Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Сборочные компоненты пневматической системы трактора Т-40

Тракторы Т-40 оборудованы универсальной пневмосистемой, которая дает возможность работать с прицепами я другими машинами, имеющими пневматический или гидравлический привод тормозов.

Пневматическую систему трактора Т-40 можно также использовать для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.



Рис. 57. Схема пневмосистемы трактора Т-40

1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — ресивер; 4 — тормозной кран; 5 — пневмопереходник; 6 — разобщительный край; 7 — соединительная головка; 8 — указатель давления воздуха; 9 — спускной кран

Забор воздуха в систему осуществляется через воздухоочиститель из всасывающего коллектора дизеля. В компрессоре 1 (рис. 57) воздух сжимается и подается в ресивер 3, необходимое давление в котором поддерживается регулятором 2. Из ресивера 3 сжатый воздух, управляемый тормозным краном 4, поступает через разобщительный кран 6 и соединительную головку 7 в привод тормозов прицепов.

Для накачки шин и других целей отвод воздуха производится из регулятора давления.

Компрессор пневмосистемы трактора Т-40 — одноцилиндровый, одноступенчатый, поршневой с воздушным охлаждением. Назначение компрессора — снабжение пневмосистемы сжатым воздухом. Расположен компрессор с левой стороны дизеля между листом шестерен газораспределения и топливным насосом.



Рис. 58. Компрессор трактора Т-40

1 - подшипник; 2,5 — глянцевые втулки; 3 — коленчатый вал; 4 - картер; 6 — цилиндр; 7 — поршень; 8 - головка цилиндра; 9 - впускной штуцер; 10 — шпилька; 11, 13 — прокладки; 12 — шатун

На тракторе Т-40 устанавливается компрессор марки А29.02.000 размером 72x38 мм. Привод компрессора осуществляется от шестерни привода топливного насоса.

При движении поршня 7 (рис. 58) вниз воздух из впускного коллектора дизеля через соединительный патрубок и всасывающий клапан поступает в цилиндр 6 компрессора. При обратном перемещении поршня сжатый воздух через нагнетательный клапан и трубопроводы поступает в пневмосистему.

Когда в ресивере трактора Т-40 давление достигает 0,77 МПа (7,7 кгс/см2), срабатывает регулятор давления и направляет подаваемый компрессором воздух в атмосферу без противодавления, вследствие чего компрессор разгружается. При снижении давления в ресивере до 0,65 МПа (6,5 кгс/см2) регулятор давления вновь срабатывает и направляет сжатый воздух от компрессора снова в ресивер.

Масло для смазки трущихся деталей компрессора поступает из смазочной системы дизеля и затем самотеком сливается в картер дизеля.

Эффективная работа компрессора трактора Т-40 зависит от хорошей герметичности клапанов, которую проверяют путем подачи к ним сжатого воздуха под давлением 0,5—0,7 МПа (5—7 кгс/см2).

Клапаны, не обеспечивающие герметичности, притирают к седлам. Изношенные или поврежденные клапаны заменяют. При этом клапаны с двухсторонней шлифовкой могут быть перевернуты.

Клапаны притирают к их седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску. После притирки клапаны и седла тщательно промывают керосином.

При установке головки цилиндра затяжку гаек крепления головки производят по диагонали, равномерно в два приема.

Регулятор давления трактора Т-40 предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления в пневмосистеме, отделения и автоматического удаления воды, масла и механических примесей из воздуха, подаваемого компрессором в систему, предохранения пневмосистемы от чрезмерного повышения давления в ней, а также для отбора воздуха для накачивания шин.

Установлен он между компрессором и ресивером и состоит из фильтрующего и регулировочного механизмов, совмещенных в одном корпусе.



Рис. 59. Регулятор давления пневмосистемы трактора Т-40

1 - насадка; 2, 10 — крышки; 3 — разгрузочный клапан; 4 — втулка; 5, 6, 11, 12, 16, 22 — пружины; 7 — направляющая клапана; 8 — атмосферный клапан; 9, 18 - поршни; 13 — диафрагма; 14 — корпус; 15 - отводящий штуцер; 17, 27 — обратные клапаны; 19 — болт; 20 — винт; 21 — контргайка; 29 — шарик; 24 — седло; 25 ~~ прокладка; 26 — фильтрующий элемент; 28 — клапан; 29 — штуцер; 30 — гайка; А, Б, Г - полости; В — входное отверстие

В регулятор давления трактора Т-40 сжатый воздух от компрессора подводится по трубопроводу, через входное отверстие В. При этом вода» масло и твердые частицы оседают на стенки корпуса 14 (рис. 59) и по мере накопления под действием собственной массы перемещаются вниз на поверхность плоского разгрузочного клапана 3.

