_______________________________________________________________________________________________
Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
Сцепление трактора МТЗ-1221 (рис. 1) - фрикционное, двухдисковое, постоянно - замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (корзина) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.
К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).
Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24).
Средний диск сцепления (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов сцепления МТЗ-1221 служат вилки (14), закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).
Рис. 1. Сцепление трактора МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной (корзина); 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.
Сборка, разборка и регулировка муфты сцепления МТЗ-1221
Порядок снятия муфты сцепления с
двигателя:
- Установите три технологических болта (М 12x40), завернув их в
нажимной диск (4) через технологические отверстия опорного диска
(7).
- Отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите
диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)).
- Снимите первый ведомый диск (2).
- Снимите средний диск (3).
- Снимите второй ведомый диск (2).
Разборка дисков сцепления (корзины) МТЗ-1221
Порядок установки
муфты сцепления трактора МТЗ-1221 на двигателя:
- Установите шлицевую оправку в подшипник маховика.
- Установите первый ведомый диск (2) на оправку длинным концом
ступицы к маховику (1).
- Установите средний диск (3) в пазы маховика.
- Установите второй ведомый диск (2) на оправку коротким концом
ступицы к маховику.
- Установите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)) на
пальцы маховика с втулками (14), закрепите гайками и выверните
технологические болты.
- Отрегулируйте положение отжимных рычагов (6).
Регулировка положения отжимных рычагов:
- Вворачивая или отворачивая регулировочные гайки (9) отрегулируйте
положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 от опорных поверхностей
рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для
отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм.
- После регулировки рычагов установите стопорные пластины (10).
- Снимите оправку.
Корпус сцепления МТЗ-1221
В корпусе сцепления трактора МТЗ-1221 расположены приводы
независимого ВОМ, насоса ГНС и насоса гидросистемы трансмиссии.
Ведущий вал (2, 9) привода независимого ВОМ, установленный на двух
подшипниках (5, 6), имеет два зубчатых венца.
С меньшим зубчатым венцом находится в постоянном зацеплении шестерня (16) привода независимого ВОМ, с другим венцом (9) — шестерня (20) привода насоса гидросистемы трансмиссии и ГНС.
Привод насоса гидросистемы трансмиссии
трактора МТЗ-1221 осуществляется от ведущего вала (2, 9) через
шестерни (20, 26, 25). При включенной муфте сцепления крутящий
момент
от ведомых дисков сцепления через вал (1), втулку (8) передается на
первичный вал КПП.
Корпус сцепления МТЗ-1221
1 — силовой вал; 2, 9 — вал ведущий привода
ВОМ; 3 — кронштейн отводки; 4,7 — манжеты; 5, 6,17, 18, 23, 27 —
подшипники; 8 — втулка шлицевая; 10 — вал ведомый ВОМ; 11 —
подшипник; 12 — прокладка; 13, 15 — крышки; 14 — болт; 19, 26 —
вал-шестерня; 20 — шестерня привода насосов ГНС и трансмиссии; 21 —
гайка; 22 — ось; 24 — кольцо стопорное; 25 — вал-шестерня; 28 —
корпус
Привод сцепления МТЗ-1221
Привод сцепления трактора МТЗ-1221 предназначен для управления
муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип
привода сцепления - гидростатический с
подвесными педалями, гидроусилителем.
Привод сцепления МТЗ-1221
1 - бачок; 2 - пружина; 3, 17- болт; 4, 8,
14, 18, 27, 42 - гайка; 5, 15, 43 - вилка; 6, 16, 34, 44- палец; 7 -
педаль сцепления для прямого хода; 9,12, 31, 32 - толкатель; 10 -
главный цилиндрдля прямого хода; 11 - маслопровод; 13 - чехол; 19 - главный цилиндр
для реверса; 20 – педаль сцепления для реверса; 21, 25 -
трубопровод; 22 - кран; 23 - поршень; 24 - рукав гибкий;
26 - опора; 28 - защитный колпачок; 29 - перепускной клапан; 30 -
цилиндр рабочий; 33, 40 - кронштейн; 35 - шплинт; 36 - шайба; 37 -
крышка; 38 - поршень; 39 - гидроусилитель; 41 - тяга;
45 - рычаг; 46 - шланг; 47 - оттяжная пружина.
