_______________________________________________________________________________________________
Устройство и регулировки рулевого управления Т-150
Рулевое управление трактора Т-150 —
гидромеханическое, служит для поворота путем изменения взаимного
положения его полурам 6 горизонтальной плоскости, осуществляемого
гидравлическими цилиндрами поворота.
Рулевое управление состоит из гидравлической и механической частей
(рис. 65): гидравлическая — служит для поворота полурам,
механическая — для управления поворотом и осуществления обратной
связи.
К гидравлической части относятся гидравлический насос 17, клапан 11
расхода, распределитель 13, запорный клапан 5, два цилиндра 19 и 20
поворота, бак 8 с заборным фильтром 10 и фильтром 9 на линии слива,
а также трубопроводы для соединения гидравлических узлов.
Рис. 65. Схема рулевого
управления Т-150
1— вал; 2 — сектор; 3 — червяк 4 — золотник; 5 — запорный клапан; 6
— рулевая колонка; 7 — рулевое колесо; 8 — бак; 9 — фильтр линии
слива;
10 — заборный фильтр; 11 —клапан расхода; 12, 14—упорные шайбы; 13
—распределитель; 15 — сошка; 16 — тяга; 17— насос; 18, 21 —
поворотные рычаги рамы; 19, 20 — гидравлические цилиндры; 22; 28 –
грибковые клапаны, 23, 27 — пружины клапанов; 24, 26 — седла; 25 —
плунжер; 29— пружина; 30—распорный плунжер; 31 — втулка золотника; а
— поворот золотника н запорных клапанов влево; б — прямолинейное
движение; в — поворот вправо.
К механической части относятся рулевая колонка 6, червячная пари
(червяк 3 и сектор 2) рулевого механизма и тяга 16 обратной связи.
Гидравлический
насос НШ 32 (рис. 66) — односекционный шестеренный. Прикреплен к
проставочному корпусу на задней стенке картера раздаточной коробки с
правой
стороны.
Рис. 66. Гидронасос Т-150
1 — корпус; 2 — шестерня ведущая; 3 — шайба упорная; 4 — кольцо
стопорное; 5 — манжета; 6 — манжета торцового уплотнения; 7 — планка
торцового уплотнения; 3 — шестерня ведомая; 9 — уплотнительное
кольцо; 10 — обойма; 11 — крышка; 12 — манжета радиального
уплотнения.
НШ-32 получает вращение от дизеля через вал привода ВОМ, подвижную
шестерню раздаточной коробки, шестерню вала привода насоса и
компенсирующую зубчатую муфту.
При переключении подвижной шестерни привод к насосу осуществляется
от ведущих колес, что обеспечивает управление трактором при
неработающем
дизеле (буксировка, езда накатом и др.).
Рис. 67. Клапан расхода системы рулевого управления Т-150К
1 — корпус; 2, 12 — контргайки; 3 - шайба; 4 — винт регулировочный;
5, 13 — колпачки; 6 — пружина предохранительного клапана; 7 — муфта
угловая; 8
— золотник; 9 — пружина клапана расхода; 10 — упор; 11 — винт
регулировочный клапана расхода; 14 — шайба уплотнительная; 15 —
седло; 16 —
шариковый клапан; 17 — направляющая; А и Д — полости; Б — сливные
отверстия; В — демпферное отверстие; Г — сливная канавка.
Клапан расхода (рис 67) обеспечивает подачу постоянного количества
рабочей жидкости к распределителю рулевого механизма независимо от
частоты
вращения коленчатого вала дизеля.
Клапан расхода Т-150 установлен на заднем правом кронштейне кабины.
Он состоит из подпружиненного золотника, перемещающегося в осевом
направлении в корпусе 1.
На боковой поверхности золотника имеется четыре сливных отверстия, а
в донышке — отверстие В малого диаметра, которое создает
сопротивление
протеканию жидкости. Поэтому давление в полости А перед отверстием
больше, чем в полости Д за ним.
Сила избыточного давления перемещает золотник 8 до уравновешивания
этой силы пружиной 9. При этом сливные отверстия Б в золотнике
сообщаются
со сливной канавкой Г в корпусе и избыточная жидкость направляется
на слив в бак.
В одном корпусе с клапаном расхода находится предохранительный
клапан, предназначенный для предохранения системы от разрушений при
чрезмерном увеличении давления. Он состоит из шарикового клапана 16,
седла 15, пружины 6 и регулировочного винта 4.
Рулевой механизм служит для управления поворотом трактора Т-150К при
помощи изменения направления потока масла к гидравлическим цилиндрам
поворота. Изменение направления потока масла осуществляется
золотниковым распределителем.
