оси коромысел через радиальные сверления оно
подводится к
коромыслам и через сверления в коромыслах к регулировочным винтам и
штангам.
Боек коромысла смазывается разбрызгиванием через вертикальное
сверление в коромысле. Масло, скопившееся в ванночке под крышкой
клапанов, через
кожуха штанг сливается в картер, смазывая по пути толкатели и втулки
толкателей.
Маслоналивная горловина 2 со счетчиком моточасов 1 в сборе показана
на рис. 16. Она установлена в передней части двигателя Д-21 трактора
Т-25 на
левой стороне крышки распределительных шестерен (по ходу трактора).
Корпус горловины отлит из алюминиевого сплава.
В верхнее отверстие корпуса до упора в конце расточки запрессован
патрубок с приваренной к нему фильтрующей сеткой. Крышка
маслозаливной
горловины имеет замковую пластину, которой она удерживается в
патрубке. В патрубке для этого выполнена кольцевая выдавка. Крышка
одновременно
является сапуном, через который внутренняя полость двигателя
соединяется с атмосферой.
Между счетчиком моточасов и корпусом ставится прокладка 13. Счетчик
крепится к горловине тремя болтами с пружинными шайбами. Головки
двух
болтов имеют отверстия. Сквозь них проходит контрящая проволока, на
которую устанавливается пломба.
На специальной площадке на наружной поверхности корпуса
маслозаливной горловины выбит номер двигателя. Масляный картер
двигателя закрывает
внутреннюю полость двигателя и одновременно служит емкостью для
масла. Он крепится к блок-картеру двигателя с помощью 26 болтов с
пружинными
шайбами.
Между масляным картером и блок-картером Д-21 трактора Т-25 для
уплотнения стыка предусмотрена пробковая прокладка. Масляный картер
отштампован из листовой стали толщиной 1,5 мм. Верхняя кромка
картера отбортована. В нее при креплении картера на блок-картер
устанавливаются
усилительные стальные пластины толщиной 3 мм и шириной 17 мм.
Пластины придают большую жесткость картеру и предохраняют отбортовку
от повреждений при затягивании болтов. На правой стенке картера
приварен
по всему контуру фланец с отверстием для установки сетчатого
маслоприемника.
Сетчатый маслоприемник (рис. 21) вставляется в отверстие фланца и
крепится к нему двумя болтами с пружинными шайбами. Между фланцем
маслоприемника и фланцем, приваренным к картеру, имеется паронитовая
прокладка 5.
Рис. 21. Сетчатый маслоприемник Д-21 трактора Т-25
1 — сетка в сборе; 2 — магнит; 3 — прокладка; 4 — крышка.
Приемник масляного насоса Д-21 трактора Т-25 состоит из сетки 1, с
одной стороны к которой приварено точечной сваркой кольцо
маслоприемника, а с
другой стороны припаяна резьбовая обойма. В резьбовую обойму
вворачивается крышка приемника маслонасоса в сборе с магнитом.
На резьбовой втулке магнит удерживается двумя захватами. Рядом с
фланцем приемника маслонасоса в днище масляного картера есть
отверстие для
слива масла. В это отверстие вварен фланец с резьбовым отверстием
М18, в которое вворачивается сливная пробка.
Стык между фланцем и пробкой уплотняется алюминиевой шайбой. Поперек
картера сделано углубление, в наиболее низкой части которого и
находится
сливная пробка. В левой части передней стенки картера Д-21 трактора
Т-25 вварен патрубок для трубки указателя уровня масла. Указатель
уровня масла
— щуп изготовлен из стальной полосы толщиной 1,5 мм и шириной 6 мм.
В нижнем его конце нанесены две поперечные метки: нижняя (масло надо
долить) и верхняя (масла достаточно). Выше выбит номер детали.
Верхняя метка
указывает, что в картер залито 7 л масла.
В самом верху, перед кольцом, с помощью которого вынимается и
устанавливается на место щуп, приварен колпачок, внутри которого для
уплотнения
помещена войлочная прокладка.
Уровень масла замеряют через 10—15 мин после остановки двигателя,
когда оно стечет со смазываемых поверхностей в картер. При заправке
свежим
маслом, перед тем как замерить его уровень, необходимо прокрутить
двигатель стартером в течение нескольких секунд, чтобы заполнить все
магистрали.
