_______________________________________________________________________________________________
Базовые компоненты дизельного двигателя Д-21
Двигатель Д-21 — дизельный, 4-тактный, бескомпрессорный, воздушного
охлаждения с непосредственным впрыском топлива. Двигатель Д-21 —
двухцилиндровая модель семейства дизельных двигателей воздушного
охлаждения, разработанная ВТЗ.
У этих двигателей унифицированы детали кривошипно-шатунного
механизма (поршень, шатун, поршневые кольца, шатунные и коренные
вкладыши), все детали механизма газораспределения (за исключением
распределительного вала), цилиндры и головки цилиндров. Общие виды
дизеля Д-21
представлены на рис.1,2.
Рис. 1. Двигатель Д-21 трактора
Т-25 ВТЗ (вид слева)
1 - счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 —
выпускной трубопровод; 5 — средний дефлектор; б — топливный насос; 7
— маховик; 8 — подогревательная свеча накаливания.
Все агрегаты, узлы и механизмы дизельного двигателя Д-21 закреплены
непосредственно на блок-картере, кожухе маховика и крышке
распределительных шестерен.
Рис. 2. Дизель Д-21 трактора Т-25
Владимирец (вид справа)
1 — картер двигателя; 2 — стартер; 3 — кожух вентилятора, 4 — хомут
крепления вентилятора; 5 —редукционный клапан; 6 — поддон картера.
Двигатель Д-21 трактора Т-25 устроен следующим образом. С левой
стороны по ходу трактора (рис. 1) расположены топливная аппаратура
6, впускной и выпускной 4 трубопроводы, средний дефлектор 5 и свеча
подогрева 8 во всасывающем трубопроводе.
На передней части дизеля Д-21 размещены маслозаливная горловина,
осевой вентилятор со встроенным генератором, направляющий аппарат
которого закреплен на крышке распределения ленточным хомутом,
счетчик моточасов, реактивная центрифуга, фильтры грубой и тонкой
очистки топлива, щуп-масломер, шкив привода вентилятора и генератора
с метками ВМТ (верхняя мертвая точка), HМT (нижняя мертвая точка) и
Т (начало подачи топлива насосом).
С правой стороны находятся механизм привода декомпрессора, пусковой
стартер 2 (рис. 2), форсунки и кожух 3 вентилятора. На задней
стороне двигателя непосредственно к блок-картеру прикреплен кожух
маховика.
Остов дизельного двигателя Д-21 трактора Т-25 Владимирец состоит из
блок-картера, цилиндров, головок цилиндров, картера маховика, крышки
распределительных шестерен и переднего листа. К этим основным
деталям крепятся все другие узлы, агрегаты и детали двигателя.
Блок цилиндров (рис. 3 и 4) отливается из серого чугуна. Внутри
картера имеются три опоры коренных подшипников коленчатого вала, две
опоры
подшипников распределительного вала и две опоры подшипников валика
уравновешивающего механизма.
На верхней плоскости блока цилиндров дизеля Д-21 расположены два
расточенных отверстия 4 для установки цилиндров, восемь резьбовых
отверстий 3
для вворачивания силовых анкерных шпилек, крепящие головки цилиндров
и цилиндры, и четыре отверстия 5 под запрессовку втулок толкателей.
Рис. 3. Блок цилиндров двигателя Д-21 трактора Т25 (вид спереди)
1 — палец промежуточной шестерни; 2 — штифт; 3 — отверстие для
подвода масла; 4 — отверстие для подвода масла к головкам цилиндров;
5 —
отверстие под трубку масляного манометра.
Для предотвращения течи масла из картера между блок-картером и
опорной поверхностью цилиндра дизеля Д-21 трактора Т-25 ВТЗ ставится
прокладка из
медной фольги толщиной 0,3 мм. Для увеличения жесткости блока
цилиндров его нижняя плоскость опущена на 126 мм ниже оси постелей
под коренные
подшипники коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников (бугели) фиксируются боковыми торцами
(устанавливаются с натягом по боковым поверхностям) и каждая крышка
крепится на двух шпильках с помощью гаек и замковой шайбы.
