_______________________________________________________________________________________________
Неисправности компонентов заднего моста трактора МТЗ-80, 82
Механизмы заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 — главная передача, дифференциал и конечные передачи — размещены в корпусе 15 (рис. 1), к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощности МТЗ-80, МТЗ-82 (ВОМ) 14 и кронштейны механизма навески.
По бокам к корпусу крепятся кожухи 12 полуосей 13,
механизмы тормозов 3 и блокировки дифференциала 2. Главная передача
представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом.
Ведущая шестерня главной передачи 7 установлена на шлицевом конце
вторичного вала коробки передач 6, а ведомая 8 прикреплена болтами к
фланцу корпуса дифференциала 5. Корпус вращается на двух конических
роликовых подшипниках.
В нем установлены подвижно в крестовине на
осях сателлиты 4 и полуосевые конические шестерни 9, которые
закреплены на шлицевых концах валов, изготовленных за одно целое с
ведущими цилиндрическими шестернями 10 конечных передач.
Ведомые шестерни 11 установлены на шлицевых концах полуосей 13.
Механизм блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82 — фрикционная муфта
с гидравлическим приводом,
установленная на валу левой ведущей шестерни конечной передачи.
Гидравлический привод муфты осуществлен от
гидроусилителя руля трактора. При работе трактора диски муфты под
воздействием давления гидравлической жидкости сжимаются и
блокировочный вал 1, соединенный жестко с нажимными дисками муфты,
замыкает левую полуосевую шестерню дифференциала и крестовину, в
результате чего дифференциал блокируется.
Рис.1. Задний мост трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1— блокировочный вал; 2— механизм блокировки дифференциала; 3—
тормоз; 4— сателлит; 5— корпус дифференциала; 6— вторичный вал
коробки передач; 7— ведущая шестерня;
8— ведомая шестерня; 9— полуосевая шестерня 10— ведущая шестерня
конечной передачи; 11 —ведомая шестерня конечной передачи; 12— кожух
полуоси; 13— полуось; 14—
редуктор заднего вала отбора мощности; 15— корпус заднего моста
Механизм заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-80, МТЗ-82 выполнен
в виде планетарного редуктора. ВОМ имеет независимый и зависимый
(синхронный) приводы. Независимый привод расположен в корпусе
сцепления.
Зависимый привод ВОМ осуществляется от ведущей шестерни
второй ступени редуктора коробки передач. При независимом приводе
частота вращения вала отбора мощности определяется частотой вращения дизеля, а при синхронном — скоростью
движения трактора.
На механизмы задних мостов и конечных передач воздействуют те же силы, что и на коробку передач, что приводит к
нарушению правильного зацепления и сколам зубьев шестерен, зубчатых
и кулачковых муфт, износу деталей дифференциала, шлицевых
соединений, подшипников, манжет, дисков фрикционных муфт механизма
блокировки дифференциала (МТЗ-80).
Основные причины неисправностей
задних мостов трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Если при движении трактора происходит его увод в сторону при
торможении и увеличен ход педалей тормозов, это свидетельствует об
износе накладок дисков и нарушении
регулировки механизма управления тормозами.
Рис. 2. Регулировка хода педалей тормоза МТЗ-80, МТЗ-82
1— вилка; 2— болт; 3— контргайка
При возникновении этих неисправностей проверяют полный ход педалей
тормозов трактора МТЗ-80, 82, который должен быть одинаков у
каждой педали и равняться 70...90 мм.
Ход педалей менее 70 мм приводит к повышенному износу накладок и
перегреву тормозов.
Если он больше или меньше, то ход педалей регулируют следующим
образом. Отпускают контргайку 3 (рис. 2) и, вворачивая в вилку 1
тормоза или выворачивая регулировочный болт 2,
доводят ход педалей до нормы. Затем проверяют работу тормозов в
движении: разгоняют трактор и резко тормозят. По отпечаткам
протекторов шин замеряют тормозной путь.
При исправных и правильно отрегулированных тормозах тормозной путь не должен превышать 6...7 м. В ходе этой проверки
также определяют синхронность
срабатывания левого и правого тормозов.
Если после торможения на
расстоянии 10...20 м трактор «уводит» в сторону, то регулируют
синхронность срабатывания тормозов. Когда
регулировками этого добиться не удается, тормоза снимают и
ремонтируют.
Чтобы снять левый тормоз (см. рис. 2), предварительно снимают муфту
блокировки дифференциала, а для снятия правого отсоединяют правый
кронштейн кабины, тяги включения ВОМ и тормозной кран. Сняв тормоза,
измеряют толщину дисков.
Накладки соединительных дисков или соединительные диски в сборе заменяют при износе их по толщине до размера менее 11 мм, а нажимные диски — при износе до толщины менее 10,8 мм.
