_______________________________________________________________________________________________
Компоненты системы охлаждения двигателя СМД-60/62
Система охлаждения двигателя СМД-60/62
трактора Т-150 предназначена для принудительного отвода тепла от
наиболее нагретых деталей (гильзы, блока, головки блока) и
поддержания необходимого теплового режима дизеля. Дизель имеет
закрытую жидкостную принудительную систему охлаждения.
В качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз.
Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос с
вентилятором и радиатор.
Кроме того, с 1976 г. для автоматического
регулирования температурного режима на дизеле устанавливается два
термостата типа ТС-107 (рис. 24).
При запуске пускового двигателя, когда коленчатый вал еще не
вращается, в системе охлаждения двигателя СМД-60/62 трактора Т-150
возникает местная термосифонная циркуляция воды, которая
обеспечивает быстрый прогрев пускового двигателя.
Рис. 24. Установка термостатов на
тракторе Т-150
После запуска двигателя (особенно в холодное время года), пока
охлаждающая жидкость не прогреется до температуры 353К (80° С),
основные клапаны термостатов закрыты, и жидкость, минуя радиатор
охлаждения Т-150 дизеля СМД-60/62, направляется в водяной насос и
снова попадает в блок-картер (рис. 24а).
При температуре выше 353К (80° С) основные клапаны термостатов
приоткрываются, и охлаждающая жидкость начинает частично
циркулировать через радиатор (рис. 24).
Когда температура жидкости достигает Э63К (90°С), клапаны
открываются полностью и весь поток проходит через радиатор.
Температурный режим дизеля в холодное время года дополнительно
регулируется шторкой, управляемой цепочкой из кабины трактора.
Для регулирования давления в радиаторе двигателя СМД-60/62 трактора
Т-150 и пробке заливной горловины установлены паровой и воздушный
клапаны.
Паровой — служит для отвода из радиатора
образующихся паров воды и открывается при повышении давления в
радиаторе до 0,05—0,07 МПа (0,5—0,7 кгс/см2), а воздушный — для
сообщения радиатора с окружающей атмосферой и открывается при
разрежении в радиаторе 0,001—0,012 МПа (0,01—0,12 кгс/смг).
Сливают воду из системы охлаждения через два сливных краника,
расположенных с обеих сторон блок-картера, и через сливной краник,
расположенный на патрубке нижнего бака радиатора.
Водяной насос и вентилятор трактора Т-150
Для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе
охлаждения двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 на переднем корпусе
дизеля установлен водяной насос (помпа), который объединен с
вентилятором общим приводом.
Подшипники водяного насоса смазываются
дизельным маслом, поступающим из главной магистрали.
Две резиновых манжеты 6 (рис. 25) и 23 предохраняют от просачивания
смазки наружу. На заднем конце валика установлена крыльчатка 14, в
которой помещено специальное уплотнение торцевого типа, состоящее из
графито-металлической шайбы 19, резиновой манжеты 20. опорных шайб и
пружины 18.
Рис. 25. Водяная помпа Т-150
1—вентилятор; 2—болт; 3—гайка, 4—шпонка, 5—ступица; 6, 23 —манжеты
резиновые; 7—кольцо стопорное 8, 24—шарикоподшипники; 9—трубка
подвода масла; 10—корпус водяного насоса; 11— трубка подвода воды к
термостатам; 12 — трубка отвода воздуха; 13 — прокладка; 14 —
крыльчатка; 15— крышка; 16 —болт крепления крыльчатки; 16 — болты
крепления крышки к корпусу; 18 — пружина; 19 — шайба уплотняющая; 20
— манжета резиновая; 21 — отверстие для слива воды;
22—маслоотводящий канал; 25— шкив; 26 — валик водяного насоса.
Это уплотнение отделяет водяную полость насоса от полости
подшипников. Наличие пружины обеспечивает надежную работу уплотнения
при частичном износе шайбы 19, запрессованной в корпусе насоса.
Для контроля за работой уплотнения в корпусе помпы Т-150 выполнено
отверстие 21. Появление течи воды из отверстия свидетельствует об
износе уплотнительных деталей.
Трещины и изломы корпуса и крышки водяного насоса, а также
крыльчатки не допускаются. Износ отверстий корпуса под
шарикоподшипники допускается до диаметра 62,05 мм.
При большем износе отверстия восстанавливают осталиванием или при
помощи полимерных материалов на основе эпоксидных смол. Изношенные
поверхности валика водяного насоса восстанавливают наплавкой с
последующей механической обработкой.