Постели коренных подшипников расточены вместе с крышками, поэтому
замена крышек на новые или перестановка их недопустимы. На каждой
крышке
нанесен порядковый номер, начиная от передней плоскости картера.
Рис. 4. Блок цилиндров Д-21 трактора Т-25 (вид сзади)
1 — постель третьего подшипника; 2 — установочный штифт; 3 —
отверстие под анкерную шпильку; 4 — отверстие под цилиндр; 5 —
отверстие под
толкатель; 6 — бобышка крепления редукционного клапана; 7 — задняя
опора распределительного вала; 8 — крышка (третьего коренного
подшипника,
Крышки коренных подшипников устанавливаются в блоке цилиндров при
сборке двигателя Д21 трактора Т25 таким образом, чтобы паз под ус
вкладыша был обращен
к правой стороне двигателя. Для удобства демонтажа каждая крышка
имеет резьбовое отверстие М10, в которое вворачивается специальный
съемник или
болт.
Подшипниками распределительного вала служат втулки из
антифрикционного чугуна, запрессованные в расточки блок-картера,
каждая втулка имеет
отверстие для подвода смазки к шейкам распределительного вала.
Передняя втулка снабжена буртиком, в который упирается торец
шестерни распределительного вала. Подшипниками валика
уравновешивающего
механизма дизеля Д-21 служат бронзовые втулки, которые имеют канавки
по наружной поверхности и отверстия для подвода смазки к шейкам
валика.
На передней стенке (рис. 3) выполнены канал для подвода масла от
первого коренного подшипника коленчатого вала к передней шейке
распределительного вала трактора Т-25, канал подвода масла к
отверстию под палец промежуточной шестерни распределения, а от него
— к пальцу 1
промежуточной шестерни привода валика уравновешивающего механизма и
далее к переднему подшипнику валика уравновешивающего механизма и к
шестерне привода топливного насоса.
Отверстие 3 на фрезерованной площадке служит для подвода масла от
масляного насоса в магистраль дизельного двигателя Д-21 трактора
Т25. На той же стенке
сделаны гладкие отверстия под установочные штифты 2, фиксирующие
передний лист, и резьбовые отверстия крепления переднего листа.
На задней стенке размещены каналы подвода масла от третьего
коренного подшипника к задним подшипникам распределительного вала и
валика
уравновешивающего механизма и канал, выходящий на левую стенку блока
в верхней задней части, для подсоединения трубки подвода масла к
головкам
цилиндров.
Здесь также предусмотрены два отверстия для запрессовки установочных
штифтов 2, фиксирующих положение картера маховика относительно блок-картера дизеля Д21 трактора Т-25 Владимирец.
На правой стенке блока внизу, в середине, имеется овальная
фрезерованная бобышка для установки фирменной таблички, на которой
указаны модель
двигателя, его номер, год выпуска, мощность и число оборотов; в
нижней части — фрезерованная плоскость для крепления передней опоры
двигателя, а
выше нее — бобышка 6 крепления редукционного клапана; в верхней
части — две фрезерованные бобышки для крепления валиков
декомпрессора.
На левой стенке внизу в передней части обработана плоскость для
крепления передней опоры двигателя.
В верхней задней части выполнено отверстие 4, от которого по трубке
подводится масло к головкам цилиндров двигателя Д-21 трактора Т25, и
в середине вверху — резьбовое
отверстие 5 М12 для присоединения трубки, связывающей масляную
магистраль с манометром. К нижней плоскости блок-картера крепится
масляный
картер.
Цилиндр отливается из специального чугуна. На наружной поверхности
цилиндра предусмотрены тонкостенные ребра охлаждения. По всей
высоте цилиндра имеется 18 ребер. Расстояние между ребрами (шаг) 8
мм, толщина ребра у вершины 1,5 мм (у верхнего ребра 5 мм, у нижнего
3 мм).
