_______________________________________________________________________________________________
Компоненты тормоза трактора ЮМЗ
Тормозное управление трактора ЮМЗ представляет собой совокупность тормозных систем.
Рабочий тормоз ЮМЗ-6 - предназначен для уменьшения скорости и
остановки с необходимой эффективностью.
Стояночный тормоз - для удержания неподвижным при стоянке
на уклоне или ровной поверхности.
Для длительного поддержания постоянной скорости на уклоне
предназначена вспомогательная тормозная система. В случае выхода из
строя рабочей тормозной системы для остановки трактора предназначена
запасная тормозная система.
На тракторах ЮМЗ-6 установлены колодочные или дисковые тормоза.
Тормоза колодочного типа (рис. 5) расположены за конечными
передачами.
Рис. 5. Тормоз и механизм блокировки дифференциала тракторов
ЮМЗ-6
а - устройство; б - схема действия механизма блокировки и тормоза
1 - педаль; 2 -возвратная пружина; 3 - сапун; 4 - шестерня вала
тормоза; 5 - диск; 6 - колодка; 7 - регулировочный конус; 8 -
барабан; 9 - пружина тормоза; 10 - кулачок; 11 рычаг; 12 - ведомая
шестерня конечной передачи; 13 - соединительная муфта; 14 -
плавающий валик
Вал тормоза ЮМЗ изготовлен заодно с ведущей шестерней 4 конечной
передачи. С наружной стороны вал имеет шлицы, на которые посажена
ступица тормозного барабана 8, тормозной барабан отштампован из
листовой стали и соединен со ступицей сваркой.
Ступица закреплена на валу шайбой и гайкой.
Вал вместе с барабаном вращается в двух подшипниках. Стакан
подшипников, установлен в расточенное отверстие корпуса заднего
моста до упора во фланец, который расположен ближе к наружному
концу.
На этот конец стакана надет неподвижный диск 5 тормоза. Диск
совместно с фланцем стакана прикреплен четырьмя болтами к корпусу
заднего моста.
Диск тормоза ЮМЗ-6 изготовлен из чугуна и имеет два прилива с
отверстиями. В нижнее отверстие прилива ввернут регулировочный конус
7, а в верхнее отверстие установлена втулка с валиком разжима
кулачка 10.
На кулачок опираются колодки 6, которые стягиваются между собой
пружинами 9. Другие концы колодок через опорные пальцы опираются на
регулировочный конус.
С наружной стороны колодок приклепаны фрикционные накладки.
На валик разжимного кулачка надет тормозной рычаг 11, который
соединен с педалью тормоза.
Педали тормозов удерживаются в верхнем положении специальными
оттяжными пружинами, которые прижимают педали к крышке заднего
моста.
Действие на тормоза ЮМЗ может быть одновременным и
раздельным. При нажатии на педаль тормоза поворачивается валик с
разжимным кулачком 10, который своими срезанными плоскостями через
ролики разжимает колодки.
Колодки прижимаются с силой фрикционными накладками к внутренней
поверхности вращающегося барабана ЮМЗ и тормозят соединенное с ним
ведущее колесо.
Если убрать ногу с педали тормоза, то колодки возвращаются в
исходное положение под действием пружин 9.
ДДисковые тормоза тракторов ЮМЗ-6 представляют собой вал 7 (рис.
6), на шлицевом конце которого расположены диски 6 с фрикционными
накладками.
Рис. 6. Дисковые тормоза тракторов ЮМЗ-6
1 - промежуточный диск; 2 - вилка; 3 - тяга; 4 -кожух; 5 - шарик; 6
- диск с фрикционными накладками; 7 - ведущий вал; 8 - пружина; 9 -
тормозные диски
Между накладками расположены чугунные тормозные диски 9, имеющие с
внутренней стороны наклонные лунки, в которых расположены шарики 5.
Через тяги 3 и вилку 2 диски соединены с приводом тормозов. На
наружном диаметре дисков имеется по выступу, которые при торможении
упираются в
выступы кожуха 4.