Привод состоит из главных цилиндров (10) и (19), подвесных педалей
(7) и (20), крана (22) (для автоматического переключения с режима
работы трактора на прямом ходу на режим
реверса или наоборот), рабочего цилиндра (30), гидроусилителя (39),
рычага (45), бачка (1), соединительных трубопроводов и
маслопроводов.
Главный цилиндр сцепления МТЗ-1221 (1221-1602610)
Гидроусилитель (39) проточного типа предназначен для снижения усилия
на педалях (7) и (20) в процессе выключения муфты сцепления
МТЗ-1221. Он соединен маслопроводом (11) со сливным потоком масла
насоса-дозатора ГОРУ, а шлангом (46) – со сливом в бак ГОРУ.
В режиме прямого хода во время нажатия на педаль (7) тормозная жидкость из главного цилиндра (10) поступает через трубопровод (25) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода (21).
Далее тормозная жидкость поступает через рукав гибкий (24) в рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30), перемещая толкатель (31).
Толкатель (31) воздействует на толкатель (32) гидроусилителя (39), в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги (41), поворачивающей рычаг (45), связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.
В
режиме работы на реверсе при нажатии на педаль (20) тормозная
жидкость из главного цилиндра (19) поступает через трубопровод (21)
в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее левое
положение и закрывает вход трубопровода (25).
Регулировка управления сцеплением МТЗ-1221
Регулировка зазора между поршнем и
толкателем (9) главного цилиндра (10):
- при помощи регулировочного болта (3) и вилки (5) установить
исходное положение педали (7), выдержав размер «Б»;
- отрегулировать зазор между толкателем (9) и поршнем главного
цилиндра сцепления МТЗ-1221 (10) при помощи вилки (5). При этом
перемещение педали (7) от исходного положения до момента касания
толкателя (9) в поршень, измеренное по центру чехла педали, должно
составлять размер «Г»;
- затянуть гайки (4, 8), зашплинтовать палец (6);
Регулировка зазора «К» между поршнем и
толкателем (12) главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (19):
- снять чехол (13);
- расконтрить толкатель (12);
- ввернуть толкатель (12) главного цилиндра (19) в вилку (15),
выдержав размер «Е»;
- затянуть гайку (14) и надеть чехол (13);
- путем вворачивания и отворачивания болта (17) для обеспечения
зазора между толкателем (12) и поршнем главного цилиндра (19)
установить свободный ход педали (20), измеренный по центру чехла, в
размер «Д»;
- затянуть контргайку (18);
Регулировка зазора «Л» между толкателем
(31) цилиндра рабочего и толкателем (32) гидроусилителя (39):
- снять рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30) с кронштейна (33),
вынув палец (34);
- в цилиндре (30) установить толкатель (31) в крайнее правое
положение до упора в крышку;
- установить цилиндр (30) до соприкосновения без усилия в толкатель
(32) гидроусилителя (39) и путем вворачивания или отворачивания
опоры (26) совместить отверстия опоры и кронштейна (33), после чего
ввернуть опору (26) на 1/2 оборота, установить палец (34);
- затянуть контргайку (27) и зашплинтовать палец (34);
Регулировка свободного хода отводки муфты
сцепления трактора МТЗ-1221:
- снять две оттяжные пружины (47);
- отсоединить тягу (41) от рычага (45), вынув палец (44);
- расконтрить вилку (43);
- переместить тягу (41) вправо до упора поршня (38) гидроусилителя
(39) в крышку (37), повернуть рычаг (45) против часовой стрелки до
упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку (43),
совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на
5...5,5 оборотов (размер «М») и соединить с рычагом при помощи
пальца (44);
- затянуть гайку (42), зашплинтовать палец (44), надеть две оттяжные пружины (47).
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40