Для более равномерного охлаждения цилиндра Д-21 трактора Т-25 высота
ребер по окружности выполнена неодинаковой. Со стороны вентилятора
ребра
имеют меньшую высоту, а на противоположной стороне большую, так как
здесь ребра обдуваются уже прогретым воздухом. Впереди и сзади
(относительно двигателя) высота ребер уменьшена для сокращения длины
двигателя.
В углах цилиндра по вертикали ребер нет, а сделаны вырезы для
размещения анкерных шпилек. В нижней части цилиндра расположен
опорный фланец.
Поверхность ниже фланца обработана для установки цилиндра в расточку
блок-картера.
Для повышения жесткости цилиндра и уменьшения концентрации
напряжений переход от оребрений стенки цилиндра к опорному фланцу
плавный —
радиус 18 мм. Под фланец при установке в блок ставится прокладка из
медной фольги толщиной 0,3 мм. Верхний торец цилиндра имеет две
лабиринтные
кольцевые канавки для улучшения уплотнения в стыке с головкой
цилиндров.
Внутренняя поверхность цилиндра (зеркало) закалке не подвергается,
так как цилиндр изготовлен из специального чугуна, обладающего
высокой
износостойкостью. Зеркало цилиндра обработано с высокой степенью
точности и чистоты.
Головка блока цилиндра Д-21 (рис. 5) отлита из алюминиевого сплава.
Отливка термически обрабатывается. Головки отдельных цилиндров
взаимозаменяемы. Для лучшего охлаждения головка имеет ребра внутри и
снаружи. По высоте головки снаружи расположено 11 ребер.
Расстояние между ребрами 6 мм, толщина ребра у вершины 2 мм. Для
лучшего отвода тепла и большей жесткости головки нижняя стенка
(плита) имеет
толщину от 19 до 23 мм.
Рис. 5. Головка блока цилиндра дизеля Д-21 трактора Т-25 ВТЗ
1 — прокладка крышки клапанов; 2 — штифт; 3 — резьбовая вставка; 4 —
шпилька стойки коромысел; 5 — шпилька малая стойки коромысел; 6 и 7
—
шпильки; 8 — резьбовая пробка; 9 — выпускной клапан; 10 — тарелка
пружины клапана; 11 — сухарь клапана:, 12 — впускной клапан; 13 —
пружина
клапана; 14 — седло клапана; 15 — втулка клапана; 16 — опорная шайба
пружины клапана.
В средней части головки между всасывающим и выпускным отверстиями
выполнен сквозной канал с вертикальным ребром, соединяющим нижнюю и
верхнюю плиты для улучшения охлаждения перемычки между клапанами и
форсунки.
Со стороны верхней плиты в головку блока цилиндра дизельного
двигателя Д21 трактора Т-25 запрессованы направляющие втулки 15
клапанов, два
штифта 2 для фиксации крышки клапанов, а также сделаны три резьбовых
отверстия (два М10 и одно М8), в которые с натягом ввернуты шпильки
4 и 5
крепления стойки оси коромысел.
Со стороны нижней плиты в головку запрессованы седла 14 клапанов из
жаростойкого специального легированного чугуна высокой твердости.
На нижней плите предусмотрен уплотняющий поясок, обеспечивающий
герметичное соединение газового стыка между цилиндром и головкой и
сделана
расточка глубиной 3 мм для центрирования головки на цилиндре.
Для установки и крепления форсунки в головку ввернута и раскернена
стальная резьбовая вставка 3. Стык форсунки с головкой уплотняется
медной
прокладкой, надеваемой на корпус распылителя.
Впускной и выпускной каналы выходят на левую сторону головки блока
цилиндров двигателя Д-21 трактора Т25 и заканчиваются фланцами с
ввернутыми
шпильками 7 для крепления впускного и выпускного трубопроводов. Для
крепления головки цилиндров выполнены четыре отверстия под анкерные
шпильки.
Смазка к клапанному механизму подводится через резьбовое отверстие,
в которое вворачивается штуцер, соединенный с трубкой подвода смазки
от
блока. В верхней плите головки есть два отверстия, в которые
устанавливаются резиновые уплотнительные кольца с кожухами штанг толкателей.