Диски между собой стянуты пружинами 8. Управление тормозами ЮМЗ осуществляется с помощью педалей 5 (рис. 7), которые могут
быть
сблокированы планкой 4 для одновременного действия обоих тормозов.
Рис. 7. Управление дисковыми тормозами ЮМЗ
1 - защелка; 2 - рычаг ручного управления; 3 - кнопка; 4 -
соединительная планка; 5 - педаль; 6 - зубчатый сектор; 7 - пружина;
8 - сектор; 9 - тяга; 10 -
регулировочная муфта; 11 - рычаг; 12 - тяга; 13 - компенсатор; 14-
толкающая тяга; 15 - седло тормозного цилиндра
Кроме того, для повышения удобства предусмотрено ручное управление
тормозами с помощью рычага 2.
Торможение осуществляется нажатием на педали или поворотом рычага,
при этом усилие через вилку (см. рис. 6) и тяги 3 передается
тормозным
дискам, которые проворачиваются один относительно другого.
При этом шарики 5 перекатываются по наклонным лункам и раздвигают
тормозные диски, зажимая тем самым фрикционные диски 6.
По окончании торможения тормозные диски ЮМЗ-6 возвращаются в
первоначальное положение под действием пружин 8.
При длительном удержании трактора в заторможенном положении
предусмотрен стояночный тормоз.
Привод стояночного тормоза ЮМЗ расположен на рычаге ручного
управления, для чего на нем имеется подпружиненная защелка 1 (см.
рис. 7),
которая при нажатии рычага 2 на себя автоматически заскакивает за
соответствующий зуб сектора 6, удерживая тормоза в заторможенном
положении.
Для растормаживания нужно нажать рычаг на себя, надавив на кнопку 3,
расположенную на верхнем торце рычага, после чего отвести рычаг в
крайнее
переднее положение.
Для работы тракторов ЮМЗ с прицепами и машинами, оборудованными
пневматическим или гидравлическим приводом тормозных механизмов, они
комплектуются универсальной пневматической системой.
Пневматическую систему применяют также для накачки шин, питания
охладителя воздуха в кабине трактора ЮМЗ и других целей, где
требуется
энергия сжатого воздуха.
Рис. 8. Схема пневматической системы тракторов ЮМЗ-6
1 -компрессор; 2 -клапан отбора воздуха; 3 - регулятор давления; 4
-ресивер; 5 - краник для удаления конденсата; 6 - манометр; 7 -
тормозной кран; 8 -
пневмопереходник; 9 - разобщительный кран
Универсальная пневматическая система ЮМЗ-6 состоит из
компрессора 1 (рис, 8), регулятора давления 3, ресивера 4,
тормозного крана 7,
пневмопереходника 8, разобщительного крана 9, соединительной головки
10 и трубопроводов.
Компрессор служит для сжатия воздуха и нагнетания его в
пневмосистему.
Тип компрессора трактора ЮМЗ - поршневой, одноцилиндровый,
одноступенчатого сжатия, воздушного охлаждения. Он установлен слева
на крышке
распределительных шестерен двигателя и приводится в действие от
шестерни топливного насоса через подвижную промежуточную шестерню и
шестерню, выполненную как одно целое с коленчатым валом компрессора.
Трущиеся поверхности смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями
распределения дизеля.
При повороте рукоятки промежуточная шестерня, перемещаясь, входит в
зацепление с шестерней коленчатого вала. Возвратно-поступательное
движение вала передается поршню.
При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя
через соединительный патрубок и всасывающий клапан 8 поступает в
цилиндр компрессора.
При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, и сжатый
воздух через нагнетательный клапан и трубопроводы поступает в
систему.
Когда в ресивере давление воздуха достигает 0,70-0,74 МПа,
срабатывает регулятор давления и отключается компрессор.
Воздух из компрессора трактора ЮМЗ поступает в окружающую среду
через регулятор без противодавления, и благодаря этому давление
снижается.
