_______________________________________________________________________________________________
Конструкция бортовой передачи и тормоза трактора Т-25
Бортовые передачи заднего моста трактора Т-25
Бортовые (конечные) передачи Т-25 передают крутящий момент от
полуосевых шестерен дифференциала к задним ведущим колесам трактора.
На тракторе установлены две одинаковые бортовые передачи,
прикрепленные вместе с тормозными рукавами к боковым поверхностям
корпуса главной передачи.
Литой чугунный корпус 13 (рис. 44) бортовой передачи составляет
часть несущего остова трактора. В верхнем фланце корпуса выполнены
резьбовые отверстия для шпилек крепления бортовой передачи и два
отверстия под штифты 21.
Эти штифты запрессованы во фланец корпуса и свободно входят в
отверстия наружного фланца тормозного рукава 20 и определяют
положение корпуса бортовой передачи при различных наладках трактора.
Рис.44. Бортовая (конечная)
передача заднего моста Т-25
1 — ведомая шестерня бортовой передачи; 2 — роликовый конический
подшипник; 3 — защитное кольцо; 4 — резиновая диафрагма; 5 — упорное
кольцо уплотнения; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — ось
заднего колеса; 8 — пружина уплотнения; 9 — прижимное кольцо; 10 —
внутреннее защитное кольцо; 11 — нажимное кольцо уплотнения; 12 —
крышка уплотнения; 13 — корпус бортовой передачи; 14 — крышка; 15 —
шариковый подшипник; 16 — ведущая шестерня бортовой передачи; 17 —
шариковый подшипник с защитной шайбой; 18 — корпус сальника; 19 —
самоподжимной сальник; 20 — тормозной рукав; 21 — штифт; 22 —
резиновое уплотнительное кольцо; 23 — конический роликовый
подшипник; 24 — крышка; 25 — гайка; 26 — упорная шайба; 27 — стакан
подшипника; 28 — регулировочные прокладки; 29 — распорное кольцо; 30
— поддон.
В верхние расточки корпуса входят наружные кольца двух шариковых
радиальных подшипников, в которых вращается ведущая шестерня 16
бортовой передачи трактора Т-25 Владимирец. Наружный подшипник 15
закрыт сплошной крышкой 14, а внутренний — корпусом 18 сальника.
Самоподжимной сальник 19 препятствует течи масла из бортовой
передачи в тормозной рукав. Для повышения надежности работы
уплотнения подшипник 17 имеет с наружной стороны защитную шайбу.
Кроме того, для разгрузки сальника от повышенного давления масла во
фланце корпуса выполнено четыре сквозных сверления, а в корпуса
сальника — специальные цековки, через которые происходит слив масла
из корпуса сальника обратно в корпус бортовой конечной передачи
трактора Т-25 ВТЗ.
Внутренние кольца подшипников 15 и 17 напрессованы на вал ведущей
шестерни до упора в шестерню, выполненную заодно с валом. В средней
части вала ведущей шестерни предусмотрены две специальные шпоночные
канавки для шпонок тормозного шкива.
На внутреннем конце вала нарезаны шлицы для соединения с полуосевой
шестерней дифференциала заднего моста Т-25. Ведущая шестерня
бортовой передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой
шестерней 1, расположенной на шлицах оси 7 заднего колеса.
Ось выполнена заодно с фланцем, к которому прикреплен специальными
болтами с коническими подголовками диск заднего ведущего колеса. Ось
заднего колеса установлена в нижних расточках корпуса на двух
роликовых конических подшипниках.
Внутреннее кольцо подшипника 2 напрессовано на цилиндрическую
поверхность оси колеса заднего моста Т-25 до упора в бурт. Далее на
ось надеты
ведомая шестерня 1, распорное кольцо 29, внутреннее кольцо
конического подшипника 23 и шайба 26. Набор деталей на оси затянут
корончатой гайкой 25.
Наружное кольцо подшипника 23 входит в стакан 27 до упора в бурт.
Стакан с подшипником закрыт штампованной крышкой 24. Под фланцем
стакана имеются тонкие стальные прокладки 28, которыми регулируют
осевой
зазор в конических подшипниках. В кольцевой канавке стакана
размещено уплотнительное резиновое кольцо 22.
Для предупреждения течи масла из конечных передач Т-25 и защиты их
от грязи и воды в месте выхода оси колеса из бортовой передачи
предусмотрен
торцовый сальник с металлическими уплотняющими кольцами.
Упорное кольцо 5 надето на ось до упора во фланец. К торцовой
поверхности упорного кольца четырьмя пружинами 8 прижато нажимное
кольцо 11.
Нажимные пружины вставлены в сверления нажимного кольца и крышки 12.
В крышку запрессованы также два штифта, которые свободно входят в
отверстия нажимного кольца и удерживают его от проворачивания.
К крышке двумя болтами прикреплены резиновая диафрагма 4 и защитное
кольцо 3. Внутренним отверстием диафрагма смонтирована на
цилиндрической
поверхности нажимного кольца и плотно прижата к его фланцу кольцом
9.
