_______________________________________________________________________________________________
Неисправности системы рулевого управления МТЗ-80/82
Установка гидроусилителей рулевого управления
(ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью
снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста,
повышения безопасности движения и качества производимых работ.
В гидросистему рулевого управления входят масляный
бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми
устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах
устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной
конструкций.
При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80,
82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю
гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота
двустороннего действия.
Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.
Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является
распределитель рулевого механизма.
Неисправности гидросистемы рулевого управления управления
МТЗ-80, МТЗ-82
Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность
движения во многом зависят от технического состояния агрегатов
гидравлической системы рулевого управления.
При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.
Большой свободный ход
рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений
вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой
передачи ГУР МТЗ-80, МТЗ-82.
Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей
рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали
или регулируют.
Для определения зазоров в зубчатых или червячных
зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого
колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом
колесе, а указатель — на рулевой колонке.
Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в
шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют
свободный ход рулевого колеса.
Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса.
Для этого
отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной
частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра
прибора.
По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке
определяют усилие свободного поворота рулевого механизма.
Усилие на
ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход
превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.
Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля
(ГУР) трактора МТЗ-80, 82
1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4—
монтировочная лопатка
Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3,
предварительно отвернув стопорный болт 2.
Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.
Его регулируют прокладками фланца датчика
блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк —
сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без
заедания, вращения червяка.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при
ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-82, МТЗ-80 сложные и
требуют применения контрольно-испытательного оборудования после
окончательной сборки.
У гидроусилителей для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вынимают вертикальный вал в сборе с сектором.
Затем, сняв крышку
корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в
сборе с корпусом распределителя.
Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку
и извлекают червячный вал из корпуса распределителя.
Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора.
При
установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают
метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.
У ГУР МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока
силового цилиндра заменить несложно.
Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.
При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.
Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого
управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения
вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .
Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3
(см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно
использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на
нем циферблатом.
Ослабляют предварительно болт 2 фиксации
эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал
червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода
вала червяка. Он должен быть не более 6°.
Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют
эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной
лопаткой или отверткой.
Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса. Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40