Рис. 68. Рулевой механизм Т-150
1,7, 12 — подшипники роликовые; 2 —сектор; 3 — корпус; 4, 25 —
прокладки, 5, 26 — крышки; 6 — червяк; 8 — запорный клапан; 9 —
золотник; 10, 20 —
шайбы упорные, 11, 21 — подшипники упорные; 13 — крышка верхняя; 14,
27 — гайки вала; 18 — шайба регулировочная; 16 — подпятник; 17 —
пружина
плунжера; 18 — плунжер; 19 — распределитель; 22 — подшипник; 23 —
вал; 24 — сошка.
Рулевой механизм трактора Т-150К состоит из корпуса 3 (рис. 68), в
котором на двух роликовых подшипниках 1 и 7 установлен вал 23 с
червяком 6,
упорными подшипниками 11 и 21, золотником 9 и упорными шайбами 10 и
20. На двух игольчатых подшипниках 22 установлен червячный сектор 2,
который находится в зацеплении с червяком 6.
Зазор в зацеплении регулируется подбором шайб 16 необходимой
толщины. Плунжеры 18 разжаты пружинами 17 и, упираясь своими торцами
в корпус 3,
крышку 13 и упорные шайбы 10 и 20, устанавливают золотник 9 в
нейтральное положение.
Так как между упорными шайбами и торцами проточек в корпусе
распределителя с двух сторон имеются зазоры по 2,5 мм, вал 23 может
совершать не
только вращательное, но и поступательное перемещение вверх и вниз от
нейтрального положения. Совместно с валом будет перемещаться и
закрепленный на нем золотник 9.
При осевом перемещении пояски в золотнике перекрывают отверстия во
втулке распределителя и направляют поток масла от насоса к
соответствующим
полостям гидравлических цилиндров поворота.
Рис. 69. Запорный клапан системы рулевого управления Т-150
1 — корпус; 2, 11 — пробки; 3, 13 — грибковые клапаны; 4, 12 —
пружины клапанов; 5, 6 — кольца уплотнительные; 7, 9 — седла
клапанов, 8 —
плунжер; 10 — кольцо стопорное.
Запорный клапан служит для предотвращения самопроизвольного поворота
трактора Т-150 при наезде на препятствие, то есть для стабилизации
движения. Он установлен между гидравлическими цилиндрами и
распределителем и препятствует выходу масла из полостей цилиндра.
Запорный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 69), двух подпружиненных
грибковых клапанов 3 и 13 с седлами 1 и 9 и плунжера 8. Полости
клапанов
закрыты пробками 2 и 11. Клапан прикреплен четырьмя шпильками к
боковой плоскости распределителя и составляет с рулевым механизмом
один узел.
Рис. 70. Гидроцилиндр рулевого управления Т-150
1 — крышка передняя; 2, 17 — кольца уплотнительные подшипников; 3,
18 — подшипники шарнирные; 4 — гайка; 5 — поршень; 6 — кольцо
уплотнительное; 7 —кольцо уплотнительное; 8 — защитная шайба; 9 —
корпус цилиндра; 10 — стяжка; 11— крышка задняя; 12 — уплотнение
штока; 13
—гайка регулировочная; 14 —стакан; 15 — кольцо войлочное; 16 — шток;
19 — чистик; 20 — болт; 21 — корпус; 22 — шайба замковая; 23 —
кольцо
уплотнительное маслопровода; 24 — маслопровод.
Гидроцилиндры двухстороннего действия осуществляют поворот трактора
Т-150К. Оба цилиндра одинаковы. Цилиндр состоит из корпуса 9 (рис.
70),
поршня 5, штока 16, передней 1 и задней, 11 крышек и маслопровода
24. Цилиндры с помощью пальцев своими передними крышками крепятся к
задним
кронштейнам рессор, а штоками — к поворотным ушам задней полурамы.
Рис. 71. Бак гидросистемы рулевого управления Т-150
1 — корпус бака; 2 — сапун; 3 — фильтр заливной горловины; 4 —
поджимная пружина; 5 —крышка; 6 — коническая пробка; 7 — пробка
заливной
горловины; 8 — уплотнительная прокладка; 9 — болт; 10— прокладка; 11
— уплотнительное кольцо; 12 — масломерное стекло; 13 — шайба; 14 —
гайка;
15 — уплотнительное кольцо; 16 — заборный фильтр.
Бак является резервуаром для масла, необходимого для работы системы,
и способствует поддерживанию его температурного режима. На задней
стенке
его корпуса (рис. 71) расположено масломерное стекло 12 для контроля
уровня масла и заливная горловина.
В трубе заливной горловины
размещен
фильтр 3, состоящий из набора 21 чечевицеобразного фильтрующего
элемента. Набор поджат пружиной.