По внутренним каналам корпуса 14 воздушный поток поступает к фильтрующему элементу 26 и, проходя через пористые стенки металлокерамического фильтра, дополнительно очищается от паров воды, масла и мелких твердых частиц. Далее сжатый воздух через отверстие в корпусе 14, открывая обратный клапан 17, попадает в полость Д. Через отводящий штуцер 15 сжатый воздух направляется в ресивер.

Одновременно через отверстие воздух из полости Д поступает под диафрагму 13, которая вместе с поршнем 9 регулятора при повышении давления воздуха в ресивере поднимается вверх, сжимая пружины 11, 12. Атмосферный клапан 8 и направляющая клапана 7 под действием пружины 6 перемещается вслед за поршнем 9.

Зазор 1,3—1,7 мм между атмосферным клапаном 8 и седлом поршня 18 начинает уменьшаться и при достижении давления воздуха в ресивере 0,77—0,8 МПа (7,7— 8,0 кгс/см2) атмосферный клапан 8 плотно прижимается к седлу поршня 18. Связь полости Г с атмосферой прекращается. Давление пружины 6 на нижний торец поршня 9 регулятора прекращается.

При дальнейшем движении его вверх воздух с давлением 0,77—0,8 МПа (7,7— 8,0 кгс/см2) через радиальное и центральное отверстия в поршне 9 регулятора пневмосистемы трактора Т-40 заполняет полость Г. Поршень 18 с разгрузочным клапаном под действием давления в полости Г начинает перемещаться и опускается до соприкосновения разгрузочного клапана с торцом болта 19.

При этом разгрузочный клапан 3 отходит от втулки 4 и через образовавшийся зазор поток воздуха, поступающий от компрессора, устремляется вдоль стенки крышки 2 через отверстия в ней и насадке 1 направляется в атмосферу. Происходит разгрузка компрессора.

Вместе с потоком воздуха выносятся частицы пыли, капельки влаги и масла, осевшие на стенках корпуса 14, фильтрующего элемента 26 и торца разгрузочного клапана 3.

Обратный клапан 17 под действием пружины 16 и давления воздуха в ресивере закрывается и подача воздуха от компрессора из полости Б регулятора в ресивер прекращаетсся.

При расходе сжатого воздуха давление в ресивере трактора Т-40 и в полости Д понижается и при достижении 0,65—0,7 МПа (6,5—7,0 кгс/см2) пружины 11, 12 перемещают поршень 9 регулятора до соприкосновения шайбы диафрагмы 13 с корпусом 14. При этом образуется зазор между седлом поршня 18 и атмосферным клапаном 8.

Воздух из полости Г через зазор между поршнем 9 регулятора и поршнем 18, канал в разгрузочном клапане 3, отверстия в крышке 2 и насадке 1 выходит в атмосферу и давление в полости Г снижается до 0.

Усилием пружины 5 торец разгрузочного клапана 3 прижимается ко втулке 4 и выход воздуха из полости Б в атмосферу прекращается. Компрессор начинает нагнетать воздух в полость Б, давление повышается и при достижении 0,65—0,7 МПа (6,5—7,0 кгс/см2) обратный клапан 17 открывается и сжатый воздух от компрессора начинает поступать в ресивер.

При повышении давления в ресивере пневмосистемы трактора Т-40 до 0,9 ±1МПа (9,0 кгс/см2) в случае неисправности регулятора давления срабатывает предохранительный клапан, встроенный в регулятор давления. При этом давление воздуха перемещает шарик 23, сжимая пружину 22, и воздух, поступающий от компрессора в полость Б регулятора, выходит в атмосферу через образовавшийся зазор между седлом 24 и шариком 23, минуя ресивер.

Давление включения компрессора на холостой ход регулируется крышкой 10, а давление включения компрессора на накачивание воздуха в ресивер обеспечивается характеристиками пружин 11, 12 и зазором между торцем разгрузочного клапана 3 и болтом 19.

Давление срабатывания предохранительного клапана трактора Т-40 регулируется винтом 20, предварительно отвернув контр-гайку 21. На регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха для накачивания шин. Корпус клапана с присоединительным штуцером закрыт гайкой-барашком 30. Клапан отбора воздуха срабатывает при давлении в пневмосистеме ниже 0,65 МПа (6,5 кгс/см2).