Торец кожуха штанги не должен выступать выше торца уплотнительного
резинового кольца. На боковых поверхностях головки в верхней плите
выполнены
по два резьбовых отверстия для крепления переднего и заднего
дефлекторов.
Картер маховика (рис. 6) предназначен для крепления двигателя Д21 к
трактору Т-25, ограждения маховика, установки стартера. Отлит он из
чугуна. В
центре картера маховика имеется расточка для размещения заднего
конца коленчатого вала двигателя.
В этой расточке установлен корпус заднего каркасного сальника 2,
прикрепленный шестью болтами к картеру маховика. На верхней
плоскости картера
расположено резьбовое отверстие М12 для рым-болта 3.
Рис. 6. Картер маховика Д-21 трактора Т-25
а — вид со стороны подсоединения двигателя и трансмиссии; б — вид со
стороны подсоединения к картеру двигателя; 1 — корпус заднего
каркасного
сальника; 2 — задний сальник; 3— рым-болт; 4 — гнездо для размещения
заднего груза уравновешивающего механизма.
Снизу имеется фрезерованная плоскость под заднюю полку масляного
картера. Картер маховика дизельного двигателя Д-21 крепится к
блок-картеру
восемью шпильками с гайками и двумя болтами.
В левой нижней части предусмотрено гнездо 4 для заднего груза
уравновешивающего механизма. Справа и слева на картере маховика
сделаны лапы для
установки двигателя на раме трактора Т-25 при монтаже, используемые
также при транспортировке двигателя.
Передний лист отштампован из стали. Передняя и задняя его плоскости
отшлифованы, Крышка распределительных шестерен (рис. 7) отлита из
алюминиевого сплава. Передний лист и крышка крепятся к передней
стенке блок-картера болтами.
Рис. 7. Крышка распределительных шестерен дизеля Д-21
1 — плоскость для кронштейна топливного фильтра; 2 — плоскость для
корпуса масляного фильтра; 3 — фланец для маслозаливной горловины; 4
—
отверстие под ось корпуса натяжного механизма; 5 — поверхность под
вентилятор; 6 — установочный штифт; 7 — ухо; 8 — трубка для подвода
масла.
Между блоком цилиндров, передним листом и крышкой дизеля Д21
трактора Т-25 устанавливаются паронитовые прокладки. Передний лист и
крышка
центрируются по двум установочным штифтам, запрессованным в переднюю
стенку блок-картера. Это обеспечивает правильное зацепление шестерен
привода масляного насоса.
С левой стороны к задней плоскости переднего листа присоединен
топливный насос, фланец которого входит в точно обработанное
отверстие переднего
листа. В переднем листе сделаны отверстия под штифты для крепления
масляного насоса и отверстие для переднего конца коленчатого вала.
В крышке устанавливается каркасный сальник, через который проходит
передний конец коленчатого вала дизельного двигателя Д-21. В левой
верхней
части крышки распределительных шестерен отфрезерована плоскость 2
под масляный фильтр (центрифугу), который крепится пятью болтами и
одной
шпилькой с гайкой.
На верхнем левом торце крышки обработана плоскость 1 для крепления
кронштейна топливного фильтра. В середине с левой стороны обработан
фланец
3 для установки маслозаливной горловины со счетчиком моточасов. В
отверстие этого фланца входит фланец топливного насоса.
В средней части крышки справа предусмотрено отверстие 4 диаметром 15
мм под ось корпуса натяжного механизма ремня вентилятора. В верхней
части
справа по ходу трактора имеется обработанная по радиусу поверхность
со штифтом 6 для вентилятора двигателя Д-21 трактора Т-25.
По краям этой поверхности сделаны два уха 7 с отверстиями под пальцы
хомута крепления вентилятора. В крышку распределительных шестерен
залиты
три медные трубки 8 подвода масла от масляного насоса к масляному
фильтру и через сверление в блок-картере ко второй коренной шейке
коленчатого
вала.
Маленькая трубка в левой нижней части крышки подает масло от
передней опоры валика уравновешивающего механизма к втулке шестерни
привода
топливного насоса. К нижней плоскости крышки и переднего листа
крепится масляный картер двигателя.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40