В верхней части бака установлен сапун 2, связывающий внутреннюю
полость бака с атмосферой, а в нижней — пробка для слива масла.
Слева в
боковую стенку бака ввернут сетчатый заборный фильтр 16.
Рис. 72. Рулевая колонка Т-150
1 — контакт; 2 — шпонка; 3,7 — пружины; 4 — пластина контактная,
5—кнопка; 6, 8 — колпачки: 9 — гайка; 10 — колесо рулевое; 11 —
подшипник
шариковый; 12 — провод; 13 — втулка контактная; 14 — труба колонки;
15 — вал.
Рулевая колонка Т-150К установлена в расточке верхней крышки рулевого
механизма, зафиксирована винтом и закреплена двумя болтами. Вал 15
рулевой
колонки (рис. 72) через шлицевую втулку соединяется с валом рулевого
механизма. На верхнем конце вала 15 шпонкой 2 н гайкой 9 закреплено
рулевое
колесо 10.
В колонке размещен привод звукового сигнала, состоящий из кнопки 5,
колпачков 6 и 8, пружин 3 и 7 и пластины 4. При нажатии на кнопку
электрическая
цепь сигнала, связанная с колпачком 8 через контакт 1, втулку 13 и
привод 12, замыкается на «массу».
Рис. 73. Тяга обратной связи Т-150
1 - пробка; 2 — втулка; 3 — пружина; 4 — палец шаровой; 5 —
уплотнительная прокладка; 6 — сухарь; 7 — штанга; 8 — масленки; 9 —
кожух; 10—
шплинт.
Тяга обратной связи (рис. 73) совместно с поворотными ушами рамы,
сошкой н червячной передачей рулевого механизма составляет обратную
связь,
которая обеспечивает пропорциональность поворота трактора углу
поворота рулевого колеса, а также прекращение поворота при
прекращении вращения
рулевого колеса.
Управление трактором Т-150 осуществляется рулевым колесом. При
прямолинейном движении или движении с постоянным радиусом поворота
рулевое
колесо не вращают.
В это время золотник 4 (рис. 65) находится в нейтральном положении и
масло, проходя через распределитель 13, направляется на слив в бак.
При этом
клапаны прижимаются пружинами к седлам и препятствуют выпуску масла
из полости гидравлических цилиндров. Плунжер устанавливается в
среднем
положении.
При вращении рулевого колеса влево, в связи с наличием зазора между
нижней упорной шайбой и корпусом распределителя, червяк свинчивается
по
червячному сектору. Вал вместе с золотником сдвигается вверх.
Золотник верхними кромками поясков перекрывает во втулке верхние
кромки обоих рядов отверстий, связывающих полость нагнетания со
сливом, и
масло от насоса гидросистемы Т-150 через отверстия в верхнем ряду
открывает грибковый клапан и поступает к полостям левого поворота
гидроцилиндров.
Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим
хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости левого
поворота масло
нагнетается, а из полостей правого поворота гидравлических цилиндров
идет на слив в бак.
Трактор поворачивается влево. С прекращением вращения рулевого
колеса, так как золотник распределителя еще сдвинут вверх, масло
продолжает
поступать в гидравлические цилиндры и поршни их продолжают движение.
Штоки поршней через поворотные рычаги, тягу обратной связи, сошку и
червячную пару воздействуют на золотник, сдвигая его вниз в
нейтральное
положение. Масло идет на слив в бак и поворот трактора Т-150
прекращается.
Клапаны под действием пружин прижимаются к седлам, препятствуя
выходу масла из полостей гидравлического цилиндра.
При вращении
рулевого
колеса вправо в связи с наличием зазора между верхней упорной шайбой
и корпусом распределителя червяк навинчивается по червячному
сектору. Вал
вместе с золотником сдвигается вниз.
Золотник нижними кромками поясков перекрывает во втулке нижние
кромки обоих рядов отверстий, которые связывают полость нагнетания
со сливом, и
масло от насосов через отверстия в нижнем ряду открывает грибковый
клапан и поступает к полостям поворота гидравлических цилиндров.
Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим
хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости правого
поворота масло
нагнетается, а из полостей левого поворота гидроцилиндров Т-150К идет
на слив в бак. Трактор поворачивается вправо.
С прекращением вращения рулевого колеса золотник возвращается в
нейтральное положение, аналогично описанному при повороте влево, и
поворот
трактора прекращается.
Для обеспечения нормальной работы рулевого управления и исключения
возможности выхода из строя червячной пары и других деталей
необходимо,
чтобы гидравлические узлы были правильно соединены трубопроводами и
шлангами.