Для присоединения шланга при накачивании шин снимают гайку-барашек 30. На резьбовой конец штуцера 29 навертывают штуцер шланга для накачивания шин так, чтобы внутренний торец его перемещал выступающий конец стержня клапана 29 отбора воздуха. Клапан 28 утапливается, открывается доступ воздуха из полости Д в штуцер и по отверстиям в стержне клапана 29 через шланг — в накачиваемую шину.

Монтаж и демонтаж фильтрующего механизма не влияет на регулировочные параметры регулятора давления.

Регулировку регулятора давления трактора Т-40 после его разборки и в процессе эксплуатации производят следующим образом:

- подсоединяют к ресиверу на время регулировки вместо указателя давления воздуха, расположенного на щитке приборов, указатель с ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), со шкалой не менее 1,0 МПа (10 кгс/см2);

- пускают дизель;

- постепенно заворачивая регулировочную крышку 10 до срабатывания предохранительного клапана. Предохранительный клапан должен срабатывать при давлении 0,9-2,5МПа (9-25 кгс/см2). Если предохранительный клапан не срабатывает при указанном давлении или срабатывает при давлении
меньше указанного, то его необходимо отрегулировать регулировочным винтом 20, отворачивая или заворачивая его. Регулировочный винт 20 после окончания регулировки предохранительного клапана контрят контргайкой 21,

- выворачивая регулировочную крышку 10, регулируют усилие пружин таким образом, чтобы давление, при котором происходит включение компрессора на холостой ход, составляло 0,77—0,8 МПа (7, — 8,0 кгс/см2);

- при снижении давления в ресивере до 0,65—0,7 МПа (6,5—7,0 кгс/см2) регулятор давления должен включать компрессор на накачивание воздуха в пневмосистему. Если регулятор не включает компрессор на накачивание воздуха в пневмосистему трактора Т-40 при снижении давления воздуха в ресивере до указанной величины, то уменьшают зазор между торием разгрузочного клапана 3 и торцем болта 19. Однако следует следить, чтобы этот зазор был не менее 0,6 мм. Малый зазор вызывает появление противодавления в нагнетательной магистрали и приводит к неполной разгрузке компрессора;

- фиксируют положение регулировочной крышки 10 относительно корпуса 14, а также положение болта 19 и крышки 2 относительно друг друга и корпуса 14;

- отсоединяют контрольный указатель давления воздуха и подсоединяют к ресиверу указатель щитка приборов. Регулятор давления, параметры которого не поддаются регулировке, заменяют новым.

Ресивер трактора Т-40 служит для обеспечения запаса сжатого воздуха, необходимого для нормальной работы пневмосистемы. Ресивер емкостью 20 л установлен на с правой стороны на двух кронштейнах. В нижней части ресивера расположен кран 9 (см. рис. 57) для слива конденсата.

Тормозной кран пневмосистемы трактора Т-40 предназначен для управления приводом тормозов прицепов. Привод тормозного крана сблокирован с приводом тормозов трактора. Установлен он на кронштейне с правой стороны трактора. Привод к тормозному крану осуществляется через рычаг правого тормоза и тягу.

Тормозной кран трактора Т-40 состоит из корпуса 5 (рис. 60), вставки 10, в которой выполнен канал А противодавления, крышки 11, имеющей канал Б нагнетания, соединенный с каналом В управления через подпружиненный впускной клапан 13, который жестко соединен с выпускным клапаном 12.



Рис. 60. Тормозной кран трактора Т-40

1 — шток; 2,4 — диафрагмы; 3, 7 — пружины; 5 — корпус; 6 — приводной шток; 8 — чехол; 9 — гайка; 10 — вставка; 11 — крышка; 12 — выпускной клапан; 13 — впускной клапан; 14 — рычаг; 15, 16 — регулировочные винты; А — канал противодавления; Б — канал нагнетания; В — канал управления; Г — полость; Д — рабочая полость; Е — полость противодавления; Ж — отверстие

Для предохранения диафрагмы 2 от прямого динамического воздействия воздуха канал В управления соединен отверстием с рабочей полостью Д, которая расположена между крышкой 11 и диафрагмой 2. Канал А противодавления соединяет рабочую полость Д с полостью Е противодавления, образованную корпусом 5 и диафрагмой 4.

Канал Б нагнетания соединен с ресивером, а канал В управления через соединительную головку соединен с соединительной магистралью прицепа.