При сборке бортовой передачи заднего моста трактора Т-25 Владимирец
крышку вместе с диафрагмой, пружинами, защитным и нажимным кольцами
устанавливают на ось колеса до напрессовки на нее внутреннего кольца
подшипника 2 и крепят к корпусу бортовой передачи четырьмя болтами.
Болты завинчивают через два больших отверстия во фланце оси колеса и
контрят стопорной пластиной. В собранной бортовой передаче упорное
кольцо 5 вращается вместе с осью, а пружины 8 прижимают к нему
неподвижное нажимное кольцо.
Торцовые трущиеся поверхности колец цементируют, калят до высокой
твердости и тщательно притирают друг к другу. В процессе работы они
постоянно
прижаты, что обеспечивает надежное уплотнение бортовой передачи
Т-25.
Защитное кольцо 3 и приваренное к оси внутреннее кольцо 10
предохраняют детали уплотнения от повреждений. Снизу корпус бортовой
передачи имеет
прямоугольный люк, через который монтируют ведомую шестерню. Люк
закрыт поддоном 30. Для заливки, слива и контроля уровня масла в
корпусе
бортовой передачи предусмотрены отверстия, закрытые коническими
пробками.
Отверстия размещены так, чтобы в каждом положении бортовой передачи
при переналадке трактора Т-25 были обеспечены удобная заправка, слив
масла
и контроль его уровня.
На наружном фланце оси ведущего колеса выполнены обработанная
расточка и два резьбовых отверстия для крепления привода рабочих
машин,
требующих синхронного отбора мощности. Резьбовые отверстия закрыты
двумя деревянными пробками. Эти отверстия используют также для
демонтажа
упорного кольца 5.
Тормоза и тормозные рукава трактора Т-25 ВТЗ
Трактор Т-25 оборудован двумя ленточными тормозами плавающего типа,
действующими независимо один от другого на валы ведущих шестерен
бортовых передач и связанные с ними ведущие колеса.
Тормозной рукав 2 (рис. 45) прикреплен шпильками и двумя штифтами к
боковой поверхности корпуса главной передачи. К меньшему фланцу
рукава
крепится корпус бортовой передачи.
Чугунный тормозной шкив 26 посажен на валу ведущей шестерни бортовой
передачи заднего моста трактора Т-25 на двух шпонках. От осевых
перемещений шкив удерживают пружинные стопорные кольца 1,
размещенные в канавках шпонок.
Лента 28 охватывает наружную поверхность тормозного шкива. Лента
изготовлена из специальной стали, ее концы выполнены в виде проушин
и
приклепаны стальными заклепками.
К внутренней поверхности тормозной ленты Т-25 приклепана трубчатыми
латунными заклепками асбестовая накладка. В проушины концов ленты
вставлены пальцы 3, соединяющие ее с тормозными рычагами 4 и
серьгами 15, Вторые концы серег при помощи пальца 14 присоединены к
тяге 5.
Рис. 45. Рукава с тормозами трактора Т-25
1 — стопорное кольцо; 2 — тормозной рукав; 3 — палец ленты; 4 —
тормозной рычаг; 5 — регулировочная тяга; 6 — регулировочный упорный
болт; 7 —
ось тормозного рычага; 8 — крышка тормоза; 9 — штифт; 10 — верхняя
крышка; 11 — сферическая гайка; 12 — валик левой педали тормозов; 13
—рычаг;
14 — палец; 15 — серьга; 16 — пружина; 17 — упор педалей; 18 —
защелка горного тормоза; 19 — палец; 20 — планка блокировки
тормозов; 21 — оттяжная
пружина; 22 — педаль правого тормоза; 23 — педаль левого тормоза; 24
— валик правой педали тормозов; 25 — шпонка; 26 — шкив тормоза; 27 —
регулировочный винт; 28 — тормозная лента; 29 — шплинт; 30 —
кронштейн защелки горного тормоза; 31 — пружина защелки.
Тормозные рычаги 4 закреплены винтами с конусными хвостовиками на
осях 7, свободно установленных в горизонтальных расточках крышки 8.
От осевых
перемещений оси 7 и валики 12 и 24 педалей удерживают штифты 9,
вставленные в сверления крышки и кольцевые канавки осей и валиков.
Сверху крышка рукава закрыта крышкой 10. На каждой оси 7 установлена
пружина кручения 16. Витки пружины размещены по обеим сторонам
головки
тормозного рычага, верхний отогнутый конец пружины упирается в
крышку 10, а нижние нажимают на проушины тормозной ленты трактора
Т-25
Владимирец и отводят ленту с тормозными рычагами от шкива.
Тормозные рычаги 4 под действием пружин 16 прижимаются к сферическим
хвостовикам регулировочных упорных болтов 6, завинченных спереди и
сзади
в крышку рукава и закрепленных контргайками. Внизу лента опирается
на регулировочный винт 27.