Следы смазки на внутреннем ободе колеса или
на крышке рукава полуоси свидетельствуют о разрушении или потере
эластичности манжеты полуоси. Для ее замены снимают колесо, ступицу
и крышку рукава полуоси (рис. 3).
Рис. 3. Снятие ступицы колеса, крышки рукава; спрессовка
рукава полуоси МТЗ-80, МТЗ-82
1— технологический болт; 2— корпус рукава полуоси
Шумы и стуки в рукавах полуосей ведущих колес указывают на износ или
разрушение подшипников. Для устранения этой неисправности снимают
колеса, топливные баки и демонтируют рукава полуосей трактора
МТЗ-80, 82.
Чтобы обеспечить доступ к левому рукаву, удаляют
гидроаккумулятор и левый кронштейн кабины, а к правому — правый
кронштейн кабины в сборе с тормозным краном и пневмопереходником.
После этого отворачивают крепежные болты и двумя технологическими
болтами 1 выпрессовывают рукава 2. При этом каждый рукав должен быть
надежно зафиксирован грузоподъемным механизмом.
Выпрессовку и
запрессовку полуоси в корпус производят съемниками (рис. 4). Полуоси
заменяют при износе посадочного места под подшипник 217 до размера
менее 84,95 мм или износе шпоночного паза.
Рис. 4. Запрессовка полуоси МТЗ-80, МТЗ-82 в рукав
1— универсальный съемник; 2— полуось; 3— рукав
Неработоспособность механизма блокировки дифференциала трактора
может быть вызвана разрывом диафрагмы, износом дисков
фрикционной муфты и блокировочного вала.
Если имеются признаки
неисправности муфты блокировки дифференциала, то снимают ее
крышку и кожух. Накладки соединительных дисков заменяют, если их
толщина менее 11,8 мм.
Заедание рычага управления валом отбора мощности ВОМ МТЗ-80, 82 и
затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый
или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма
усиления и износе кулачковой муфты переключения. Для того, чтобы
установить причину неисправности механизма усиления, снимают и
разбирают стакан (рис 5).
Рис. 5. Снятие стакана пружины механизма усиления МТЗ-80,
МТЗ-82 в сборе
1— установочный болт; 2— регулировочный болт; 3— контргайка; 4—
стопорный болт; 5— рычаг
При разборе стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают
осторожность и придерживаются определенной последовательности.
Сначала переводят рычаг управления
ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в
рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них
установочный болт 1.
Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до
отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан
пружины механизма усиления, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выкручивают
регулировочный болт 2.
Убеждаются в надежности фиксации стакана с
корпусом и снимают стакан в сборе.
Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный
болт 4.
Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют
пресс или струбцину. При неисправности кулачковой муфты отсоединяют
коробку передач от заднего моста
трактора МТЗ-80/82. После этого заменяют изношенные детали.
Продолжение
вращения хвостовика вала при выключении заднего ВОМ или
неравномерное его вращение свидетельствует
о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Рис. 6. Отворачивание регулировочных болтов
1— крышка заднего моста, 2— регулировочные болты
Для регулировки натяжения тормозных лент снимают крышку люка,
заворачивают до отказа, а потом ослабляют затяжку регулировочных
болтов (рис. 6), добиваясь свободного прокручивания хвостовика вала
рукой. Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с
трактора.
Для этого отворачивают болты, крепящие заднюю крышку, и
выпрессовывают ВОМ в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с
технологическими болтами 1 (рис. 7). Затем снимают тормозные ленты и
измеряют их толщину. При толщине лент менее 2,5 мм их заменяют
новыми.
Рис. 7. Выпрессовка ВОМ трактора МТЗ-80, 82 из корпуса
заднего моста
1— технологический болт; 2— ВОМ
Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего
момента, следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе
шлицев вала, деталей планетарного
редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае BOM снимают с трактора. Для проверки технического
состояния его заднюю крышку зажимают в тисках и, прокручивая
хвостовик, осматривают зубья шестерен, рукой проверяют перемещение
хвостовика вала в подшипниках.
Обнаружив сколы на зубьях, большие
перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ
разбирают и заменяют дефектные детали.
Водило планетарного редуктора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при износе
поверхностей под оси сателлитов до размера более 20,2 мм и
поверхностей под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм.
Также
заменяют следующие детали: оси сателлитов
при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее
19,92 мм, барабан включения при износе поверхности под тормозную
ленту до размера менее 159,0 мм и посадочного места под наружную
обойму подшипника № 209 до размера более 85,12 мм, вал планетарного
редуктора при износе посадочных мест под подшипники до размера
менее: 208 - 39,96 мм, 310 - 49,97 и 209 - 44.96 мм.
Если обнаружено подтекание масла из-под манжет, то у снятого ВОМ
осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. При прорывах
прокладку заменяют.
Если масло подтекает из-под хвостовика вала, то для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником, спрессовывают барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки. После этого освобождается доступ к дефектным манжетам.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40