Масляный насос Д-21 трактора Т-25 Владимирец (рис. 22)
односекционный шестеренчатого типа. Основными деталями масляного
насоса являются: корпус
1, крышка 6, ведущая 4 и ведомая 7 шестерни, валик 5 ведущей
шестерни и ось 2 ведомой шестерни. Корпус и крышка насоса отлиты из
серого чугуна.
Рис. 22. Масляный насос трактора Т-25 и его привод
1 — корпус насоса; 2 — ось; 3 — ведомая шестерня привода насоса; 4 —
ведущая шестерня; 5 — валик; 6 — крышка; 7 — ведомая шестерня; 8 —
шестерня привода; 9 — коленчатый вал.
В корпусе масляного насоса Т-25 ВТЗ выполнены: впускное диаметром 17
мм и выпускное диаметром 12 мм отверстия для забора масла через
трубку из
маслоприемника и нагнетания масла в магистраль; отверстия под втулку
валика ведущей шестерни и ось ведомой шестерни диаметром 19 и 15 мм;
четыре
резьбовых отверстия для болтов крепления крышки; четыре отверстия
диаметром 8,7 мм для крепления насоса к переднему листу двигателя и
два
отверстия для штифтов, по которым центрируется насос при установке
на двигатель.
В крышке предусмотрены также отверстия под втулку валика и ось
шестерен насоса диаметром 19 и 15 мм и четыре отверстия для
крепления крышки к
корпусу насоса. Железо-керамические втулки под валик ведущей
шестерни насоса запрессовываются в корпус и крышку с натягом от
0,027 до 0,095 мм.
Если между втулкой и корпусом или втулкой и крышкой нет натяга,
корпус и крышка подлежат ремонту. Ведущая и ведомая шестерни
масляного насоса
Д-21 трактора Т-25 изготовлены из хромистой стали. Обе шестерни
имеют по 11 зубьев.
Ширина шестерен выполняется с высокой точностью. Ведущая шестерня
устанавливается на валик по скользящей посадке, при этом между
валиком и
шестерней может быть натяг до 0,024 мм или зазор не более 0,05 мм.
При зазоре 0,1 мм требуется ремонт или замена деталей. От
проворачивания на валике шестерня удерживается сегментной шпонкой,
при посадке
шестерни на валик между пазом под шпонку и шпонкой обеспечивается
натяг от 0,017 до 0,07 мм.
При ремонте масляного насоса Т-25 допускается оставлять детали с
зазором до 0,2 мм вместо натяга, но при зазоре 0,3 мм детали
подлежат ремонту или
замене. В ведомую шестерню запрессована с натягом от 0,027 до 0,095
мм железо-керамическая втулка.
На ось, диаметр которой 15 - 0,012 мм, шестерня устанавливается с
зазором от 0,03 до 0,072 мм. Допускается оставлять детали для
дальнейшей работы,
если этот зазор доходит до 0,2, но при зазоре 0,25 мм детали
подлежат ремонту или замене.
Редукционный клапан Д-21 трактора Т-25 (рис. 23) установлен на
правой стенке блок-картера в нижней передней части. С помощью
редукционного клапана
регулируется давление в системе смазки двигателя.
Масло от масляного насоса через трубку поступает к редукционному
клапану. Проходя через корпус редукционного клапана, масло давит на
шарик 4,
через него на пружину 9.
Рис. 23. Редукционный клапан системы смазки Д-21 трактора Т-25
1 — гайка клапана; 2 — шайба; 3 — регулировочная пробка; 4 — шарик
клапана; 5 — пружинная шайба; 6 — болт; 7 —корпус клапана; 8 —
уплотнительная
прокладка; 9 — пружина.
Пружина сжимается, шарик отходит, открывая отверстие, через которое
часть масла сливается в масляный картер. Пружина упирается в
регулировочную
пробку 5, с помощью которой регулируется давление. Для увеличения
давления пробка заворачивается, поджимая пружину.
Начало открытия клапана должно соответствовать давлению 5—5,5
кг/см2. Корпус клапана отлит из чугуна. Перед сборкой он
подвергается
гидравлическому испытанию под давлением 6 кг/см2 в течение 3 мин.
Течь масла и потение стенок корпуса клапана не допускаются.
Для очистки масла на двигателе Д-21 трактора Т-25 установлена
полнопоточная реактивная центрифуга (рис. 24). Все масло,
поступающее в систему
смазки двигателя после редукционного клапана (часть масла,
подаваемого насосом через редукционный клапан, сливается в масляный
картер), проходит
через центрифугу.
