_______________________________________________________________________________________________
Устройство и регулировки рулевого управления трактора Т-40
С помощью рулевого управления (рис. 40) осуществляется поворот направляющих колес.
Рулевое управление трактора Т-40 состоит из
рулевой колонки, рулевого колеса с валом и карданными соединениями,
гидроусилителя с сошкой.
Рис. 40. Рулевое управление
трактора Т-40
1 - сошка; 2 — кронштейн; 3 — гидроусилитель; 4 — клин в сборе; 5 —
кардан в сборе; 6 — вал кардана в сборе; 7 — стойка рулевого
управления; 8 — вал; 9 — рулевое колесо; 10 — гайка; 11 — пружинная
шайба
При вращении рулевого колеса крутящий момент, создаваемый водителем,
через вал рулевого управления, карданы и вал кардана передается на
гидроусилитель 9, который увеличивает его, поворачивая вал с сошкой
1 в одну или другую сторону.
Гидроусилитель трактора Т-40 предназначен для снижения усилия на
рулевом колесе при поворотах трактора. Он расположен под капотом в
передней части трактора и установлен на переднем брусе рамы.
Рис.41. Гидроусилитель рулевого
управления (ГУР) трактора Т-40
1 — вал сошки; 2 — передняя крышка; 3, 5 — гайки; 4 —
шарикоподшипник; 6 — передняя гайка; 7 — пружинная шайба; 8 —-
уплотнение; 9 - поршень; 10 — корпус; 11 — верхняя крышка корпуса;
12, 23 — регулнровочные винты; 13, 22 — гайки-колпачки; 14 — штифт;
15 — винт гидроусилителя; 16 — задняя крышка; 17 — задняя гайка; 18
— упор; 19 — пружина; 20 - пружина золотинка; 21 - золотник; 24 —
предохранительный клапан; 25, 26 — пробки
Гидроусилитель ГУР трактора Т-40 (рис. 41) состоит из корпуса,
поршня 9, винта 15, распределительного устройства, вала 1 сошки,
передней 2 и задней 16 крышек.
В корпус вставлен поршень 9, имеющий сквозное отверстие для
установки винта 15. Винт имеет левую четырехзаходную трапецеидальную
резьбу, на которую навернуты гайки — передняя 6 и задняя 17.
Обе гайки зафиксированы от проворачивания штифтами 14. Задний штифт,
установленный в отверстия поршня и задней гайки, поджимается
пружиной
19.
По условиям работы винт 15 гидроусилителя трактора Т40 не должен
иметь осевых перемещений. Поэтому подшипник 4 закреплен на винте
прорезной
гайкой 3, застопоренной шплинтом, а в крышке — гайкой 5.
К распределительному устройству относятся гидроуправляемый золотник
21, пружины 20, упоры 18, передняя 6 и задняя 17 гайки и поршень 9.
Поршень 9 имеет три зуба, которые входят в зацепление с зубьями
сектора вала 1 сошки. При сборке средний зуб поршня 9 устанавливают
в среднюю
впадину сектора.
При работе трактора Т-40 поток масла, подаваемый насосом 11 (рис.
42) гидросистемы, делится на две ветви: к раздельноагрегатной
гидросистеме и к
гидроусилителю. Такое деление осуществляется клапаном деления
потока.
Рис. 42. Схема работы ГУР трактора Т40
1 — гайка; 2 — вал сошки; 3 — поршень, 4 — винт; 5 — корпус
гидроусилителя; 6 — золотник; 7 — предохранительный клапан; 8 —
фильтр; 9 - гидробак;
10 — клапан потока; 11 — насос гидросистемы
Дроссельное отверстие золотника клапана потока рассчитано на расход
0,17—0,2 л/с (10—13 л/мин) масла, необходимого для работы
гидроусилителя.
С увеличением давления в ГУР трактора Т-40 золотник перемещается
вниз и дросселирует выход из клапана в навесную систему. При
создании нагрузки
в навесной системе золотник перемещается вверх и сокращает выход из
клапана потока к гидроусилителю.
При одновременной нагрузке на обеих ветвях золотник занимает такое
же среднее положение, как и при отсутствии нагрузок.
При вращении рулевого колеса обе гайки перемещаются относительно
поршня таким образом, что одна из них приближается к торцу поршня и
перекрывает сливные отверстия, а другая, удаляясь от
соответствующего ей торца, открывает сливные отверстия. Поток масла,
который ранее делился
пополам и проходил через обе полости, в данном случае делится
пропорционально проходным сечениям.
Прохождение через полости разного количества рабочей жидкости
сопровождается перепадом давлений, вследствие чего золотник 6
перемещается в
сторону низкого давления и перекрывает отверстие, через которое
масло поступает в полость с открытыми сливными отверстиями.
В полости, где сливные отверстия закрыты гайкой, давление
повышается, и поршень 9 (см. рис. 65) перемещается до тех пор, пока
водитель вращает
рулевое колесо.
