_______________________________________________________________________________________________
Устройство топливной системы дизеля СМД-60,62 трактора Т-150
В топливную систему СМД-60/62 трактора Т-150
входят: фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос с
регулятором, подкачивающий насос, форсунки, топливопроводы низкого и
высокого давления, топливный бак. Топливо из бака поступает в фильтр
грубой очистки, в котором
происходит очистка топлива от крупных механических примесей и отстой
воды.
Отсюда по топливопроводу топливо засасывается подкачивающим насосом
поршневого типа и нагнетается в фильтр тонкой очистки с бумажными
фильтрующими элементами, затем проходит через контрольную секцию
фильтра-кронштейна и поступает в топливный насос высокого давления
(ТНВД).
Из насоса топливо по трубкам высокого давления подается к форсункам.
При достижении давления, равного 17,5 МПа (175 кгс/см2), игла
распылителя форсунки поднимается и топливо впрыскивается в камеру
сгорания в поршне.
Рис. 9. Фильтр грубой очистки
топливной системы Т-150
1 — стакан; 2 — элемент сетчатый фильтрующий; 3 — кольцо прижимное;
4 — кольцо уплотнительное; 5,7— болты поворотных угольников; 6 —
трубка подвода топлива к фильтру; 8 — трубка подвода топлива к
подкачивающему насосу; 9— болт; 10—корпус; 11— распределитель; 12 —
успокоитель; 13 — пробка для слива отстоя топлива.
Фильтр грубой очистки топлива предназначен для предварительной
очистки топлива. Он представляет собой корпус 10 (рис. 9) с
установленными поцентру распределителем 11 и сетчатым фильтрующим
элементом 2, выполненным в виде конуса.
Фильтрующий элемент закрыт пластмассовым стаканом 1, который
прикреплен к корпусу прижимным кольцом 3 и болтами 9. В стыке между
стаканом и корпусом установлена резиновая прокладка 4.
Внутри стакана размещен успокоитель 12, а в нижней части имеется
отверстие с пробкой 13 для слива отстоя топлива. Прошедшее через
сетчатый фильтр топливо через болт 7 поворотного угольника по трубке
8 поступает к подкачивающему насосу и дальше к фильтру тонкой
очистки.
Фильтр тонкой очистки топлива СМД-62/60 трактора Т-150 предназначен
для окончательной очистки топлива. Он двухступенчатый с
последовательно включенными ступенями очистки (рис. 10).
В качестве первой ступени применен фильтр 2ТФ-3, состоящий из двух
одинаковых секций, включенных в топливную систему параллельно.
Каждая секция представляет собой пластмассовый корпус 18, в котором
размещен неразборный бумажный фильтрующий элемент 19.
Вверху и внизу фильтрующие элементы уплотняются резиновыми кольцами
17 и 25. Нижнее кольцо поджато пружиной 24. Оба фильтрующих элемента
прикреплены к одной крышке 15 стяжными болтами 20 и гайками 14.
Рис. 10. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя СМД-60/62 трактора
Т-150К
1 — кран трех-ходовой; 2 —трубка подвода топлива от подкачивающего
насоса; 3 — трубка отвода избыточного топлива от топливного насоса;
4 —
трубка слива избыточного топлива в бак, 5 — клапан перепускной; 6 —
трубка слива избыточного топлива из форсунки; 7 — вентиль; 8 —
трубка слива
топлива и выпуска воздуха; 9 — трубка подвода топлива в
фильтр-кронштейн; 10, 14 — гайки стяжные; 11 —трубка подвода топлива
к топливному насосу,
12 —крышка фильтра-кронштейна; 13—корпус фильтра-кронштейна;
15—крышка фильтра 2ТФ-3; 16—прокладка; 17, 25— кольца; 18 — корпус
фильтра
2ТФ-3; 19 — элемент фильтрующий бумажный; 20 — болт стяжной; 21 —
болт запорный; 22— гайка, 23—трубка сливная правой секции; 24 —
пружина: 26
— шпилька стяжная, 27— трубка сливная левой секции; 28—пробка
В крышке расположен трехходовой кран 1, позволяющий отключать при
промывке любую секцию. Фильтр 2ТФ-3 имеет самостоятельный слив
топлива из
каждой секции.