Корпус водяного насоса двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 перед
сборкой испытывают водой под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2) в течение
1 мин,
подтекание и потение при этом не допускаются. Статическая
несбалансированность крыльчатки насоса не должна превышать 0,3 Нм (3
гс/см).
Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий диаметром 10
мм на диске с задней стороны на диаметре 70 и на диаметре 95 мм с
шагом 20
мм без сквозного выхода сверла; диаметр сверла принимают 8 мм.
Статическая несбалансированность шкива вентилятора не должна
превышать 20 гс/см. Дисбаланс устраняют высверливанием отверстий
диаметром 8
мм, глубиной не более 4 мм и шагом не менее 12 мм на передней стенке
канавки под ремень генератора на диаметре 134 мм.
После ремонта водяной насос двигателя СМД-60/62 трактора Т-150
должен проработать в течение 3 мин при температуре воды 70.. .75 °С.
После этого насос испытывают на производительность по следующему
режиму: температура воды 70...75 °С, противодавление на выходе
0,03...0,032 МПа
(0,3...0,32 кгс/см2), разрежение на всасывании 0,007...0,008 МПа
(0,07....0,08 кгс/см2) при частоте вращения вала насоса 38,3 ± 1,9
с-1. Производительность
насоса должна быть не менее 425 л/мин.
Кроме того, каждый отремонтированный насос (помпу) проверяют на
герметичность под давлением воды 0,08...0,1 МПа (0,8... 1,0 кгс/см2)
в течение 1 мин
без вращения вала и с вращением его (38,3 ± 1,9 с-1). При этом
подтекание воды по всем поверхностям, стыкам и через контрольные
отверстия не
допускается.
Рис. 26. Ролик натяжной
1 — крышка; 2 — болт; 3 — ролик натяжной; 4—шарикоподшипники; 6 —
щиток; 6 — ось ролика; 7—кольце распорное
На дизеле с января 1975 г. привод вентилятора осуществляет двумя
ремнями вместо одного. В связи с этим изменена конструкция шкивов на
коленчатом
валу, водяном насосе и натяжном ролике.
Натяжение ремней двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 регулируют
натяжным роликом 3 (рис. 26). Подшипники натяжного ролика имеют
постоянную
консистентную смазку, поэтому периодической смазки не требуют.
Концы лопастей вентилятора должны лежать в одной плоскости,
допустимое отклонение ± 1 мм. Отремонтированный вентилятор
статически
балансируют, дисбаланс не должен превышать 0,5 кНм (5 гс/см).
Дисбаланс устраняют привариванием стальных пластин толщиной 1 мм и
шириной 10 мм
к нерабочей поверхности лопасти.
Износ поверхности натяжного ролика под шарикоподшипники допускается
до 52,05 мм. При большем износе поверхность восстанавливают местным
осталиванием.
Шейку оси натяжного ролика СМД-60/62 трактора Т-150
под шарикоподшипник, изношенную до диаметра более 24,94 мм,
наплавляют и
обтачивают до номинального размера.
Допускается статическая несбалансированность ролика 0,1 кНм (10
гс/см). Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий
диаметром 10 мм
на радиусе 45 мм в задней стенке канавки под ремень вентилятора
глубиной до 3 мм и шагом не менее 15 мм.
Рис. 27. Термостат Т-150
1—клапан перепускной; 2—стойка нижняя; 3 —пружина клапана; 4— клапан
основной; 5 — держатель, 6 — гайка латунная; 7—колпачок вставки; 8—
поршень; 9—корпус термостата; 10— вставка резиновая; 11—
наполнитель; 12—баллон; 13— пружина перепускного клапана; 14 — гайка
штуцера.
Термостаты двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 размещены в общем
алюминиевом корпусе, закрепленном на водяном насосе с помощью
специальной
стойки, служащей одновременно для перепуска воды к водяному насосу,
когда клапаны термостатов закрыты.
Термостат ТС-107 (рис. 27) представляет собой неразъемную
конструкцию, состоящую из латунного корпуса 9, стойки 2 и держателя
5, скрепленных
между собой четырьмя усиками, выполненными на стойке 2, пропущенными
через пазы в корпусе и держателе, отогнутыми и припаянными к
держателю
при сборке термостата.
В корпусе термостата Т-150 размещены два клапана (сливной 4 и
перепускной 1) и баллон 12, внутри которого установлен поршень 8, и
резиновая вставка
10. Пространство между резиновой вставкой и баллоном заполнено
специальным наполнителем 11, представляющим собой смесь церезина с
алюминиевым порошком.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40