Между крышкой 11 и вставкой 10 защемлена диафрагма 2, жестко связанная при помощи гайки с полым штоком 1, являющимся одновременно и седлом выпускного клапана 12.

Между диафрагмами 2 и 4 находится уравновешивающая пружина 3. В корпусе 5 размещен рычаг 14 и возвратная пружина 7. Рычаг упирается в регулировочные винты 15 и 16.

Внутренняя полость корпуса тормозного крана трактора Т-40 для предохранения от пыли, влаги и грязи закрыта резиновым чехлом 8, а внутренняя полость вставки 10 соединена отверстием Ж с атмосферой.

В расторможенном состоянии впускной клапан 13 открыт, а выпускной клапан 12 закрыт и сжатый воздух из ресивера через канал Б нагнетания поступает в канал В управления и соединительную магистраль прицепа. Одновременно сжатый воздух по каналу А противодавления поступает в полость Е противодавления и сжимает пружину 3.

При торможении транспортных средств рычаг 14 с помощью тяги тормозной педали поворачивается и отводится от упора, при этом диафрагма 2 под действием давления воздуха перемещается вверх. Закрывается впускной клапан 13 и открывается выпускной клапан 12.

Сжатый воздух из магистрали управления выходит через отверстие Ж в атмосферу. При снижении давления в соединительной магистрали срабатывает воздухораспределитель прицепа трактора Т-40 и пропускает воздух из ресивера прицепа к тормозным камерам колес прицепа. Прицеп затормаживается.

Таким образом, и в случае разрыва сцепки и рассоединения соединительной магистрали, прицеп автоматически затормаживается, так как при этом воздух из соединительной магистрали прицепа выходит в атмосферу. При подтормаживании, т. е. когда педаль тормоза перемещается на часть своего полного хода, сжатие пружины 3 уменьшается частично.

В этом случае давление воздуха заставляет сдвинуться диафрагму 2 вверх. Открывается выпускной клапан 12 и воздух из соединительной магистрали начинает выходить в атмосферу через отверстие Ж. Это продолжается до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 2 не сравняется с сопротивлением пружины 3. Как только усилия уравняются, выпускной клапан 12 закроется.

Давление воздуха в соединительной магистрали стабилизируется. Таким образом каждому положению педали соответствует определенное давление в соединительной магистрали и в тормозных камерах колес прицепа, т. е. осуществляется следящее действие тормозного крана.

При растормаживании возвратная пружина 7 перемещает рычаг 14, шток 6, пружину 3, диафрагмы 2 я 4 в сторону выпускного 12 и внускного 13 клапанов.

При этом седло выпускного клапана упирается в выпускной клапан 12, перекрывая сообщение канала В управления с атмосферой, а впускной клапан 13 открывается и сжатый воздух из ресивера трактора поступает в соединительную магистраль. Одновременно воздух по каналу А поступает в полость противодавления и воздействует на диафрагму 4, сжимая пружину 3.

Из соединительной магистрали воздух поступает в воздухораспределитель прицепа, который под действием его давления срабатывает, и воздух из ресивера трактора начинает поступать в ресивер прицепа (идет подзарядка ресивера прицепа), а из тормозных камер прицепа воздуха выходит в атмосферу. Прицеп растормаживается.

Наличие связи полостей рабочей Д и противодавления Е каналом обеспечивает в этих полостях равное давление и ведет к разгрузке привода крана и снижению усилия на педалях тормозов.

Тормозной кран имеет также встроенный пружинный компенсатор хода, позволяющий обеспечить требуемую величину хода педалей тормозов трактора Т-40.

Перед регулировкой тормозного крана проверяют правильность регулировки остановочных тормозов и при необходимости регулируют.

Регулировка тормозного крана трактора Т-40 включает:

- регулировку давления в соединительной магистрали;

- регулировку привода к тормозному крану трактора Т-40 в последовательности: подсоединяют к соединительной головке указатель давления воздуха с ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), со шкалой не менее 1,0 МПа (10 кгс/см2); заполняют пневмосистему до давления 0,77—0,8 МПа (7,7—8,0 кгс/см2) в ресивере (контроль по указателю давления воздуха на щитке приборов); проверяют величину давления на указателе давления воздуха, подсоединенном к соединительной головке. Давление должно быть не менее 0,65 МПа (6,5 кгс/см2).