Для выпуска воздуха из топливной системы двигателя СМД-60/62 в
крышке фильтра установлен продувочный вентиль 7, а для перепуска
избыточного
топлива из головки ТНВД в бак — перепускной клапан 5. Пройдя через
фильтрующие элементы первой ступени, очищенное топливо по трубке
поступает в
фильтр-кронштейн — вторую ступень очистки.
Фильтр-кронштейн представляет собой чугунный корпус-кронштейн, в
котором размещен один фильтрующий элемент ЭТФ-3 с таким же
уплотнением, как
в первой ступени.
Сверху корпус-кронштейн закрыт чугунной крышкой 12. Резьбовая
пробка, расположенная в нижней части фильтра-кронштейна, служит для
слива
топлива из корпуса фильтра при его промывке.
Топливный насос ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150К (рис. 11)
распределительного типа, двухсекционный с дозированием топлива
изменением конца
подачи, снабжен механическим всережимным регулятором прямого
действия, поршневым подкачивающим насосом с ручной прокачкой топлива
и муфтой
автоматического изменения угла опережения впрыска топлива.
Рис. 11. Топливный насос двигателя СМД-60/62 трактора Т-150
1—ступица регулятора; 2—муфта регулятора; 6—груз регулятора; 4—рычаг
корректора; 5—ось серьги пружины; 6 — ось основного рычага; 7—рычаг
основной: 8—крышка с корректором; 9—шток корректора; 10— корпус
корректора; 11 — пружина корректора; 12 - винт корректора; 13—
ограничитель, 14—
пружина регулятора; 15— валик рычага управления; 16 — винт «стоп»;
17 — крышка регулятора верхняя; 18—сапун; 19—шестерня промежуточная;
20—секция высокого давления; 21 - кольцо уплотнительное; 22 —
толкатель; 23 - пробка уровня масла: 24—фиксатор верхней тарелки
пружины; 25—
крышка передняя; 26—штуцер высокого давления; 27 — рычаг управления;
28 - насос топливоподкачивающий; 29—пробка слива масла; 30—валик
кулачковый; 31—крышка; 32 — корпус насоса; 33—ролик толкателя; 34 -
шестерня коническая ведущая; 35—штифт; 36 —валик регулятора;
37—пружина
демпферная; 38 — шестерня коническая ведомая; 39 — шайба блокировки
вала регулятора; 40 — валик эксцентриковый.
Изменение количества подаваемого топлива производится осевым
перемещением дозатора 16 (рис. 12) по плунжеру, что осуществляется
регулятором
через систему рычагов 4, 5, 8 (рис. 13) и поводок привода дозатора.
Режим работы дизеля устанавливается поворотом рычага 27 (рис. 11),
связанного
через пружину регулятора 14 и рычажную систему с дозаторами 16 (рис.
12).
Увеличение подачи топлива при запуске дизеля СМД-60/62 достигается
автоматически дополнительным ходом дозаторов под действием пусковой
пружины 2 (рис. 13), перемещающей рычаги в положение,
соответствующее максимальной подаче.
Для увеличения подачи топлива при перегрузке дизеля применен
пружинный корректор, который состоит из корпуса 10 (рис. 11) и
размещенных в нем
штока 9, пружины 11, регулировочного винта 12, ограничителя 13 для
регулировки хода штока 9.
Выключение подачи топлива осуществляется принудительно рычагом
управления 27 или регулятором при достижении предельного числа
оборотов. В
обоих случаях перемещение рычажной системы вызывает смещение
дозаторов в крайнее нижнее положение.
Рис 12. Секция высокого давления ТНВД Т-150
1—тарелка пружина нижняя; 2—втулка зубчатая; 3—тарелка пружина
верхняя; 4—плунжер; 5—чека монтажная; 6— втулка плунжера, 7 —седло
нагнетательного клапана; 8—прокладка клапана; 9 — пружина обратного
клапана; 10—клапан обратный; 11— клапан нагнетательный; 12 — пружина
нагнетательного клапана; 13—штуцер высокого давления; 14—прокладка;
15 — пробка, 16—дозатор; 17— уплотнительное кольцо; 18 — пружина
толкателя.
Рис. 14. Схема работы секции высокого давления ТНВД СМД-60/62
1—полость дозатора; 2—паз распределительный; 3—центральный канал в
плунжере; 4 — канал подвода топлива; 5, 6—каналы распределительные
во
втулке; 7—отсечное отверстие.
