_______________________________________________________________________________________________
Устройство раздаточной коробки трактора МТЗ-82
Передний ведущий мост приводится от коробки передач через раздаточную
коробку трактора МТЗ-82 и последовательно соединенные промежуточный
карданный вал, промежуточную опору с предохранительной муфтой и передний
карданный вал. Оба вала взаимозаменяемы.
Раздаточная коробка (раздатка) служит для передачи крутящего
момента от коробки передач к переднему ведущему мосту.
С ее помощью
осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение
переднего моста. Передаточное число раздаточной коробки 0,866.
Раздаточная коробка (рис. 9) представляет собой одноступенчатый
шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего
действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать
муфту свободного хода.
Расположена раздатка МТЗ-82 в отдельном корпусе 14, который
устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки
передач с
правой стороны.
Рис.9. Раздаточная коробка МТЗ-82
1 - промежуточная шестерня, 2 - подшипники промежуточной шестерни; 3 -
шестерня вторичного вала; 4 - ось; 5 - гайка; 6 - ведомая обойма муфты
свободного хода; 7 - пружина ролика; 8 - штифт; 9 - ролик; 10 -шестерня;
11 - зубчатая муфта; 12 - соединительный фланец; 13- вилка; 14- корпус;
15 -
оттяжная пружина; 16 - вал; 17 - подшипники муфты свободного хода; 18-
резьбовая муфта; 19 - упор тяги; 20- стойка, 21 - тяга управления.
Шестерня 10 раздаточной коробки трактора находится в постоянном
зацеплении с промежуточной шестерней 1, которая смонтирована на оси 4
в отсеке коробки передач, и, в свою очередь, постоянно соединена с
шестерней 3 вторичного вала коробки передач.
Благодаря этому шестерня 10 раздатка МТЗ-82 на всех передачах синхронно
подключает в работу передний ведущий мост, когда срабатывает муфта
свободного хода или когда она принудительно блокируется трактористом.
Шестерня 10 выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты
свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной
блокировки.
В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих
роликов 9, подпружиненных штифтами 8. Штифты 8 и пружины 7 вставлены
в сверления шестерни и запираются в них пробками.
Внутренняя ведомая обойма 6 муфты свободного хода установлена на валу 16
раздатки трактора МТЗ-82 на латунной втулке и может вращаться
относительно вала.
В обойме 6 сделан внутренний венец, при помощи которого она может
соединяться с зубчатой муфтой 11, посаженной подвижно на шлицы вала 16.
Наружная шестерня 10 может проворачиваться относительно внутренней
обоймы 6 на подшипниках 17.
Передаточные числа переднего и заднего мостов и радиусы качения шин
трактора подобраны так, что при отсутствии буксования задних
колес шестерня 10 с наружной обоймой муфт свободного хода вращается
примерно на 5% медленнее, получая вращение от коробки передач, чем
внутренняя обойма 6, получающая вращение от привода передних колес.
При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме,
ролики 9 расклинены и не препятствуют независимому вращению
шестерни 10 и обоймы 6.
Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних
колес и привода замедляется, соответственно уменьшаются обороты
обоймы 6.
При равенстве оборотов шестерни 10 и обоймы 6 ролики заклиниваются,
объединяя в одно целое шестерню 10 и обойму 6, и тем самым автоматически
подключают передний мост в ведущий режим работы.
Режим работы с автоматическим включением переднего моста МТЗ-82 является
основным. Принудительное включение переднего моста
используется в случае необходимости при движении задним ходом, а также в
условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при
большом буксовании трактора, например на пахоте и сплошной культивации,
для разгрузки и повышения срока службы муфты свободного хода.
В этом случае зубчатая муфта 11 вводится в зацепление с внутренними
зубьями шестерни 10 и блокирует муфту свободного хода, жестко соединяя
шестерню 10 с валом 16.
Если передний мост включен принудительно, то действие тормозов задних
колес распространяется и на передние.
Поэтому для повышения
эффективности торможения и безопасности можно использовать
принудительное включение переднего моста при работе на скользких дорогах
и
крутых склонах.
На сухих дорогах, особенно при транспортных переездах с машинами,
навешенными сзади, нужно обязательно отключать передний мост. Это снизит
износ шин и расход топлива, а также повысит срок службы муфты свободного
хода и привода.
Управляется раздаточная коробка МТЗ-82 зубчатой муфтой 11, которая,
перемещаясь с помощью вилки 13 на шлицах вала 16, может занимать три
фиксированных положения: муфта свободного хода отключена (рис. 10, а),
включена (рис. 10, б), заблокирована (рис.10, в).
Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой 21 (см. рис.9),
рукоятка которой выведена в кабину.
Усилие от тяги передается наружному рычагу, закрепленному с помощью
штифта на поворотном валике. Внутренний рычаг, приваренный к валику,
поворачивает вилку 13, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты 11
и перемещает ее в требуемое положение.
Рис.10. Управление раздаточной коробкой МТЗ-82
а - муфта свободного хода отключена; б - муфта свободного хода включена;
в - муфта свободного хода заблокирована.
Тяга 21 фиксируется также в трех положениях упором 19, приваренным к
тяге, и стойкой 20, снабженной тремя пазами, куда заходит упор тяги.
Установка упора 19 в верхний паз стойки 20 соответствует принудительной
блокировке муфты свободного хода, а в нижний - ее отключение.
Техническое обслуживание раздаточной коробки МТЗ-82
Масляная ванна раздаточной коробки - общая с коробкой
передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки
выполняются одновременно со смазкой трансмиссии.
Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно
менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание
автоматического включения затрудняется.
Несрабатывание автоматического включения раздатки МТЗ-82 вызывается
засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни 10 продуктами
износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин 7,
заеданием штифтов 8 в отверстиях шестерен.
В последнем случае усилия пружины оказываются недостаточными для
поджатия штифта и заклинивающего ролика 9.
Причиной неисправности раздатки может быть также износ
роликов, беговых дорожек шестерни 10 и ведомой обоймы 6. Наиболее
изношенными обычно бывают ролики.
На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуют
и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным
диаметром.
Ролики номинального размера имеют диаметр 15, а ремонтные - 15,15 мм.
Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы
заклинивающих поверхностей шестерни 10 и обоймы 6.
Роликовые конические подшипники 2 промежуточной шестерни раздаточной
коробки МТЗ-82 регулируют затяжкой гайки 5.
Гайку затягивают так,
чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно
проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазор в
подшипниках
не должен превышать 0,05 мм.
Для доступа к гайке 5 нужно снять верхнюю крышку коробки передач.
Учитывая это, следует не забывать о проверке состояния подшипников
промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала
коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней
крышки коробки передач.
Стойка 20, фиксирующая положение тяги 21 управления, закреплена на
полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе
с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова
трактора.
Это может повлиять на управление раздаткой МТЗ-82. Поэтому нужно
периодически проверять положение тяги относительно стойки 20.
Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте
свободного хода (см. рис. 10. в) упор 19 тяги должен заходить в верхний
паз
стойки 20.
Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой
муфты 18 так, чтобы при отключенной муфте (см. рис. 10, а) упор 19
располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки 20.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40