_______________________________________________________________________________________________
Устройство коробки передач трактора Т-40
Установленная на тракторе Т-40 коробка
передач (рис. 25) предназначена для изменения скорости и направления
движения трактора.
Механическая, восьмискоростная, четырехходовая с поперечным
расположением валов коробка передач трактора Т-40 состоит из
конической передачи с механизмом реверса, ходоуменьшителя, валов и
шестерен, механизма переключения, механизма блокировки передач,
главной передачи с
дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала.
Рис. 25. Коробка передач КПП
трактора Т-40
1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 —
вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменьшителя; 6 -
коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 —
маслоприемник; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10
— ведущая коническая шестерня, 11 — вал муфты главного сцепления;
12— муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения
реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18—рычаг
переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения;
22 — первичный зал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка
корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 —
вал-шестерня замедленной передачи; 28— промежуточная шестерня
замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 —
вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала;
37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня
промежуточной передачи; 39— пробка сливного
отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель
Коническая передача КПП трактора Т40 с механизмом реверса
предназначена для передачи вращения и крутящего момента от дизеля к
первичному валу, валу реверса или ходоуменьшителю. Конические
шестерни 6, 10 и 16 имеют круговой зуб и в процессе эксплуатации не
требуют регулировок до их выбраковок.
Ведущая шестерня 10 конической передачи смонтирована в расточке
передней части корпуса трансмиссии трактора Т-40 и вращается в
переднем (шариковом) и заднем (роликовом) подшипниках.
Ведомая шестерня 16 коробки передач установлена в левой части
первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая
шестерня 6 реверса смонтирована также в левой части корпуса
трансмиссии.
Между ведомыми шестернями на шлицах первичного вала КПП трактора
Т-40 установлена муфта 12 реверса, которая может занимать одно из
трех положений: находиться в зацеплении с ведомой конической
шестерней 16 переднего хода, с ведомой конической шестерней 6
реверса или валом
ходоуменьшителя.
Коническую передачу трактора Т-40 заменяют комплектно, т. е. все
шестерни — ведущую и ведомую.
Вначале устанавливают ведущую коническую шестерню 10, выдержав
расстояние от торца шестерни до оси первичного вала 40 ± 0,1 мм. Во
время регулировки необходимо увеличивать или уменьшать число
прокладок, устанавливаемых под стакан подшипника.
Затем устанавливают ведомую коническую шестерню 16 так, чтобы зазор
в зацеплении зубьев шестерен был в пределах 0,25—0,6 мм. Зазор
регулируют путем установки или удаления прокладок из-под стакана 30
подшипника. Коническую шестерню реверса устанавливают аналогично
ведомой
конической шестерне.
Ходоуменьшитель трактора Т-40
Ходоуменьшитель трактора Т40 предназначен
для получения дополнительного ряда замедленных скоростей, что
позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и
орудиями, требующими пониженных скоростей движения. Установлен он с
левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни
реверса.
Конструкция ходоуменьшителя трактора Т-40 выполнена в виде
отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и
внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя 2,75.
Рис. 26. Ходоуменьшитель трактора
Т-40
1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 —
сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 —
маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9
— муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 ~ солнечная
шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки
Ходоуменьшитель трактора Т40 (рис. 26) работает следующим образом.
Солнечная шестерня 12, соединенная шлицами с конической шестерней 10
реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 13.
Сателлиты передают вращение шестерне 2, которая через шлицевое
соединение вращает ведущий вал 11 ходоуменынителя. Далее вращение
передается через подвижную муфту 9 к первичному валу 8 коробки
передач.
Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не
более 9 кН (900 кгс). Пятую и шестую передачи включать не
рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач.
Соответствующие скорости можно получить на прямых передачах.
Валы и шестерни коробки передач трактора Т-40 предназначены для
получения определенного ряда скоростей и изменения направления
движения трактора (см. рис. 25).
Первичный вал КПП Т40 вращается в двух шарикоподшипниках,
расположенных в расточке корпуса трансмиссии и стакане 30. На шлицах
первичного вала установлены два скользящих блока: блок ведущих
шестерен пятой и шестой и блок второй и третьей передач, а также две
неподвижные шестерни четвертой и первой передач.
На вторичном валу КПП трактора Т-40 установлены неподвижные шестерни
(шестой передачи, блока ведомых шестерен второй и пятой передач,
блока ведомых шестерен передачи к дифференциалу и третьей передачи и
две подвижные шестерни — шестерни четвертой передачи и заднего хода
и
шестерни первой и замедленной передач.
При перемещении одной из подвижных шестерен с помощью механизма
переключения включается требуемая передача. При включении передачи
заднего хода или замедленной вводятся в зацепление дополнительные
шестерни 23 и 28, установленные в нижней части корпуса трансмиссии.