Рис. 24. Центрифуга Д-21 трактора Т-25 для очистки масла
1 — нижняя втулка; 2 — основание ротора; 3 — маслозаборная трубка с
форсункой в сборе; 4 — верхняя втулка; 5 и 7 — гайки; 6 — упорное
кольцо; 8 —
крышка ротора; 9 — колпак центрифуги; 10 — корпус; 11 и 16 —
прикладки; 12 — ось ротора; 13 — шарик клапана; 14 — пружина
клапана; 15 — заглушка;
17 — стяжная трубка.
Масло, поступившее в центрифугу по верхнему горизонтальному каналу и
зазору между трубкой и осью 12, проходит по сверлениям в оси и
стяжной
трубке 17 в полость ротора. В полости ротора давление достигает
5—5,5 кг/см2.
Под этим давлением часть масла поступает в заборные трубки 3 и по
ним проходит к форсункам, истекая из которых создает реактивную
силу,
приводящую ротор во вращение. Обороты ротора центрифуги Т-25
достигают 5500 в минуту. Частицы, взвешенные в масле, отбрасываются
к стенкам
крышки ротора 8 и оседают на них.
Очищенное масло из центральной части полости под крышкой ротора
через сверления в верхней части трубки 17 и оси ротора 12 по
центральному каналу
в оси поступает в нижний горизонтальный канал корпуса 10 и из него в
канал в крышке распределительных шестерен и оттуда в блок двигателя.
Далее масло поступает к второй коренной шейке вала и оттуда ко всем
поверхностям, смазываемым под давлением. В нижней части корпуса
центрифуги
размещен предохранительный клапан, состоящий из шарика 13, пружины
14, заглушки 15 и прокладки 16.
Предохранительный клапан запирает канал, связывающий верхний канал,
по которому поступает в центрифугу Т-25 неочищенное масло, и нижний
капал,
по которому очищенное масло проходит в систему смазки двигателя.
Клапан служит для перепуска масла в систему смазки, минуя ротор, в
тех случаях, когда в роторе находится застывшее масло и центрифуга
не работает.
Клапан отрегулирован на давление 5,5—6 кг/смг.
Система охлаждения двигателя Д-21 трактора Т-25
Двигатель Д-21 воздушного охлаждения. Воздух подается принудительно
с помощью осевого вентилятора 9 (рис. 25). Для облегчения отвода
тепла
поверхности головок и цилиндров двигателя оребрены, что значительно
увеличивает поверхности охлаждения.
Систему охлаждения двигателя Д-21 трактора Т-25 Владимирец образуют
осевой вентилятор 9, направляющий кожух 1 и дефлекторы 5, б, 7,
привод
вентилятора, натяжной ролик и ремень 10 (рис. 25).
Рис. 25. Направляющий кожух и дефлекторы системы охлаждения Т-25
1 — кожух вентилятора; 2 — замок; 3 — верхняя планка; 4 — цилиндр; 5
— дефлектор задний; 6 — средний дефлектор; 7 — передний дефлектор; 8
—
хомут вентилятора в сборе; 9 — вентилятор; 10 — ремень привода
вентилятора-генератора.
Система охлаждения Д-21 трактора Т-25 ВТЗ работает следующим
образом. Ременной передачей от ведущего шкива, установленного на
переднем конце
коленчатого вала, приводится во вращение вентилятор двигателя. Ротор
(крыльчатка) вентилятора вращается с оборотами 5100 в минуту.
Производительность его 1100 — 1200 м3 воздуха в час. На привод
вентилятора затрачивается 0,9 л.с. Ротор нагнетает воздух под кожух
вентилятора, в
пространство между ребрами цилиндров и головок.
На выходе воздуха (с левой стороны двигателя) установлен средний
дефлектор 6, в котором по оси цилиндров выполнены узкие вертикальные
вырезы.
Воздух охватывает большую часть поверхности цилиндров и через вырезы
в дефлекторе выбрасывается наружу. Для равномерности охлаждения
высота
ребер цилиндров по периметру неодинакова.
С левой стороны, куда поступает уже подогревшийся воздух, ребра по
высоте больше, чем справа, куда поступает воздух с температурой
окружающей
среды. Оребрение головок цилиндров выполнено таким образом, чтобы
обеспечить интенсивное охлаждение форсунки и перемычки между
клапанами.
Описанное устройство системы охлаждения Т-25 обеспечивает надежную
работу двигателя при полной нагрузке без перегрева при температурах
окружающей среды до 45—50°, при этом температура перемычек между
клапанами не превышает 220°, температура цилиндров между первым и
вторым
ребром (в верхней части) 200° и температура нижней части распылителя
форсунки 200°.
