_______________________________________________________________________________________________
Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
Коробка передач МТЗ-1221 - механическая
ступенчатая с шестернями постоянного зацепления, диапазонная (4
диапазона переднего хода и 2 диапазона заднего хода) с переключением
передач внутри диапазонов с помощью синхронизаторов. Обеспечивает 16
передач переднего хода и 8 передач заднего хода, а также привод
переднего ведущего моста и привод синхронного ВОМ.
Устройство коробки передач МТЗ-1221
КПП МТЗ-1221 состоит из узла передач; вала пониженных передач и
заднего хода; блока шестерен; вторичного вала; механизма управления;
гидросистемы; корпуса коробки передач.
Узел передач состоит из первичного вала (1) со свободно
установленными на подшипниках (9) и (74) шестернями (3, 8, 11, 14).
На шлицах вала размещены две шлицевые втулки (5), на которых
установлены конические инерционные синхронизаторы (7). Вал
монтируется на подшипниках (2) и (29).
Коробка передач МТЗ-1221
1 — вал первичный; 2, 29, 33, 27, 38, 39, 40,
49, 58, 35, 70, 77 — подшипники; 3, 8, 11, 14, 20, 23, 24, 37, 45,
50, 54, 56, 57, 63, 65, 66, 69 — шестерни; 4, 26, 62, 73 — стаканы;
5, 44, 48, 55, 64, 68, 19, 32, 52 — втулки; 6 — корпус; 7 —
синхронизатор; 9, 36, 51, 74 — игольчатые подшипники; 10 — вилка;
12, 16 — поводки; 13 — корпус вилок; 15 — болт; 17 — шарик; 18—
пружина; 21— полумуфта; 22, 53, 34 — зубчатые муфты; 25, 31 —
прокладки регулировочные; 28 — вал вторичный; 30, 47, 59, 71, 75 —
гайки; 41 — вал блока шестерен; 42 — шестерня синхронного ВОМ; 43—
кольцо стопорное; 46 — вал пониженных передач; 61 — трубопровод; 67
— промежуточный вал; 76— втулка подвода смазки; 78 — вилка.
На промежуточный вал (67), установленный в корпусе КПП МТЗ-1221 на
двух подшипниках (35) и (70), посажены с небольшим натягом ведомые
шестерни (63), (65), (66), (69). Пакет шестерен с подшипниками
затянут на валу гайкой (71). Вал пониженных передач и заднего хода
установлен в корпусе коробки на подшипниках (49) и (58). На нем
установлены шестерня (54) первого и второго диапазонов, шестерня
(50) — заднего хода.
На шлицах вала расположена втулка (55) с наружными и внутренними
шлицами и установленной на ней шестерней (56) ходоуменьшителя.
Ведомая шестерня (57) установлена на валу на бронзовой втулке.
При
отсутствии ходоуменьшителя шестерня (57) соединена с валом шлицами
шестерни (56), зафиксированной в этом положении стопорным кольцом на
втулке (55). В валу выполнены осевое и радиальные сверления для
подвода смазки к подшипникам 51 и втулке шестерни 57.
На валу (41) блока шестерен КПП МТЗ-1221 на шлицах установлены
шестерни (37) и (44). Этот вал смонтирован на подшипниках (77), (39)
и (40).
Задняя опора вала расположена в
ступице шестерни (42) привода синхронного ВОМ и переднего ведущего
моста на двух роликовых подшипниках (39) и (40). Шестерня (42)
установлена в корпусе на подшипнике (38).
Вторичный вал (28), выполненный за одно целое с ведущей конической
шестерней, установлен в корпусе на конических подшипниках (27) и
(33). На валу неподвижно посажены ведущая шестерня (24) привода
переднего ведущего моста, на ступице которой установлена на
подшипнике (36) ведомая шестерня (23), полумуфта (21), втулка (19),
с установленной на ней ведомой шестерней (20).
Втулка (19) с
посаженным на ней подшипником удерживается от проворота стопором.
Пакет деталей на валу затянут гайкой (30). В валу выполнено осевое и
радиальное сверления для смазки подшипников (36) и (27).
Механизм управления коробки передач МТЗ-1221
Механизм управления КПП МТЗ-1221 состоит из механизма переключения
передач с синхронизаторами и механизма переключения диапазонов.
Механизм переключения передач смонтирован в крышке (9) и корпусе
вилок (13). В крышке (9) установлены: вилка (16а), рычаг (11а),
поводок (19) и рычаг (8а), закрепленный болтом и шпонкой на поводке
(19). В корпусе вилок (13) установлены поводки (12, 16), на которых
закреплены вилки (10). Для предотвращения одновременного включения
двух диапазонов установлены шарики (17).
Механизм управления коробки передач МТЗ-1221
1 — ограничитель; 2 — шпонка; 3 — шарик; 4 — гайка; 5 — болт; 6 —
пружина; 7 — втулка; 8, 8а — рычаг; 9 — крышка; 10 — корпус; 11, 11а
— рычаг; 12 — палец; 13 — пружина; 14 —
сфера; 15 — чехол; 16, 16а — вилка; 17 — крышка; 18 — палец; 19, 20
— поводки, 21 — кулиса.