Поэтому, в случае демонтажа рулевого механизма, гидравлических
цилиндров и трубопроводов, при монтаже на трактор необходимо
запорный клапан и
цилиндры соединить так: штуцер запорного клапана, расположенный
ближе к оси трактора, должен быть соединен трубопроводами и шлангами
со
штуцерами цилиндров, установленными ближе к лонжеронам рамы, а
штуцер запорного клапана, находящийся снаружи, должен быть соединен
с
наружными штуцерами на цилиндрах.
Техническое обслуживание рулевого управления Т-150К
Разборка рулевого механизма Т-150:
- Вывертывают из картера штуцеры, снимают шлицевую втулку с вала
рулевого механизма и сошку с сектором, вынимают упорное кольцо из
шлицевой
втулки.
- Снимают боковую крышку картера, упорное кольцо сектора,
регулировочные прокладки, вынимают сектор и выпрессовывают штифт из
сектора.
- Снимают запорный клапан, уплотнительные кольца клапана, нижнюю и
верхнюю крышки корпуса и вал рулевого механизма в сборе.
- Разбирают вал рулевого механизма Т-150К в следующем порядке:
отвертывают гайки, спрессовывают внутреннее кольцо с
роликоподшипника, снимают
упорный шарикоподшипник, верхнее подвижное кольцо, распределитель,
нижнее подвижное кольцо, упорный шарикоподшипник и спрессовывают
внутреннее кольцо (нижнее) роликоподшипника; отвертывают гайки,
спрессовывают внутреннее кольцо роликоподшипника, снимают распорную
втулку и
опрессовывают червяк.
- Вынимают стопорные кольца и демонтируют наружные кольца
роликоподшипников, снимают упорную шайбу, выпрессовывают
самоподжимнои
сальник, стакан уплотнения и игольчатые подшипники; снимают
распорную втулку и вынимают кольцо из стакана уплотнения.
- Разбирают верхнюю крышку: вынимают стопорное кольцо, удаляют
наружное кольцо роликоподшипника и втулку крышки, вынимают из втулки
сальник и кольцо.
- Вынимают из корпуса золотника золотник, плунжеры, пружину,
вывертывают штуцер, снимают упорное кольцо и демонтируют втулку
золотника.
- Разбирают запорный клапан: вывертывают из корпуса пробки и
штуцеры, снимают с пробок уплотнительные кольца и вынимают пружины и
клапаны;
снимают упорные кольца крепления гнезд клапанов, вынимают гнезда и
плунжер, снимают уплотнительные кольца с гнезд клапанов и прокладки
со
штуцеров.
Разборка рулевой колонки Т-150К:
- Снимают со ступицы рулевого колеса крышки кнопки сигнала,
колпачок, пружины, тарелки, кнопки и пластины контакта.
- Отвертывают гайку и снимают рулевое колесо; вывертывают контакт из
трубы колонки.
- Вынимают упорное кольцо и выпрессовывают из трубы вал рулевого
колеса Т-150 в сборе.
- Снимают с вала привод звукового сигнала и стопорные кольца,
спрессовывают контактную втулку и подшипник, снимают корпус
сальника, сальник и
крышку.
- Разбирают контакт, отвернув при этом гайки и вынув щеткодержатели.
Разборка тяги обратной связи - Снимают защитные чехлы сальников,
шплинты и вывертывают пробки тяги; вынимают направляющие втулки,
пружины,
сухари, шаровые пальцы и демонтируют стопорные штифты сухарей;
вывертывают из штанги масленки.
Разборка клапана расхода - Снимают угловую муфту, отвертывают
пробки, штуцеры, защитные колпаки, контргайки и регулировочные
винты; вынимают
пружины, клапан расхода, предохранительный клапан и вывертывают
седло клапана; снимают уплотнительные кольца.
Разборка гидроцилиндра рулевого управления Т-150К:
- Вывертывают масленки, снимают прокладки с пальцев и крышки
сальников, снимают зажим, трубки и кронштейн трубок.
- Выпрессовывают штифт и снимают наконечник штока. Снимают крышки
цилиндра и вынимают из цилиндра шток в сборе.
- Разбирают наконечники: вынимают проволоку, вывертывают пробку,
вынимают пружину, палец, вкладыши и скобу.
- Разбирают заднюю крышку цилиндра: снимают крышку сальника и
замковую шайбу, вынимают из крышки сальника ограничитель, войлочный
сальник и
скребок.
- Вывертывают регулировочную гайку, вынимают нажимное кольцо,
манжеты, упорное кольцо и шайбу, удаляют втулку.
- Разбирают шток, отвернув гайку, сняв шайбу, поршень, кольцо, а с
поршня — уплотнительное кольцо.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40