_______________________________________________________________________________________________
Система охлаждения и ГРМ двигателя Д-144 трактора Т-40
Механизм газораспределения ГРМ двигателя
Д-144 трактора Т-40 (рис.3) обеспечивает протекание 4-тактного цикла
в цилиндрах дизеля и состоит из шестерен газораспределения,
распределительного вала, клапанного механизма с приводом,
включающего в себя толкатели, штанги, стойки коромысел и коромысла,
клапаны, пружины клапанов и деталей крепления клапанов.
ГРМ двигателя Д144 трактора Т-40 работает следующим образом.
Шестерня 28 коленчатого вала через промежуточную шестерню 25 и
шестерню 24 приводит во вращение распределительный вал 2.
Распределительный вал 2 при вращении своими кулачками поднимает
вверх толкатели 3 и через штанги 15 и коромысла 14 открывает
впускные и выпускные клапаны 21. При дальнейшем вращении
распределительного вала выступ кулачка отходит от толкателя и под
воздействием пружин клапан
закрывается.
Коромысло, штанга и толкатель возвращаются в исходное положение.
Затем этот цикл вновь повторяется в соответствии с выбранными фазами
газораспределения.
Рис. 3. ГРМ двигателя Д-144
трактора Т-40
1 — блок-картер; 2 — распределительный вал; 3 — толкатель клапана;
4, 9 — уплотиителькые кольца; 5 — валик декомпрессора; 6 — рычаг; 7
— рейка; 8 — направляющая втулка толкателя; 10, 18, 20 — пружины;
11— планка: 12 — крышка клапанов; 13 — регулировочный винт; 14 —
коромысло клапана;
15 — штанга толкателя; 16 — кожух штанги; 17 — тарелка клапана; 19 —
сухарь клапана; 21 — клапаны; 22 — седло клапана; 23 — поршень; 24 —
шестерня распределительного вала; 25 — промежуточная шестерня
распределения; 26 — шестерня привода насоса гидросистемы; 27 —
шестерня привода топливного насоса; 28 — шестерня коленчатого вала;
29 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 30 — шестерня
ведомая привода масляного насоса
Чтобы механизм газораспределения дизельного двигателя Д144 трактора
Т40 работал синхронно с системой топливоподачи, шестерни распредвала
— промежуточную и топливного насоса — нужно устанавливать
соответственно по меткам, имеющимся на шестернях.
Перед регулировкой зазоров в клапанах дизельного двигателя Д-144
трактора Т-40 снимают клин заднего кардана и, перемещая вал вместе с
рулевым колесом на себя, освобождают карданный вал и отводят его в
сторону. Удерживая винт 13 отверткой от проворачивания, отпускают
контргайку
регулировочного винта.
Поддерживая контргайку винта ключом вворачивают и выворачивают винт
до получения, при помощи щупа, зазора 0,3 мм. Не вынимая щупа
затягивают контргайку регулировочного винта, поворачивают рукой
штангу и убеждаются в неизменности зазора и отсутствии изгиба
штанги.
Включают декомпрессор. Поворачивая по часовой стрелке за специальный
болт коленчатый вал, устанавливают поршень первого цилиндра в
положение конца такта сжатия. Выключают декомпрессор.
Замеряют зазор в первом цилиндре между бойками коромысел и торцами
стержней впускного и выпускного клапанов двигателя Д-144 трактора
Т-40.
При необходимости регулируют зазоры.
Затем для регулировки клапанов каждого следующего цилиндра
поворачивают коленчатый вал на 1/2 оборота по часовой стрелке и
проводят
регулировку в последовательности, соответствующей порядку работы
цилиндров (1-3-4-2).
При нормальной эксплуатации дизеля Д-144 трактора Т40 клапаны
сохраняют герметичность длительное время.
Для предупреждения выпадания сухариков и обрыва клапанов по выточке
не следует разбивать пары сухариков при разборке клапанного
механизма и
устанавливать их на другие клапаны. Гайки стойки коромысел
затягивают с усилием 60—80 Н (6—8 кгс) на плече 0,5 м.
Декомпрессионный механизм дизеля Д144 трактора Т-40
Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-144 трактора Т40
(см. рис. 3) служит для облегчения пуска непрогретого дизеля и для
экстренной
остановки дизеля.
Механизм состоит из рейки 7 и четырех рычагов 6, шарнирно
соединенных с рейкой. Рычаги жестко соединены с валиками 5,
входящими своими
фрезерованными концами в проточки толкателей впускных клапанов.
При передвижении рейки 7 поворачиваются рычаги 6 с валиками 5,
которые поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги 15 и
коромысла
открывают впускные клапаны. В выключенном положении (рычаги
повернуты вперед) фрезерованный конец валиков не поднимает
толкатели.