Установку вторичного вала 3 регулируют при замене вала прокладками
путем установки или удаления их из-под стакана 31 подшипника,
выдержав расстояние от оси ВОМ до торца вторичного вала 35+0-34 мм.
Механизм переключения передач КПП Т-40 состоит из валиков
переключения с закрепленными на них вилками. Валики имеют кольцевые
канавки, в которые входят шарики-фиксаторы. Валики с помощью рычага
переключения могут перемещаться для включения передач.
Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 (рис. 27)
предназначен для устранения случаев неполного включения шестерен и
их самовыключения. Он состоит из шариков-фиксаторов 13 с пружинами
14 и валика 2 блокировки.
Рис.27. Механизм блокировки
коробки передач КПП трактора Т-40
1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги
блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного
сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг
переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 —
пружина
При нажатии на педаль муфты главного сцепления, что необходимо при
включении требуемой передачи, перемещается и валик блокировки до тех
пор, пока фрезерованные пазы на нем не установятся против валиков
переключения.
В таком положении каждый валик переключения удерживается только
шариковым фиксатором и может быть перемещен с помощью рычага
переключения.
После этого педаль муфты сцепления возвращается в исходное
положение, а валик блокировки своей цилиндрической частью входит в
кольцевую проточку валиков переключения, не допуская их перемещения.
Регулировать механизм блокировки КПП Т-40 в процессе эксплуатации
тракторов не требуется, за исключением случаев замены деталей или
полной его разборки.
В этих случаях после установки свободного
хода регулируют педали главного сцепления трактора Т-40 в следующей
последовательности:
- устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения передач и
отпускают педаль глашюй муфты, т. е. оставляют муфту включенной;
- расшплинтовывают палец 10 вилки 8 и снимают ее с рычага 11
блокировки;
- нажимают на рычаг 11 блокировки, переместив его в крайнее заднее
положение, которое соответствует включенному положению муфты;
- отвертывая вилку 8, подбирают такую длину гиги, чтобы при крайнем
заднем положении рычага соединить вилку тяги. После регулировки
устанавливают и зашплинтовывают палец вилки.
Кроме упомянутого механизма в коробке передач трактора КПП Т40
установлен другой механизм блокировки, исключающий пуск дизеля при
включенной передаче.
Этот механизм состоит из выключателя 41 (см.
рис. 25) и качающейся рамки 40 у смонтированных в корпусе управления
переключением передач.
При включении одной из передач вместе с рычагом поворачивается рамка
с осью, замыкая через выключатель обмотку магнето пускового агрегата
на «массу» или размыкая цепь включения стартера дизеля при
электростартерном пуске.
В процессе эксплуатации нельзя допускать ослабления мест крепления
провода и его обрыва.
Редуктор главной передачи и дифференциал трактора Т-40
Главная передача и дифференциал предназначены для передачи колесам
трактора Т-40 вращения и крутящего момента с разными угловыми
скоростями.
Главная передача (редуктор) трактора Т-40 состоит из пары
цилиндрических прямозубых шестерен.
Дифференциал — простой, двухсателлитный с
коническими шестернями, расположенными в ступице дифференциала.
При прямолинейном движении трактора, когда сопротивление на ведущих
колесах оди¬наково, правая и левая ведомые шестерни дифференциала
вращаются с одинаковой угловой скоростью.
С изменением сопротивления на ведущих колесах или во время поворота
трактора одна из ведомых шестерен замедляет вращение, другая —
ускоряет, обкатываясь на конических шестернях-сателлитах.
Регулировка шестерен дифференциала в процессе эксплуатации не
требуется.
Механизм блокировки дифференциала трактора Т40 (рис. 28) позволяет
передавать вращение с одинаковой частотой левой и правой полуосям,
что необходимо во время преодоления трактором препятствий.
Рис. 28. Механизм блокировки
дифференциала трактора Т-40
1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг
штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 —
ось
качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11
- муфта; 12 — полуось
Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 регулируют только
при нарушении регулировки в такой последовательности:
- отвертывают гайку 3, ввертывают регулировочный болт 2 в педаль 1
снизу;
- включают муфту 11, нажав ногой на педаль 1 до отказа;
- отвертывают регулировочный болт 2 до упора головки в крышку
коробки;
- отпускают педаль 1 блокировки и отвертывают болт 2 еще на один
оборот. В таком положении регулировочный болт сверху надежно
закрепляют
гайкой 3.
Надежность и продолжительность работы механизма блокировки зависят
от его правильной эксплуатации, поэтому при работе на тракторе Т-40:
- Используют блокировку только для преодоления препятствий при
увеличенном буксовании одного из ведущих колес, для чего выключают
муфту
главного сцепления, нажимают ногой на педаль блокировки и включают
сцепление;
- Не делают поворотов на тракторе при включенной блокировке.
Запрещается включать блокировку дифференциала при включенной муфте
сцепления.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40