При снижении давления в ресивере до 0,67-0,63 МПа регулятор
подключает компрессор, и сжатый воздух снова поступает в систему.
Если при выполнении работы пневмосистема не используется, компрессор
нужно отключать, чтобы избежать потерь мощности на его привод и
избежать износа агрегата.
Регулятор давления предназначен для автоматического регулирования в
заданных пределах давления воздуха в системе, а также для очистки
воздуха
от воды, масла и твердых частиц.
В пневматической системе ЮМЗ регулятор размещен между
компрессором и ресивером и прикреплен к ресиверу с помощью штуцера.
Тормозной кран предназначен для управления приводом тормозов
прицепов трактора ЮМЗ. Кран установлен с правой стороны трактора на
кронштейне
15 (рис. 9)
Рис. 9. Тормозной кран тракторов ЮМЗ
1, 6, 7 и 26 - рычаги; 2 - тяга ручного тормоза; 3 - регулировочный
болт; 4, 25 и 28 - пальцы; 5, 15, 30, 32 - кронштейны; 8 - кожух
правого тормоза: 9 -
пробка; 10 - впускной клапан; 11 - стяжка клапана; 12 -пружина
клапана; 13 - выпускной клапан; 14 - крышка крана; 16 -пружина
диафрагмы; 17 -
диафрагма; 18-уравновешивающая пружина; 19 - фиксатор; 20 - тарелка
пружины: 21 -- толкатель; 22 - кулачок; 23 - поворотный валик; 24 -
корпус
крана; 27 - оттяжная пружина; 29 - тяга; 31 -- кожух ручного
тормоза: А и Б - каналы; В - окно
В расторможенном состоянии впускной клапан 10 открыт, а выпускной 13
закрыт, и сжатый воздух из ресивера через канал Б нагнетания
поступает в
канал А управления и соединительную магистраль.
При торможении трактора ЮМЗ усилие от рычагов 6 и 7 педалей основных
тормозов или от рычага ручного тормоза через тягу 29 и рычаг 26
передается валику 23, который поворачивается вместе с кулачком 22 в
сторону уменьшения затяжки уравновешивающей пружины 18.
Благодаря снижению усилия пружины 18 диафрагма 17 под действием
пружины 16 и сжатого воздуха, поступившего к диафрагме из канала А
управления через отверстие в крышке 14, перемещается вниз, уменьшая
давление на выпускной клапан 13.
Последний под действием пружины 12 движется вслед за диафрагмой до
тех пор, пока связанный с ним впускной клапан 10 не сядет в гнездо,
разобщив канал Б нагнетания с каналом А управления.
Далее диафрагма, продолжая опускаться, отходит от выпускного клапана
13, что позволяет сжатому воздуху выйти из канала управления и
соединительной магистрали в атмосферу через выпускное окно В.
В результате этого срабатывает воздухораспределитель прицепа,
подавая сжатый воздух к тормозным камерам колесных тормозов прицепа
для
обеспечения торможения.
В случае разрыва сцепки трактора ЮМЗ с прицепом и рассоединения
пневматической магистрали также срабатывает воздухораспределитель, и
прицеп
автоматически затормаживается.
Регулировка тормозов тракторов ЮМЗ
Колодочные тормоза ЮМЗ
По мере изнашивания накладок регулировку тормозов ЮМЗ ведут в
следующей последовательности:
- завертывают регулировочные конусы до отказа, а затем несколько
отвертывают их до входа пальцев в прорези регулировочных конусов,что
определяется характерным щелчком в тормозе;
- укорачивают тягу тормозов, поворачивая вилку, чтобы ход педалей
был одинаковым и равен 100-150 мм;
- проверяют работу тормозов на одновременность и эффективность
торможения (на горизонтальной сухой бетонной или асфальтированной
дороге при
движении трактора со скоростью 24,5 км/ч тормозной путь должен быть
не более 8,5 м).
