_______________________________________________________________________________________________
Устройство и работа гидрораспределителя трактора Т-25
В гидравлической системе трактора Т-25 применяется двухзолотниковый
четырехпозиционный распределитель Р75-В2А. Он установлен под щитком
приборов слева и соединен трубопроводами с насосом и силовым
цилиндром навесной системы. С помощью распределителя производится
управление навесной системы путем подачи рабочей жидкости в верхнюю
или нижнюю полости силового цилиндра.
Золотник распределителя может быть установлен трактористом с помощью
рычага в одно из следующих четырех положений (позиций):
«нейтральное», «подъем», «опускание» и «плавающее». Схема
гидрораспределителя показана на рис. 69.
Рис. 69. Гидрораспределитель Р75
трактора Т-25
1 — пружина золотника; 2 — пробка; 3 — пружина фиксатора; 4 — втулка
фиксатора; 5 — обойма фиксаторов; 6 — шарик фиксатора; 7 — бустер; 8
— регулировочный винт; 9 — пружина бустера; 10 — направляющая
клапана бустера; 11 — шариковый клапан; 12 — наклонное сверление; 13
— золотник; 14 — корпус гидрораспределителя; 15 — сливное сверление;
16 — проточки золотника; 17 — перепускной клапан; 18 — пружина
перепускного клапана; 19 — сливной канал; 20 — отверстие в буртике
перепускного клапана; 21 — сверление между перепускным и
предохранительным клапанами; 22 —
предохранительный клапан; 23 — держатель клапана; 24 — пружина; 25 —отверстие слива в бак; 26 — гильза золотника.
Распределитель Т-25 состоит из корпуса 14, золотника 13 с
фиксирующим устройством, перепускного клапана 17, предохранительного
клапана 22.
Распределитель работает следующим образом.
Масло от насоса под давлением подается в корпус распределителя через
отверстие в полость А. Полость распределителя Б соединена с
подпоршневым
пространством силового цилиндра, а полость В — с надпоршневым
пространством.
В зависимости от положения золотника обе полости цилиндра могут быть
отключены от насоса и изолированы друг от друга. Это соответствует
нейтральному положению золотника гидрораспределителя Р75.
При плавающем положении золотника обе полости гидроцилиндра
соединены между собой, а масло, подаваемое от насоса, сливается в
бак. При таком
положении масло может свободно перетекать из одной полости цилиндра
в другую, а поршень свободно перемещается под действием внешних сил.
В обоих случаях перепускной клапан открыт и пропускает масло от
насоса в бак. При нагнетании в полость Б масло поступает под поршень
и производит
подъем орудия. В это время масло, находящееся над поршнем, через
полость распределителя В сливается в бак.
Если масло от насоса подать в полость В, то оно поступит в
пространство цилиндра над поршнем и произведет опускание орудия,
масло из-под поршня
через полость Б в этом случае будет сливаться в бак.
Перепускной клапан распределителя Р75 трактора Т-25 в этих случаях
будет закрыт. Рассмотрим более подробно устройство и принцип
действия
перепускного клапана. Перепускной клапан перемещается вдоль своей
оси под воздействием пружины 18 и давления масла от насоса на
элементы
клапана.
Размеры клапана и усилие пружины подобраны таким образом, что
положение клапана будет определяться давлением масла в полости Г над
его
буртиком. Масло в эту полость просачивается через отверстие 20 в
буртике и через канал 19 поступает в сверление 15.
Если проточка 16 (верхняя или нижняя) золотника располагается против
сверления 15, что соответствует плавающему или нейтральному
положению, то
масло поступает в полость гидрораспределителя Т-25, которая
соединена с полостью бака и сливается в бак.
В этом случае давление масла, воздействующее на торец буртика
клапана, преодолевает усилие пружины 18 и клапан находится в
открытом состоянии, а
масло, поступающее в распределитель от насоса через отверстие 25,
сливается в бак.
Если золотник установить таким образом, что проточки 16 не будут
располагаться против сверления 15, что соответствует положению
подъема или
опускания орудия, то масло из сверления 15 уже не будет иметь
выхода, так как это сверление будет перекрыто золотником и давление
в полости Г над
буртиком клапана возрастает до такой величины, которая уравновесит
давление на нижний торец буртика.
При этом силы, сжимающие пружину 18, уменьшатся и пружина закроет
клапан, а масло будет поступать в нижнюю или верхнюю полость
цилиндра и,
воздействуя на поршень, будет поднимать или опускать орудие.