Система охлаждения двигателя Д-144 трактора Т-40
Система охлаждения дизеля Д-144 трактора Т-40 (рис. 17) состоит из
вентилятора, направляющего кожуха, дефлекторов, ременного привода
вентилятора и служит для отвода тепла от цилиндров и головок.
Поверхности цилиндров и головок оребрены, что значительно
увеличивает
поверхности охлаждения и улучшает отвод тепла.
Рис. 17. Система охлаждения дизельного двигателя Д144 трактора Т-40
1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления
среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний
дефлектор
Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-144 трактора Т-40 (рис.
18) создает воздушный поток, служащий для интенсивного теплообмена
цилиндров
и головок. Он установлен с правой стороны дизеля, прикреплен хомутом
к верхней части крышки распределительных шестерен.
При работе дизеля ротор вентилятора нагнетает воздух под кожух
вентилятора, в пространство между ребрами цилиндров и головок. Для
направления
потока воздуха служит кожух вентилятора, задний, средний и передний
дефлекторы (направляющие щитки).
Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей от
двухручьевого шкива, закрепленного на коленчатом валу.
Условия работы системы охлаждения двигателя Д-144 трактора Т-40
Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя Д-144
трактора Т-40 является температура масла в магистрали дизеля,
которая должна
быть в пределах 40—120 °С.
При повышении температуры масла в магистрали выше 120 °С
останавливают дизель Д-144 и устраняют неисправности, причинами
которых могут
быть:
- слабое натяжение, износ или обрыв ремней привода вентилятора (при
обрыве ремней привода вентилятора на щитке приборов загорается
красная
лампа) — натягивают или заменяют ремни;
- засорение межреберного пространства цилиндров и головок цилиндров
— очищают, сняв кожух вентилятора, средние и задние дефлекторы (при
установке средних дефлекторов на дизель их располагают широкой
частью вниз);
- засорение защитной сетки вентилятора — снимают сетку и очищают ее
от пыли, грязи и т. п.;
- ослабление гайки шкива вентилятора — затягивают гайку.
Рис. 18. Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-144 трактора Т-40
1- рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 -
вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат
Регулирование теплового режима дизеля Д-144
Тепловой режим двигателя Д-144 трактора Т40 регулируют с помощью
диска, устанавливаемого на защитной сетке вентилятора (на входе
охлаждающего
воздуха в вентилятор) (см. рис. 18), а также включением и
отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на
корпусе центрифуги.
В холодное время года (при температуре +5°С и ниже) масляный
радиатор отключают от масляной системы, а диск устанавливают на
защитную сетку
вентилятора (у дизеля с посезонным регулированием теплового
состояния при температуре окружающего воздуха до —25 °С температура
масла в
магистрали не ниже 40 °С обеспечивается установкой на вентиляторе
диска и загрузкой дизеля двигателя Д-144 трактора Т-40 не менее 40 %
его
номинальной мощности).
При температуре окружающего воздуха выше +5°С радиатор включают в
систему, а диск снимают с вентилятора и сдают его на хранение.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы кожух
вентилятора не имел вмятин, а детали дефлекторов не были погнуты.
Эти недостатки
должны быть устранены. Нельзя допускать загрязнения канавок (ручьев)
шкивов маслом, топливом и грязью.
При выходе из строя одного из ремней привода вентилятора ремни
снимают и устанавливают два новых ремня одинаковой длины. Ремни,
бывшие в
употреблении, подбирают в отдельные комплекты и только после этого
устанавливают на дизель. Они должны иметь одинаковую длину.
Комплектование новых ремней с ремнями, бывшими в эксплуатации, не
допускается.
С завода тракторы Т-40 отгружают с включенным в систему смазки
радиатором. Дросселирующий диск на вентиляторе не устанавливают, его
укладывают в ящик с инструментом.
Подшипники, установленные в вентиляторе, в процессе эксплуатации не
требуют смазки до их выбраковки.
Рис.19. Привод вентилятора и генератора двигателя Д-144 трактора Т40
1 — кронштейн генератора; 2 — болт; 3 — генератор; 4 — натяжная
планка; 5 — шкив вентилятора; 6 — шпилька; 7 — шайба; 8 — гайка; 9
—шкив; 10 —
шкив коленчатого вала
Натяжение ремней привода вентилятора и генератора двигателя Д144
трактора Т-40 регулируют изменением положения генератора (его
поворотом).
Перед регулировкой ослабляют гайку 8 (рис. 19) крепления натяжной
планки и гайки болтов 2 крепления генератора, а после регулировки —
затягивают
их.
Каждый ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии на него с
усилием 40 Н (4 кгс) стрела прогиба ремня составляла 15—22 мм
(проверяют при
помощи двухмерных металлических линеек и пружинного динамометра).
Натяжение ремней проверяют в средней части ветви между шкивами
коленчатого вала и вентилятора дизеля Д-144. Особенно внимательно
следят за
правильным натяжением ремней в первые 60 ч работы дизеля.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40