Дисковые тормоза ЮМЗ-6
Регулировку механизма управления тормозами ЮМЗ-6 осуществляют
следующим образом:
- отвинчивают контргайку регулировочных муфт;
- вращая регулировочные муфты, регулируют ход педалей так, чтобы он
находился в пределах 70-90 мм (по подушкам) при усилии 120 Н (ход
педали
левого тормоза может быть на 5-10 мм меньше хода правой педали для
обеспечения одновременности торможения обоими тормозами);
- заворачивают до отказа контргайки, после чего обязательно
проверяют тормоза на одновременность и эффективность срабатывания.
Техническое обслуживание пневматической системы ЮМЗ заключается в систематической проверке герметичности, периодическом
контроле
давления воздуха, подтяжке крепежных соединений, проведении
регулировок.
Герметичность проверяют после остановки двигателя или при
отключенном компрессоре по мере падения давления воздуха в
пневмосистеме.
Скорость падения давления не должна превышать 0,03 МПа в течение 30
мин при свободном положении тормозных педалей и в течение 15 мин при
полном ходе тормозных педалей (без учета падения давления за счет
заполнения воздухом тормозных магистралей).
Если скорость падения давления больше допустимых пределов, нужно
выявить места утечек воздуха по шипящему звуку или путем
последовательного покрытия соединительных мест системы мыльной
эмульсией.
После 60 ч работы с отключенным компрессором рекомендуется включить
его и проверить состояние пневмосистемы (работу компрессора,
регулятора давления и тормозного крана).
Компрессор пневматической системы трактора ЮМЗ-6 проверяют и
очищают через 2000 моточасов работы.
Для этого снимают головку цилиндра и удаляют нагар с поверхностей
головки, поршня, клапанов и воздушных каналов.
Если нагар затвердел, его следует размягчить керосином или
растворителем и очистить поверхности мягкой ветошью.
Одновременно проверяют герметичность клапанов при давлении воздуха
0,5-0,7 МПа.
При необходимости клапаны следует притереть к седлам до получения
непрерывного кольцевого контакта при проверке их на краску.
После притирки клапаны промывают керосином.
Промывку фильтра и регулировку регулятора давления пневмосистемы
трактора ЮМЗ проводят через 250 моточасов работы.
Чтобы вынуть фильтрующий элемент, нужно отвернуть крышку, вынуть
разгрузочный клапан и отражатель.
Фильтр промывают в керосине или бензине, после чего его продувают
сжатым воздухом и высушивают.
Если показания манометра на щитке приборов не соответствуют пределам
0,63-0,73 МПа, требуется регулировка регулятора давления
пневмосистемы
трактора, которую проводят в такой последовательности:
- подсоединяют к ресиверу контрольный манометр с ценой деления 0,01
МПа и со шкалой деления не менее 1 МПа;
- снимают колпак, после чего расконтривают регулировочную крышку;
- заворачивают крышку на два-три оборота и проверяют давление
срабатывания предохранительного клапана.
- Оно должно быть в пределах 0,85-0,90 МПа. Если давление не
соответствует норме, нужно расконтрить регулировочный винт и,
заворачивая или
отворачивая винт, установить рекомендуемое давление, после чего
законтрить винт;
- отворачивая или заворачивая крышку, устанавливают тем самым
давление срабатывания регулятора в пределах 0,72-0,73 МПа.
При снижении давления в ресивере до 0,67-0,63 МПа регулятор давления
должен включить компрессор на накачку воздуха в пневматическую
систему.
После проведения указанных работ нужно законтрить крышку проволокой
и отъединить контрольный манометр от ресивера.
Конденсат сливают из ресивера ежедневно (при использовании
пневмосистемы).
Для слива конденсата по окончании работы, когда в ресивере воздух
еще находится под давлением, открывают краник и сливают конденсат.
Если давление воздуха в ресивере отсутствует, то его очистка будет
неполной, что вызовет коррозию внутренних поверхностей ресивера.
Периодически следует проверять герметичность краника.
При сезонном техническом обслуживании рекомендуется продуть ресивер
паром либо промыть чистой водой, затем проверить его на
герметичность
при давлении 1,4 МПа.