Работа распределителя Т-25
Нейтральное положение
Золотник гидрораспределителя Р75 трактора Т-25 удерживается в
нейтральном положении пружиной 2, которая в этом положении имеет
наибольшую
высоту и следовательно, наименьшее усилие. При движении золотника
вверх или вниз пружина сжимается и всегда стремится установить
золотник в
нейтральное положение.
Как указывалось выше, при нейтральном положении золотника его
проточка 16 (верхняя) располагается против сверления 15 и масло,
поступающее в
полость Г, имеет доступ для слива в бак, поэтому клапан 17 открыт, а
масло от насоса сливается через отверстие 25 в бак.
Полость нагнетания А в этом случае перекрыта буртиками золотника и
масло не может поступать ни в нижнюю, ни в верхнюю полость силового
цилиндра.
Эти же буртики золотника перекрывают полости распределителя Р75 Б и
В, отделяя их друг от друга, разобщая таким образом верхнюю и нижнюю
полости цилиндра.
В этом положении поршень не может передвигаться, так как он
удерживается в определенном положении маслом, объемы которого в
верхней и нижней
частях цилиндра не могут изменяться ввиду того, что перетекание
масла между ними исключено.
Положение подъема орудия
Для подъема орудия необходимо золотник переместить рычагом в крайнее
нижнее положение, преодолевая усилие пружины 2.
При этом золотник гидрораспределителя Т-25 перекроет сверление 15, в
полости Г над буртиком перепускного клапана возрастет давление и
клапан
закроется, перекрыв тем самым слив подаваемого насосом масла в бак.
Одновременно золотник откроет доступ масла из полости А в полость Б
и из
полости В на слив в бак.
Таким образом, масло из насоса под давлением, величина которого,
определяется весом поднимаемого орудия, поступит под поршень
силового цилиндра
и произведет подъем. Масло, находящееся в верхней камере цилиндра,
вытесняется поршнем и через полость В распределителя сливается в
бак.
Золотник распределителя Р75 трактора Т-25 удерживается в нижнем
положении фиксирующими шариками 6, которые выдавливаются в нижнюю
расточку
направляющей обоймы 5 и поддерживаются в этом положении конусной
поверхностью фиксирующей втулки 4, находящейся под постоянным
воздействием пружины 3.
Усилие пружины 3 и углы наклона конических поверхностей на
направляющей обойме и фиксирующей втулке подобраны таким образом,
что
фиксирующее устройство надежно удерживает золотник в заданном положении, преодолевая усилие пружины 1. После того как подъем
орудия будет
закончен, поршень цилиндра поднимется до упора в верхнюю крышку и
остановится в этом положении.
Так как насос будет продолжать подачу масла, давление под поршень и
в полостях распределителя Б и А достигнет максимума — 100—125
кг/см2. Масло
под этим давлением поступит по наклонным сверлениям 12 в золотник,
пройдет через центральное отверстие и откроет шариковый клапан 11,
преодолев
усилие пружины 9.
Далее масло пройдет через отверстие в регулировочном винте, ввиду
чего это же давление установится над поршеньком, который,
перемещаясь вниз,
надавит на фиксирующую втулку 4 и, преодолевая усилие пружины 5,
опустите ее до упора в пробку 2. Шарики 6 при этом освободятся и уже
не будут
удерживать золотник гидрораспределителя Т-25 в положении подъема.
Под действием усилия пружины 1 золотник переместится в нейтральное
положение. Как только это произойдет, канавка золотника 16 откроет
доступ
маслу из сверления 15 на слив в бак, откроется перепускной клапан и
насос станет подавать масло в бак. Золотник также перекроет нижнюю
полость
цилиндра, и заключенное в ней масло будет удерживать через поршень
орудие в поднятом положении.
Положение опускания орудия
Для опускания орудия необходимо золотник распределителя Т-25 с
помощью рычага переместить из нейтрального положения вверх. Золотник
в этом
положении удерживается фиксирующими шариками, которые входят в
среднюю канавку обоймы 5 и удерживаются в ней конической
поверхностью
фиксирующей втулки 4.
Пружина 1 при этом сжимается и стремится возвратить золотник в
нейтральное положение. Как и при подъеме, соответствующий поясок
золотника
перекрывает сверление 15, ввиду чего давление над буртиком
перепускного клапана возрастает и клапан закрывается.