В осенне-зимний период, когда температура окружающего воздуха
становится ниже 5°, на вентилятор с задней его стороны под кожухом
вентилятора
устанавливается дроссельный диск 8 (рис. 27), уменьшающий количество
воздуха, поступающего в систему охлаждения. Температура масла
держится не
ниже 70°.
Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей, которая
состоит из ведущего шкива, закрепленного на коленчатом валу, шкива
вентилятора, расположенного на валу встроенного в вентилятор
генератора, натяжного ролика и самого ремня.
Эффективность охлаждения двигателя Д-21 трактора Т-25 зависит от
количества и напора воздуха, подаваемого вентилятором под кожух 1.
Количество и
напор воздуха, в свою очередь, зависят от оборотов ротора
вентилятора.
Поэтому очень важно обеспечивать правильное натяжение ремня привода
вентилятора. При правильно отрегулированном натяжении ремня его
верхняя
ветвь при нажатии на нее усилием 3 кг должна прогибаться не более
чем на 10—15 мм.
Рис. 26. Механизм натяжения ремня привода вентилятора Д-21 трактора
Т-25
1 — специальная шпилька; 2 — ось натяжного механизма; 3 — крышка
распределительных шестерен; 4 — пружина; 5 — специальная гайка; 6 —
кронштейн; 7 — ось шкива; 8 — корпус; 9 — шкив натяжного механизма;
10 — ступица; 11 — специальная шайба.
Натяжение ремня осуществляется полуавтоматически. При вытяжке ремня
необходимо ослабить гайку 5 (рис. 26), закрепляющую механизм
натяжения на
кронштейне 6. Механизм натяжения под действием пружины натягивает
ремень с заданным усилием. Затем гайку 5 снова завертывают.
Механизм натяжения ремня мотора Д-21 трактора Т-25 состоит из
корпуса 8, в котором смонтированы ступица 10 со втулками и осью 2
натяжного
механизма, спиральной пружины 4, шкива 9 с осью 7 и подшипниками
180204. Корпус 8 чугунный с двумя отверстиями: под ступицу диаметром
52+0,1 мм и
под ось шкива диаметром 15+0,35 мм.
Ось 7 шкива и ось натяжного механизма 2 изготовлены из стали 40.
Подшипники шкива с одноразовой смазкой и в течение всего периода
работы до
капитального ремонта двигателя смазки не требуют.
Рис. 27. Вентилятор и генератор Д-21 трактора Т-25
1 — рабочее колесо (ротор); 2 — направляющий аппарат вентилятора; 3—
генератор; 4 — шкив; 5 — кронштейн; 6 — колодка штепсельного
разъема; 7 —
передний дефлектор; 8 — дроссельный диск.
Вентилятор (рис. 27) состоит из направляющего аппарата 2 и ротора 1.
В направляющем аппарате вентилятора размещен генератор 3 переменного
тока
Г302Б со встроенными выпрямителями. Ротор вентилятора и шкив 4
устанавливаются на валу генератора.
Направляющий аппарат 2 и ротор вентилятора 1 отливаются из
алюминиевого сплава. В направляющем аппарате между ободом и ступицей
размещены 19
равномерно расположенных по окружности лопастей. Профиль лопастей
специально подобран с целью наиболее эффективной работы вентилятора.
На переднем торце ступицы вентилятора Д-21 трактора Т-25 ВТЗ имеются
три резьбовых отверстия М8 для шпилек крепления генератора, а на
переднем
торце обода также три отверстия М8 для специальных шпилек, на
которых закрепляются защитный корпус с сеткой.
В нижней части вентилятора у обода на двух приливах выполнено по
отверстию М8 для специального кронштейна 5, к которому крепится
колодка
штепсельного разъема 6 с выводными проводами от генератора.
Центральное отверстие в ступице вентилятора диаметром 120+0,054 мм
является
посадочным для генератора.
Генератор Д-21 трактора Т-25 Владимирец посадочным пояском диаметром
120 (1 мм и шириной 22 мм входит в это отверстие и центрируется по
нему.
Ротор вентилятора 1 имеет восемь равномерно расположенных по
окружности лопастей, также специально подобранного профиля.
Ротор статически балансируется. Допустимый дисбаланс 10 г/см. Металл
при балансировке снимается на внутренней поверхности обода ротора на
ширине 15 мм, отступя от переднего торца 5 мм.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40