_______________________________________________________________________________________________
Ходоуменьшитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и его работа
Механический ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) понижает скорости трактора только на I и II передачах при переднем и заднем ходе. Это шестеренный редуктор планетарного типа с передаточным числом 7,104, смонтирован в корпусе 3, устанавливается с левой стороны трактора.
В корпусе 3 размещены
промежуточная шестерня 7, вал-шестерня 9 и планетарный редуктор,
состоящий из водила 11, трех сателлитов 14, коронной 12 и солнечной
10 шестерен.
Рис. 1. Ходоуменьшитель МТЗ-80, МТЗ-82
1 - рычаг; 2 - вал; 3 - корпус; 4 - игольчатый подшипник; 5 - ось;
6,8 и 13 - подшипники; 7 - промежуточная шестерня; 9 - вал-шестерня;
10 - двойная шестерня; 11 - водило; 12 - коронная
шестерня; 14 - сателлит; 15 - ось сателлита; 16 – палец
Шестерня 7, с которой вводится в зацепление шестерня включения
ходоуменьшителя МТЗ-80, МТЗ-82 в коробке передач, вращается на
роликовом подшипнике 6 на неподвижной оси 5. Ось 5 зафиксирована в
корпусе 3 стопорным винтом и уплотнена в отверстиях заглушкой и
резиновым кольцом.
Промежуточная шестерня 7 находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней 9, установленным на подшипниках 13. На валу-шестерне 9 помещена шестерня 10.
Она
двойная, ее больший венец находится в зацеплении с ведомой шестерней
первой передачи и заднего хода коробки передач, а меньший служит
солнечной шестерней планетарного редуктора.
С валом-шестерней шлицами соединено водило 11 с запрессованными в
его расточки осями 15 сателлитов. На осях на игольчатых подшипниках
4 вращаются сателлиты 14, находящиеся в зацеплении с солнечной
шестерней 10. Коронная шестерня 12 неподвижно закреплена в корпусе 3
двумя пальцами 16, и постоянно зацеплена с сателлитами.
Крутящий момент от коробки передач подводится к большому венцу
шестерни 10 и от нее через планетарный редуктор, вал-шестерню 9, на
промежуточную шестерню 7, а от нее на шестерню включения
ходоуменьшителя и вал пониженных передач коробки передач,
изменив при этом направление вращения.
Поэтому для получения
пониженных скоростей переднего хода необходимо включать передачу
заднего хода и наоборот. При работе трактора на пониженных скоростях
сначала включают ходоуменьшитель, а затем передачу коробки передач.
Управляют ходоуменьщителем тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 рычагом 1. Рычаг
через валик 2 соединен с вилкой, которая входит в паз шестерни
включения ходоуменьшителя, расположенной в коробке передач. Во
включенном и выключенном положениях вилка с валиком 2 удерживается
пружинным фиксатором.
Ходоуменьшитель выключен, когда рычаг 1
находится в зафиксированном заднем (по ходу трактора) положении, при
этом шестерня 7 не входит в зацепление с шестерней включения
ходоуменьшителя в коробке передач.
Ходоуменьшитель включен при зафиксированном переднем
положении рычага, в этом положении вилка вводит шестерню включения
ходоуменьшителя в зацепление с промежуточной шестерней 7 и
одновременно разъединяет ведомую шестерню 1 первой передачи коробки
передач и заднего хода с валом пониженных передач.
Гидроходоуменьшитель тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, дополнительно к
рассмотренному выше, имеет гидросистему, благодаря которой за счет
дросселирования потока, создаваемого масляным насосом, достигается
бесступенчатое изменение скорости в пределах включенной передачи
(для коробок передач с подвижными шестернями) или в пределах
диапазона передач (для коробок с шестернями постоянного зацепления).
Рис. 2. Гидроходоуменьшитель МТЗ-80, МТЗ-82
1 - стержень управления дросселем; 2, 33 - винты; 3 - рычаг
управления; 4 - валик управления: 5 - вилка регулирования; 6 -
сателлит; 7 - тяга управления; 8 - корпус; 9 - промежуточная
шестерня; 10 - ось; 11 - роликовый подшипник; 12 - ось сателлита;
13, 22, 25 и 28 - подшипники; 14 - ролики сателлитов; 15 -
вал-шестерня; 16 - втулка коронной шестерни; 17 - втулка солнечной
шестерни; 18 - солнечная шестерня; 19 - водило; 20 - коронная
шестерня; 21 - вал-шестерня привода насоса; 23 - заборник; 24 -
всасывающий маслопровод; 26 - насос; 27 - нагнетательный
маслопровод; 29 - корпус дросселя; 30 - седло; 31 - шток; 32 -
гайка; 34 - крышка дросселя; 35 и 37 - пружины; 36 - шарик; 38 -
карданная муфта; 39 - вилка; 40 - дроссель
Редукторная часть гидроходоуменьшителя (рис. 2) по
устройству, аналогична рассмотренной выше, за исключением того, что
коронная шестерня 20 установлена на ступице водила на втулке 16 и
может относительно него вращаться.
Кроме внутреннего зубчатого венца с которым находятся в постоянном зацеплении сателлиты, коронная шестерня имеет и наружный зубчатый венец, который находится в зацеплении с валом-шестерней 21 привода насоса.
Для бесступенчатого изменения скорости
используют особенность планетарного механизма изменять передаточное
число пропорционально изменению частоты вращения промежуточного
элемента, чего добиваются регулированием подтормаживания коронной
шестерни с помощью гидросистемы.
Гидравлическая система ходоуменьшителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82
включает в себя насос 26, дроссель 40 с предохранительным клапаном,
маслозаборник 23 и арматуру 24, 27.
Насос, с помощью которого
создается момент сопротивления вращению коронной шестерни 20,
установлен на корпусе 8 и связан с валом-шестерней 21 привода
насоса.
Всасывающая магистраль насоса через трубопровод 24 соединена с
маслозаборником 23, нагнетательная полость насоса 26 через
трубопровод 27 соединена с дросселем, регулирующим расход масла,
подаваемого насосом, и предохраняющим гидросистему от перегрузки
(давление выше 15 МПа).
Расход жидкости изменяют регулированием щели
между седлом, установленным в корпусе 29 дросселя, и штоком 31,
поджимаемым давлением масла к торцу винта 33.
Управляют гидравлической системой с помощью стержня 1 с рукояткой,
выведенного в кабину, передающего вращение на винт дросселя через
карданную муфту 38 и головку винта 2. При вращении рукоятки по ходу
часовой стрелки скорость трактора увеличивается, против хода -
уменьшается.
Перед началом движения (троганием с места) нужно повернуть стержень
1 управления дросселем против хода часовой стрелки до упора,
выключить сцепление, тягу 7 переместить вниз, включить первую
передачу заднего хода, плавно включить сцепление, затем вращением по
ходу часовой стрелки стержня 1 установить необходимую скорость
движения трактора.
Гидроходоуменьшитель и коробку передач необходимо выключать при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку ходу часовой стрелки до упора).
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40