Слив масла в бак прекращается, и масло подается насосом в полость А.
В этом положении золотник открывает доступ масла в полость В и в
верхнюю
камеру силового цилиндра.
Одновременно из нижней камеры цилиндра через полость Б золотник
гидрораспределителя Р75 трактора Т-25 перепускает масло в полость Д,
откуда оно
сливается в бак. Под воздействием давления масла орудие опускается.
Когда поршень доходит до нижнего положения и упирается торцом штока
в нижнюю крышку, давление в надпоршневом пространстве резко
возрастает.
Срабатывает автоматика возврата золотника в нейтральное положение
(так же, как и при подъеме орудия).
Механизм автоматического возврата золотника распределителя Т-25 из
положения подъема и опускания в нейтральное положение надежно
срабатывает
при давлении в системе в пределах 100—125 кг/см2 при температуре
масла от 20 до 60°.
При других температурах механизм автоматического возврата иногда
отказывает и в этом случае возврат золотника после окончания подъема
или
опускания необходимо производить вручную с помощью рычага.
Эту операцию необходимо производить быстро, так как длительная
задержка золотника в положении подъема или опускания ведет к
перегрузке всей
системы, что может повлечь за собой выход из строя отдельных
элементов гидравлики.
Плавающее положение
Описанный выше способ опускания орудия является принудительным.
Такой способ применяется только в особых случаях, когда требуется
принудительное заглубление орудия в почву с усилием, значительно
превосходящим его вес.
Такое опускание при неумелом пользовании может вызвать поломку как
самого орудия, так и навесной системы трактора. Поэтому, как
правило, для
опускания орудия пользуются плавающим положением золотника.
Для установки золотника гидрораспределителя Т-25 в плавающее
положение необходимо перевести рукоятку из нейтрального в крайнее
верхнее
положение, минуя положение опускания. В этом случае фиксирующие
шарики располагаются в самой верхней канавке обоймы 5 и удерживают
золотник в
этом положении.
Так как проточка 16 (нижняя) золотника располагается против
сверления 25, масло над торцом перепускного клапана имеет доступ для
слива в бак.
Клапан находится в открытом положении, и масло, подводимое насосом,
сливается через отверстие в бак.
Золотник распределителя Р75 трактора Т-25 открывает свободный доступ
масла из полости В в полость А распределителя и наоборот, а также
доступ из
каждой этой полости на слив в бак. При этом поршень цилиндра, а
следовательно, и навесное орудие имеет возможность свободно
перемещаться в
вертикальном направлении под воздействием внешних сил.
Масло же перетекает из верхней полости цилиндра в нижнюю и обратно
через распределитель. Таким образом, производится опускание орудия
под
действием веса. Это положение используется также для того, чтобы
орудие при перекатывании свободно копировало рельеф почвы.
Так как во всем гидрораспределителе Т-25 при плавающем положении
золотника устанавливается сравнительно небольшое давление масла,
автоматика
возврата золотника в нейтральное положение в этом случае не
работает; давления масла не хватает, чтобы преодолеть усилие пружины
9 и открыть
шариковый клапан 11.
Вывести золотник из этого положения и перевести его в нейтральное
можно только рукой. При этом необходим резкий толчок на рычаг для
преодоления
усилия пружины 3 и выведения фиксирующих шариков из канавки обоймы.
При работе гидравлической системы Т-25 возможны различные
перегрузки, сопровождаемые резким возрастанием давления масла. С
целью
предохранения элементов гидравлики от повреждений в конструкцию
распределителя введен предохранительный клапан. Клапан срабатывает
при
давлении, превышающем 130+5 кг/см2.
Масло под клапан 22 поступает из полости Г через отверстия 21,
перетекает в полость Д и далее в масляный бак. При этом давление над
перепускным
клапаном 17 понижается, клапан открывается и перепускает масло,
подведенное насосом в бак. Давление в гидросистеме падает.
Предохранительный клапан работает также в случае отказа автоматики
при подъеме или опускании орудия. Предохранительный клапан
регулируется
заводом-изготовителем и после этого пломбируется.
Во избежание перегрузки предохранительного клапана и излишнего
нагрева масла необходимо внимательно следить за работой
распределителя и при
отказе автоматического устройства быстро возвращать рычаг вручную в
нейтральное положение, когда подъем или опускание закончатся.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40