При вращении рулевого колеса в другую сторону гидроусилитель руля
трактора Т-40 работает аналогичным образом.
Для ограничения сжатия пружин 20 и предотвращения их поломки
установлены упоры 18. Во время поворота гайка, приближающаяся к
торцу поршня,
деформирует пружинную шайбу 7, в результате чего усилие на рулевом
колесе увеличивается.
Пружинные шайбы 7 являются имитаторами нагрузки на направляющие
колеса.
При увеличении давления выше 8,5+1 МПа (85+1 кгс/см2) при
температуре масла 15—80 °С масло отжимает шарик предохранительного
клапана 7 (см.
рис. 42) и сливается в бак 9.
На тракторе Т40 АНМ предохранительный клапан отрегулирован на
давление 11—11,5 МПа (110— 115 кгс/см2) при температуре масла 30—50
°С.
Для разборки узла поршня следует утопить штифт 14 (см. рис. 41) в
задней гайке, отвернуть гайку 17 (см. рис. 41) и снять ее вместе с
пружинной шайбой
7, вытолкнуть винт 15 гидроусилителя в сторону передней крышки 2 и
извлечь золотник 21 с пружинами 20 и упорами 18.
Собирают узел в обратной последовательности. Подпружиненный штифт
должен находиться со стороны задней крышки. Перед сборкой все детали
промывают в чистом дизельном топливе, а золотник 21 смазывают
моторным маслом. Золотник должен перемещаться без заеданий под
действием силы
тяжести.
Винт 15 имеет многозаходную резьбу. Поэтому для правильной установки
задней гайки 17 выбирают соответствующий заход, при котором
суммарный
зазор между гайками 6 и 17 и поршнем 9 равен 1,0 ± 0,1 мм. Для
этого:
- вставляют винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в
поршень со стороны фаски на отверстие диаметром 30 мм, одновременно
надевая
гайку на штифт, заранее установленный в поршень;
- устанавливают пружину и второй штифт с другой стороны поршня и,
замечая положение штифта в поршне, навертывают заднюю гайку. При
этом, если
отверстие под штифт завернутой до упора гайки не совпадает с местом
расположения штифта более чем на 90°, гайку отвертывают и
повертывают ее в
сторону на угол несовпадения (т. е. ставят гайку на другой заход
резьбы);
- так как установка задней гайки сопровождается деформацией
пружинных шайб, в торцовое отверстие гайки вставляют стержень
диаметром 7—8 мм на
глубину 15—20 мм и отверткой, вставленной между винтом
гидроусилителя трактора Т-40 и стержнем, поворачивают гайку до
фиксации ее штифтом,
который войдет в отверстие гайки со щелчком.
Вставлять стержень в отверстие гайки на большую, чем указано,
глубину не рекомендуется, так как он будет мешать установке штифта
на свое место.
Штифт полностью войдет в свое гнездо в гайке, если стержень,
вставленный в отверстие гайки до упора в штифт, утопает не более чем
на 20 мм.
В гидроусилителе руля трактора Т-40 возможна при необходимости
ре-улировка предохранительного клапана и регулировка бокового зазора
в
зацеплении зубьев сектора вала сошки и поршня.
Отрегулированный на заводе предохранительный клапан гидроусилителя
запломбирован. Нарушать заводскую регулировку можно только в случаях
отклонений ее параметров.
Перед регулировкой предохранительного клапана соединяют с
нагнетательной магистралью указатель давления масла (вывертывают
пробку 26, см, рис.
41), а между сошкой и передним брусом с одной из сторон
устанавливают упор. Отвертывают колпачок и контргайку
предохранительного клапана.
Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения
коленчатого вала. Затем, вращая рулевое колесо, прижимают сошку с
максимальной
силой к упору и с помощью регулировочного винта 23 регулируют
давление перепуска масла через предохранительный клапан, которое
должно
равняться 8,5+1 МПа (85 кгс/см2) при температуре 15—80 °С для
тракторов Т-40М и Т-40 АМ — 11,5 МПа (110—115 кгс/см2) при
температуре 30—50 °С
для тракторов Т-40 АНМ и Т-40АП.
После окончания регулировки, не меняя положения регулировочного
винта, затягивают контргайку и колпачок. Устанавливают на место
коническую
пробку.
Боковой зазор в зацеплении зубьев сектора сошки с поршнем регулируют
при увеличенном люфте рулевого колеса не реже одного раза в два года
при
правильной эксплуатации трактора. Люфт рулевого колеса не должен
превышать 25° при включенном гидронасосе.
При увеличении люфта сначала устраняют зазоры в соединениях сошки,
шаровых шарнирах и в карданных соединениях трактора Т-40, после чего
приступают к регулировке бокового зазора в зубчатом зацеплении, для
чего:
- отвертывают гайку-колпачок 13, затем, удерживая регулировочный
винт 12 от поворота, отвертывают контргайку;
- регулировочный винт 12 завертывают в крышке не более чем на 1—2
оборота, после чего, придерживая его, затягивают контргайку и
навертывают
колпачок.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40