Во втулке плунжера установлены штуцеры 13 (рис. 12) с
нагнетательными клапанами двойного действия. Герметизация
надплунжерного пространства
осуществляется прокладкой 14 и пробкой 15, затянутой крутящим
моментом 90—100 Нм (9—10 кг/см).
В уплотнительную канавку втулки плунжера устанавливается резиновое
кольцо 17, обеспечивающее разделение топливной и масляной полостей
насоса и
их герметичность. Весь узел в сборе удерживается монтажной чекой 5,
удаляемой после установки секции в корпус топливного насоса
СМД-60/62. Схема
работы секции высокого давления показана на рис. 14.
Рис. 13. Система управления дозаторами (вид сбоку на ТНВД Т-150 при
снятой крышке)
1—втулка привода дозатора; 2 — пружина пусковая; 3 — кронштейн
промежуточной шестерни; 4— вильчатый рычаг поводка дозатора; 5 —
тяга; 6—палец
эксцентриковый; 7— фиксатор толкателя; 8—тяга регулировочная.
Регулятор топливного насоса ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150 расположен
в одном корпусе с насосом и предназначен для автоматического
изменения
мощности дизеля в зависимости от нагрузки, обеспечения устойчивой и
экономичной работы дизеля на заданном режиме.
Регулятор также ограничивает максимальную и поддерживает минимально
устойчивую частоту вращения коленчатого вала дизеля.
Топливоподкачивающий насос - поршневого типа предназначен для подачи
топлива из топливного бака к топливному насосу и крепится в боковой
расточке корпуса насоса на двух шпильках.
Топливоподкачивающий насос СМД-60/62 трактора Т-150 состоит из
чугунного корпуса 1 (рис. 15), в горизонтальной расточке которого
размещен
поршень 2.
Поршень прижимается к штоку 5 пружиной 3, упирающейся другим концом
в пробку 31. В расточке со стороны фланца по одной оси с поршнем
установлен
роликовый толкатель 29.
Ролик 28 толкателя прижимается к эксцентрику валика 40 (рис. 11)
пружиной 30 (рис. 15). В нижней части корпуса в специальных
расточках размещены
клапаны: впускной 25 и выпускной 8, прижатые к седлам 13 пружинами 9
и пробками 7.
Рис. 15. Топливоподкачивающий насос СМД-60/62 трактора Т-150К
1 — корпус подкачивающего насоса; 2 — поршень; 3 —пружина поршня; 4
— втулка штока; 5 — шток поршня; 6—кольцо стопорное; 7—пробка
клапана; 8—клапан выпускной; 9 — пружина клапана; 10—трубка отвода топлива;
11—болт поворотного угольника; 12 — прокладка; 13 — седло клапана;
14—трубка подвода топлива; 15— рукоятка насоса ручной прокачки; 16 —
крышка цилиндра насоса ручной прокачки; 17—шток поршня насоса ручной
прокачки; 18 — цилиндр насоса ручной прокачки; 19—штифт; 20—кольцо
уплотнительное; 21 — поршень насоса ручной прокачки; 22 — кольцо
уплотнительное; 23— прокладка; 24—болт; 25—клапан впускной;
26—прокладка; 27 — ось толкателя; 28 — ролик толкателя; 29 —
толкатель поршня; 30
— пружина толкателя; 31—пробка; 32—кольцо уплотнительное.
Для удаления воздуха из системы питания дизеля перед запуском и
заполнения ее топливом после сборки на подкачивающем насосе
установлен насос
ручной прокачки.
При перемещении его поршня вверх топливо под действием разрежения
открывает впускной клапан 25 (рис.15) и поступает в цилиндр насоса
ручной
прокачки, при перемещении вниз впускной клапан 25 под действием
пружины 9 и возрастающею давления топлива закрывается, открывается
выпускной
клапан 8 и топливо поступает в полость нагнетания до полного
заполнения системы.
Рис. 16. Привод топливного насоса СМД-60/62
1 — опора шестерни привода; 2 — болт (заглушка); 3 — трубка подвода
масла к фильтру турбокомпрессора; 4—маслоподводящий канал к опоре
шестерни; 5—щит; 6 — картер маховика; 7, 12 — масляные каналы в
опоре шестерни; 8 — кольцевая канавка; 9 -шестерня привода
топливного насоса;
10—шайба; 11—втулка; 13—пружина распорная; 14—штуцер; 15—проставка
топливного насоса; 16—топливный насос; 17—валик насоса; 18—сальник
уплотнения носка кулачкового вала; 19—фланец; 20 — муфта
автоматическая.