Механизм переключения диапазонов КПП МТЗ-1221 состоит из вилки (16),
рычага (11), поводка (20) и рычагов (8), установленных в крышке (9),
и деталей, установленных в корпусе коробки передач. Зубчатые муфты
(22, 53, 34) перемещаются закрепленными на поводках вилками (вилка
(78), другие детали на рисунке не показаны).
Положение зубчатых муфт
(22, 53, 34) в нейтральном и во включенном положениях фиксируются
деталями (6, 7а, 11). Для предотвращения одновременного включения
зубчатых муфт (34) и (53) в отверстиях корпуса коробки передач
установлены блокирующие шарики (6).
Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора коробки
передач смонтирован на крышке механизма переключения и состоит из
цилиндра (11), закреплённого на оси (12), шпильки (7), рычага (5),
закреплённого на валике (4). Вилка (16) соединяется с рычагом (5) с
помощью пальца (6).
Рычаг валика (4) входит в зацепление с поводком
вилки (18) и при повороте валика перемещает муфту синхронизатора
(26). Положение рычага (5) регулируется изменением длины шпильки (7)
с последующим контрением гайкой (8). Подключение цилиндра (11) к
гидравлической системе производится клапаном злектрогидравлическим
(14).
Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора
коробки передач МТЗ-1221
1 — вилка переключения передач; 2 — вилка
переключения диапазонов; 3 — болт; 4 — валик; 5 — рычаг; 6 — палец;
7 — шпилька; 8 — контргайка; 9, 13 — маслопроводы; 10 — датчик
давления; 11— цилиндр гидравлический; 12 — ось; 14 — клапан
электрогидравлический; 15 — датчик; 16 — вилка; 17 — кронштейн; 18 —
винт регулировочный.
Датчик (15) подключает клапан (14) к электрической сети только при
нейтральном положении рычага переключения передач. Втянутое
положение штока цилиндра (11) соответствует низшей «L» ступени
редуктора.
Датчики (10) служат для индексации включения ступеней
редуктора. Для регулировки цилиндра (11) переместить поршень внутрь
цилиндра до упора. Повернуть рычаг (5) против хода часовой стрелки,
включив понижающий диапазон редуктора коробки передач. Ввернуть
шпильку (7) на 8 – 9 оборотов, законтрить гайкой (8).
Вворачивая или выворачивая вилку (16), совместить отверстия в рычаге
(5) и вилке (16), законтрить гайкой. Повернуть рычаг (5) по ходу
часовой стрелки, включив повышающий диапазон редуктора коробки
передач.
Выдвинуть шток цилиндра (11), совместить отверстия в рычаге
(5) и вилке (16). Рычаг (5) и вилку (16) соединить пальцем,
установить шайбу и шплинт. Вворачивая или выворачивая болт (18),
упереть сферическую часть болта в рычаг (5), законтрить гайкой.
Система управления редуктором КПП МТЗ-1221
Электрогидравлическая система управления редуктором КПП МТЗ-1221
состоит из панели управления (1), расположенной в кабине трактора
справа от водителя, рычага (3)
переключения передач и ступеней редуктора, датчика (5) нейтрали,
датчиков (7) и (8), установленных на гидроцилиндре переключения
редуктора, электрогидрораспределителя (6),
расположенного сверху на крышке КПП, соединительных кабелей (4) с
колодками (9).
Система запитана от бортовой электросети через блок предохранителей
(2). Электрическое питание подается в систему до пуска двигателя. На
рукоятке рычага управления редуктором
(3) расположены кнопки (10, 11) и сигнализаторы (светодиоды) (13,12)
включения низшей и высшей ступеней редуктора, соответственно. На
панели (1) расположены сигнализаторы
(15 и 14) включения низшей и высшей ступеней редуктора и реле
управления редуктором.
Система управления редуктором КПП МТЗ-1221
1 — панель управления, 2 — блок
предохранителей, 3 — рычаг переключения передач и ступеней
редуктора; 4 — соединительные кабели, 5 — датчик нейтрали КПП, 6 —
электрогидрораспределитель редуктора; 7 — датчик давления высшей
ступени, 8 — датчик давления низшей ступени, 9 — колодки
соединительные; 10 — кнопка включения низшей ступени; 11 — кнопка
включения высшей ступени; 12 — светодиод сигнализации высшей
ступени; 13 — светодиод сигнализации низшей ступени; 14, 15 —
контрольные лампы.
Сигналы на сигнализаторы (13, 12) и (15, 14) подаются от
соответствующих датчиков давления (8 и 7). После запуска двигателя в
исходном состоянии включена низшая ступеньредуктора. При этом должны
гореть сигнализаторы (13 и 15).
Переключение на высшую ступень редуктора КПП МТЗ-1221 должно происходить при нажатии на кнопку (11). При этом сигнализаторы (13 и 15) должны погаснуть, а сигнализаторы (12 и 14) - загореться. Переключение с высшей ступени на низшую осуществляется при нажатии на кнопку (10).
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40