Тормозной кран регулируют через 960-1000 моточасов
работы. Для этого нужно проверить и при необходимости отрегулировать
давление
воздуха на выходе тормозного крана, а также привод к тормозному
крану.
Кроме того, не разбирая кран, следует смазать валик тормозного крана
моторным маслом.
Чтобы проверить давление воздуха на выходе из тормозного крана ЮМЗ-6 (в соединительной магистрали), нужно выполнить следующее:
- закрыть разобщительный кран и подсоединить к соединительной
головке манометр с подключенной к нему тарой вместимостью 0,5-1,0 л;
- затем открыть разобщительный кран, довести давление в ресивере до
0,72-0,73 МПа, контролируя давление по манометру на щитке приборов
трактора.
При этом давление на манометре, подсоединенном к головке, также
должно быть в тех же пределах.
Если давление в соединительной магистрали ниже указанных пределов,
нужно убедиться в том, что пружина прижимает рычаг к пальцу, а тяга
не
препятствует этому прижатию.
Затем следует повторно проверить давление по манометру, находящемуся
на соединительной головке.
При необходимости можно один из концов пружины закрепить во втором
отверстии кронштейна, чтобы создать большее натяжение.
Если же рычаг прижимается к пальцу и при этом давление ниже
указанного, требуется отрегулировать натяжение уравновешивающей
пружины.
Для выполнения этого нужно снять крышку с выпускного окна,
установить педали тормозов на защелку (или рычаг ручного
тормоза во
включенное положение) и повернуть по ходу часовой стрелки тарелку
уравновешивающей пружины (один оборот тарелки соответствует
увеличению
давления на 0,15-0,2 МПа).
Затем снять педали тормозов с защелки (или отпустить ручной тормоз)
и проверить увеличение давления.
Если давление превышает 0,72-0,73 МПа, то его нужно уменьшить,
повернув тарелку в обратную сторону.
Привод тормозного крана ЮМЗ при оборудовании трактора ручным
тормозом регулируют в таком порядке.
Отворачивая или заворачивая вилку тяги при отпущенных полностью
педалях тормозов, регулируют длину тяги так, чтобы она верхней
кромкой
отверстия касалась пальца рычага, а верхний палец касался верхней
кромки паза рычага педали тормоза.
При этом рычаг валика крана должен соприкасаться с пальцем. После
такой регулировки вилку тяги нужно законтрить гайкой.
При выключенном положении рычага ручного тормоза ЮМЗ и
отпущенном регулировочном болте длину тяги с помощью вилки и
положение
кронштейна регулируют так, чтобы кронштейн верхней кромкой паза
касался пальца.
Затем вращением регулировочного болта регулируют ход рычага ручного
тормоза.
После регулировки привода к тормозному крану нужно проверить
давление по манометру, находящемуся на соединительной головке, при
полностью
выжатых педалях тормозов или при включенном ручном тормозе.
При этом давление должно упасть до нуля. Чтобы обеспечить это,
допускается увеличить ход педалей, а на тракторах,
которые не
оборудованы ручным тормозом, можно переставить вилку тяги на второе
отверстие в рычаге педали тормоза.
Для повышения эффективности торможения и безопасности тормоза
прицепа автоматически срабатывают раньше, чем тормоза трактора.
Чтобы увеличить опережение действия тормозов прицепа, допускается
увеличить ход педалей тормозов трактора до 100-105 мм.
Ход педалей более 125 мм не допускается, так как при этом невозможно
использовать защелку для стопорения педалей тормозов.
Для нормальной работы тормозного крана трактора ЮМЗ важно
периодически очищать выпускное отверстие.
Пневматический переходник проверяют через 960-1000 моточасов работы.
Для этого его снимают с трактора, очищают, разбирают и проверяют
состояние деталей.
Потерявшую эластичность резиновую диафрагму следует заменить на
новую.
Если шток не возвращается в первоначальное положение, нужно
проверить давление воздуха в соединительной магистрали и состояние
возвратной
пружины.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40