Смазка ТНВД автономная. Для слива излишка масла при повышении его
уровня сверх нормального на корпусе топливного насоса установлена
дренажная
трубка.
Муфта автоматическая 20 (рис. 16) изменения угла опережения впрыска
топлива установлена на коническом конце кулачкового вала топливного
насоса.
Она обеспечивает оптимальный угол опережения впрыска топлива в
зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля.
Рис. 17. Муфта автоматическая ТНВД Т-150
1—полумуфта ведущая; 2—втулка ведущей полумуфта; 3 — кольцо
стопорное; 4—палец ведущей полумуфты; 5 — кожух муфты; 6 — полумуфта
ведомая; 7 - груз муфты автоматической; 8—пружина муфты
автоматической, 9 —прокладка пружины регулировочная; 10 — ось груза;
11 — кольцо
уплотнительное.
Муфта автоматическая ТНВД двигателя СМД-60/62 — центробежного типа,
состоит из кожуха 5 (рис. 17), ведомой полумуфты 6, закрепленной
шпонкой на
коническом хвостовике кулачкового вала насоса, ведущей полумуфты 1,
свободно насаженной на полый хвостовик ведомой полумуфты, грузов 7,
качающихся на осях 10 ведомой полумуфты, и двух пружин 8,
упирающихся одним торцом в оси 10 грузов, другим — в палец 4 ведущей
полумуфты.
При максимальном числе оборотов вала насоса грузы раздвигаются до
упора в стенки кожуха, при этом обеспечивается наибольший угол
опережения
впрыска топлива. При снижении оборотов дизеля угол автоматически
уменьшается.
Рис. 18. Установка привода тахоспидометра
1— корпус привода тахоспндометра; 2 — корпус топливного насоса,
3—поводок; 4 — вал эксцентриковый; 5 — планка ведущая; 6 — привод
тахоспидометра.
Привод тахоспидометра 6 установлен на топливном насосе двигателя
СМД-60/62 со стороны, противоположной ею приводу, на специальном
корпусе 1
(рис. 18) и служит для передачи вращательного движения от валика
топливного насоса через гибкий вал к тахоспидометру, установленному
на щитке
приборов в кабине трактора.
Привод тахоспидометра представляет собой редуктор с одной парой
винтовых шестерен. Корпус привода заполнен смазкой. Направление
вращения
ведущего валика привода, если смотреть со стороны планки, правое, то
есть по часовой стрелке.
Обозначение привода, направление вращения ведущего валика и
номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля набиваются на
наружной
стороне фланца. На дизеле СМД-62 устанавливается привод
тахоспидометра с обозначением ПТ-3802010-12.
Рис. 19. Форсунка СМД-60/62 трактора Т-150
1 — игла распылителя; 2 — прокладка форсунки; 3 — камера в корпусе
распылителя; 4 — канал в корпусе распылителя; 5—канал в корпусе
форсунки; 6
— прокладка штуцера; 7 — фильтр сетчатый; 8 — штуцер; 9—прокладка;
10 —винт регулировочный; 11—колпак, 12 — контргайка; 13 — гайка
регулировочная; 14—пружина; 15 —штанга; 16 — корпус форсунки, 17 —
штифт установочный; 18 — распылитель; 19 — гайка распылителя, 20 —
отверстия сопловые
Форсунка двигателя трактора Т-150 (рис. 19) предназначена для
впрыска топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый
распыл топлива и
ограничивает начало и конец подачи.
На дизеле СМД-60/62 установлены форсунки ФД-22 закрытого типа.
Форсунки имеют обозначение 112 1112010.10 и маркируются на корпусе
цифрой «112»,
распылители имеют обозначение 112.1112110-10 и маркируются «4X034».
По пропускной способности форсунки разделяются на две группы: первая
маркируется цифрой «1», вторая — цифрой «2». Маркировка наносится на
корпусе форсунки. На двигателе устанавливаются форсунки только одной
группы.
В распылителе 18 форсунки имеется четыре сопловых отверстия для
распыла топлива. Пружина 14 распылителя отрегулирована на давление
начала
подъема иглы 1 равное 17,5—18 МПа (175—180 кгс/см2), затягивается
регулировочным винтом 10 и фиксируется контргайкой 12.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40