В случае если давление ниже указанной величины, глушат дизель, отсоединяют тягу от крана, снимают чехол 8 и убеждаются, что пружина 7 обеспечивает прижатие рычага 14 к упорам 15 и 16. Заворачивая упоры 15, 16 регулируют необходимую величину давления.

После завершения регулировки надевают резиновый чехол 8 и подсоединяют тягу, отрегулировав ее длину.

При правильно отрегулированном приводе при перемещении педалей остановочных тормозов на 60—80 мм, давление на указателе давления воздуха, подсоединенном к соединительной головке, должно упасть до нуля.

Пневмопереходник трактора Т-40 служит для приведения в действие поршня главного цилиндра гидропривода тормозов прицепа, агрегатируемого с трактором.

Расположен он на одном кронштейне с тормозным краном. Управление работой пневмопереходника осуществляется тормозным краном.



Рис. 61. Пневмопереходник трактора Т-40

1 — заглушка; 2 — седло; 3 — пружина; 4 — корпус; 5, 10 - штуцера; 6 - стяжной хомут; 7 - крышка корпуса; 8 — диафрагма; 9 — диск; 11 — шток; А, Б — полости

При торможении сжатый воздух из полости Б (рис. 61) через отверстие в штуцере 5 выходит в соединительную магистраль, тормозной кран и в атмосферу. Давление в полости Б падает.

Под действием давления сжатого воздуха, поступающего в полость А из ресивера, диафрагма 8 перемещает диск 9 со штоком 11, который, воздействуя на поршень главного тормозного цилиндра прицепа, затормаживает его.

При растормаживании сжатый воздух из ресивера через тормозной кран трактора Т-40 подается в полость Б, и диафрагма с диском и штоком под действием возвратной пружины 3 и сжатого воздуха перемещается в исходное положение, растормаживая прицеп.

В процессе эксплуатации следят за герметичностью пневмопереходника и его креплением. Большая утечка воздуха определяется на слух, а малые утечки можно определить с помощью мыльной эмульсии. Если шток пневмопереходника не возвращается в первоначальное положение, проверяют величину давления воздуха в соединительной магистрали и состояние возвратной пружины.

Разобщительный кран трактора Т-40 предназначен для включения и выключения подачи воздуха из пневмосистемы трактора в пневмосистему прицепа и облегчения соединения и рассоединения соединительных головок. Для включения в работу пневмопереходника тормозов прицепа ручку крана устанавливают параллельно продольной оси крана.



Рис. 62. Разобщительный кран трактора Т-40

1 — рукоятка; 2 — штифт толкателя; 3 — крышка; 4 — толкатель; 5 — шайба диафрагмы; 6 — диафрагма; 7 — гайка; 8, 11 — пружины; 9 — шток; 10 — клапан; 12 — пробка; 13 — штуцер; 14 — корпус; А — полость, сообщающаяся о воздушным баллоном: Б — полость, сообщающаяся воздухораспределителем;

Для включения подачи воздуха в пневмосистему прицепа устанавливают рукоятку 1 (рис 62) вдоль оси крана. Воздух из полости Б через открытый клапан 10 поступает в полость А пневмосистему прицепа.

Для выключения подачи воздуха рукоятку 1 поворачивают на 90°. При этом клапан 10 закрыт, и проход воздуха из полости Б в пневмосистему прицепа прекращается. Воздух из полости А и соединительной магистрали прицепа по отверстиям в штоке 9 и через отверстие В в крышке 3 выходит в атмосферу.

Соединительная головка предназначена для соединения пневмосистемы трактора Т-40 с пневмосистемой агрегатаруемых прицепов. Крепится она к разобщительному крану при помощи штуцера. Вместе они крепятся через дополнительный кронштейн к кронштейну тормозного крана с левой стороны.



Рис. 63. Соединительная головка трактора Т-40

1 — корпус; 2 — колпак; 3 — обратный клапан; 4 — уплотннтельное кольцо; 5 — крышка; 6 — гайка

При подсоединении головки трактора Т-40 прицепа ее стержень отжимает обратный клапан 3 (рис. 63) соединительной головки и воздуха беспрепятственно проходит из пневмосистемы трактора в пневмосистему прицепа. Резиновые кольца 4 головок, касаясь друг друга, герметизируют внутренние полости головок, предупреждая утечку воздуха.

При отсоединении прицепа сначала закройте разобщительный кран, разъедините головки и закройте пылезащитную крышку 5. При отрыве прицепа от трактора головки автоматически рассоединяются, предохраняя шланги от разрывов, а прицеп в этом случае автоматически затормаживается.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________