Валики 12 и 24 педалей левого и правого тормозов Т-25 проходят через
средние расточки крышек 8. Справа к короткому валику 24 приварена
педаль 22
правого тормоза. Длинный валик 12 педали левого тормоза проходит над
корпусом главной передачи.
К правому концу валика болтом с коническим хвостовиком прикреплена
педаль 23 левого тормоза. В ступицу педали вставлена тонкостенная
латунная
втулка, через которую валик 12 педали левого тормоза опирается на
выступающий из крышки 8 конец валика правого тормоза.
Оттяжные пружины 21 прижимают педали к упору 17, приваренному к
полику. На каждом валике педалей болтом с коническим хвостовиком
закреплен
рычаг 13, в конусное сверление которого входит сферическая гайка,
навинченная на резьбовой конец тяги 5.
При нажатии педали тяга проворачивается вместе с валиком и
поворачивает рычаг 13, который перемещает вверх сферическую гайку 11
и соединенную с
ней тягу 5 с серьгами.
При этом серьги перемещают нижние головки обоих рычагов 4 к середине
тормозного рукава. Концы лент сближаются, и лента прижимается к
тормозному
шкиву. Схема работы тормоза при движении трактора передним или
задним ходом показана на рис. 46.
Рис. 46. Схема работы тормоза трактора Т-25
а — тормоз расторможен; б — тормоз заторможен при движении трактора
вперед (стрелкой показано направление вращения шкива тормоза); в —
тормоз
заторможен при движении трактора назад; 1 — шкив тормоза; 2 —
тормозная лента; 3 — педаль тормоза; 4 — рычаг; 5 — тяга; б — задний
тормозной
рычаг; 7 — задний регулировочный упорный болт; 8 — передний
регулировочный упорный болт; 9 — передний тормозной рычаг; 10 —
серьги.
При работе трактора на переднем ходу шкив вращается по направлению
часовой стрелки (рис. 46,б). После того как лента коснется
тормозного шкива,
задний тормозной рычаг 6 с набегающим концом ленты будет отброшен
силами трения назад, до упора в регулировочный болт 7.
Затяжка тормоза будет осуществляться перемещением сбегающего конца
тормозной ленты Т-25 при помощи переднего тормозного рычага 9. Силы
трения
между накладкой и шкивом будут увлекать ленту в направлении затяжки,
что обеспечивает надежное торможение при небольшом усилии на педали.
При работе трактора на заднем ходу шкив вращается в обратном
направлении (рис. 46, в). В этом случае набегающим будет передний
конец тормозной
ленты и передний рычаг 9 прижат к упору 8, а затяжка тормоза будет
осуществляться перемещением сбегающего конца тормозной ленты при
помощи
заднего тормозного рычага 6.
После окончания торможения оттяжные пружины 21 (см. рис. 45)
возвращают педали тормозов в первоначальное положение, а пружины 16
отводят ленту
от тормозного шкива. Педали должны возвращаться в исходное положение
свободно, без заедания.
Если педаль заедает и она не возвращается до упора в полик, то
необходимо освободить болты крепления крышек 8 и провернуть крышки в
пределах
зазора между отверстиями в них и болтами, обеспечив соосность
расточек под оси педалей правого и левого тормозов Т-25.
Тормозные педали расположены у правого крыла трактора ВТЗ. К подушке
правой педали приклепана планка 20 блокировки, которая может быть
введена
в прорезь левой педали, при этом педали будут жестко соединены между
собой и при нажатии па одну педаль будут действовать оба тормоза.
При остановке трактора на уклоне и работе со стационарными машинами
сблокированные тормоза фиксируют защелкой 18. Защелка установлена на
кронштейне 30, прикрепленном к корпусу главной педали вместе с
правой крышкой валиков переключения.
Пружина 31 прижимает защелку к полику. Для фиксации затянутых
тормозов трактора Т-25 необходимо переместить защелку вперед так,
чтобы один из
зубьев защелки вошел в зацепление с пальцем 19, приваренным к педали
левого тормоза.
Для того чтобы освободить зафиксированные педали, необходимо нажать
педаль, при этом палец 19 выйдет из зацепления с зубом защелки и
пружина 31
отбросит защелку назад, до упора в полик.
В незаторможенном состоянии зазор между шкивом и накладкой
составляет 1 —1,5 мм, что соответствует ходу педали 30—50 мм.
Регулируют зазор
винтом 27 и упорными болтами 6.
В правильно отрегулированных тормозах трактора Т-25 ход правой и
левой педалей должен быть одинаковым, так как неравномерная затяжка
тормозов
при работе на транспортных скоростях, особенно на скользкой дороге,
может вызвать резкий поворот трактора и привести к аварии.
Замасливание накладок тормозных лент снижает эффективность работы
тормозов, поэтому концы ведущего вала, выходящие из главной и
бортовых
передач, уплотнены самоподжимными сальниками. Для стока масла,
просочившегося в тормозной рукав, в нижней части рукава
предусмотрено отверстие
со шплинтом 29.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40