Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Устройство и регулировки рулевого управления Т-150

Рулевое управление трактора Т-150 — гидромеханическое, служит для поворота путем изменения взаимного положения его полурам 6 горизонтальной плоскости, осуществляемого гидравлическими цилиндрами поворота.

Рулевое управление состоит из гидравлической и механической частей (рис. 65): гидравлическая — служит для поворота полурам, механическая — для управления поворотом и осуществления обратной связи.

К гидравлической части относятся гидравлический насос 17, клапан 11 расхода, распределитель 13, запорный клапан 5, два цилиндра 19 и 20 поворота, бак 8 с заборным фильтром 10 и фильтром 9 на линии слива, а также трубопроводы для соединения гидравлических узлов.

 

Рис. 65. Схема рулевого управления Т-150

1— вал; 2 — сектор; 3 — червяк 4 — золотник; 5 — запорный клапан; 6 — рулевая колонка; 7 — рулевое колесо; 8 — бак; 9 — фильтр линии слива; 10 — заборный фильтр; 11 —клапан расхода; 12, 14—упорные шайбы; 13 —распределитель; 15 — сошка; 16 — тяга; 17— насос; 18, 21 — поворотные рычаги рамы; 19, 20 — гидравлические цилиндры; 22; 28 – грибковые клапаны, 23, 27 — пружины клапанов; 24, 26 — седла; 25 — плунжер; 29— пружина; 30—распорный плунжер; 31 — втулка золотника; а — поворот золотника н запорных клапанов влево; б — прямолинейное движение; в — поворот вправо.

К механической части относятся рулевая колонка 6, червячная пари (червяк 3 и сектор 2) рулевого механизма и тяга 16 обратной связи.

Гидравлический насос НШ 32 (рис. 66) — односекционный шестеренный. Прикреплен к проставочному корпусу на задней стенке картера раздаточной коробки с правой стороны.



Рис. 66. Гидронасос Т-150

1 — корпус; 2 — шестерня ведущая; 3 — шайба упорная; 4 — кольцо стопорное; 5 — манжета; 6 — манжета торцового уплотнения; 7 — планка торцового уплотнения; 3 — шестерня ведомая; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — обойма; 11 — крышка; 12 — манжета радиального уплотнения.

НШ-32 получает вращение от дизеля через вал привода ВОМ, подвижную шестерню раздаточной коробки, шестерню вала привода насоса и компенсирующую зубчатую муфту.

При переключении подвижной шестерни привод к насосу осуществляется от ведущих колес, что обеспечивает управление трактором при неработающем дизеле (буксировка, езда накатом и др.).



Рис. 67. Клапан расхода системы рулевого управления Т-150К

1 — корпус; 2, 12 — контргайки; 3 - шайба; 4 — винт регулировочный; 5, 13 — колпачки; 6 — пружина предохранительного клапана; 7 — муфта угловая; 8 — золотник; 9 — пружина клапана расхода; 10 — упор; 11 — винт регулировочный клапана расхода; 14 — шайба уплотнительная; 15 — седло; 16 — шариковый клапан; 17 — направляющая; А и Д — полости; Б — сливные отверстия; В — демпферное отверстие; Г — сливная канавка.

Клапан расхода (рис 67) обеспечивает подачу постоянного количества рабочей жидкости к распределителю рулевого механизма независимо от частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Клапан расхода Т-150 установлен на заднем правом кронштейне кабины. Он состоит из подпружиненного золотника, перемещающегося в осевом направлении в корпусе 1.

На боковой поверхности золотника имеется четыре сливных отверстия, а в донышке — отверстие В малого диаметра, которое создает сопротивление протеканию жидкости. Поэтому давление в полости А перед отверстием больше, чем в полости Д за ним.

Сила избыточного давления перемещает золотник 8 до уравновешивания этой силы пружиной 9. При этом сливные отверстия Б в золотнике сообщаются со сливной канавкой Г в корпусе и избыточная жидкость направляется на слив в бак.

В одном корпусе с клапаном расхода находится предохранительный клапан, предназначенный для предохранения системы от разрушений при чрезмерном увеличении давления. Он состоит из шарикового клапана 16, седла 15, пружины 6 и регулировочного винта 4.

Рулевой механизм служит для управления поворотом трактора Т-150К при помощи изменения направления потока масла к гидравлическим цилиндрам поворота. Изменение направления потока масла осуществляется золотниковым распределителем.



Рис. 68. Рулевой механизм Т-150

1,7, 12 — подшипники роликовые; 2 —сектор; 3 — корпус; 4, 25 — прокладки, 5, 26 — крышки; 6 — червяк; 8 — запорный клапан; 9 — золотник; 10, 20 — шайбы упорные, 11, 21 — подшипники упорные; 13 — крышка верхняя; 14, 27 — гайки вала; 18 — шайба регулировочная; 16 — подпятник; 17 — пружина плунжера; 18 — плунжер; 19 — распределитель; 22 — подшипник; 23 — вал; 24 — сошка.

Рулевой механизм трактора Т-150К состоит из корпуса 3 (рис. 68), в котором на двух роликовых подшипниках 1 и 7 установлен вал 23 с червяком 6, упорными подшипниками 11 и 21, золотником 9 и упорными шайбами 10 и 20. На двух игольчатых подшипниках 22 установлен червячный сектор 2, который находится в зацеплении с червяком 6.

Зазор в зацеплении регулируется подбором шайб 16 необходимой толщины. Плунжеры 18 разжаты пружинами 17 и, упираясь своими торцами в корпус 3, крышку 13 и упорные шайбы 10 и 20, устанавливают золотник 9 в нейтральное положение.

Так как между упорными шайбами и торцами проточек в корпусе распределителя с двух сторон имеются зазоры по 2,5 мм, вал 23 может совершать не только вращательное, но и поступательное перемещение вверх и вниз от нейтрального положения. Совместно с валом будет перемещаться и закрепленный на нем золотник 9.

При осевом перемещении пояски в золотнике перекрывают отверстия во втулке распределителя и направляют поток масла от насоса к соответствующим полостям гидравлических цилиндров поворота.



Рис. 69. Запорный клапан системы рулевого управления Т-150

1 — корпус; 2, 11 — пробки; 3, 13 — грибковые клапаны; 4, 12 — пружины клапанов; 5, 6 — кольца уплотнительные; 7, 9 — седла клапанов, 8 — плунжер; 10 — кольцо стопорное.

Запорный клапан служит для предотвращения самопроизвольного поворота трактора Т-150 при наезде на препятствие, то есть для стабилизации движения. Он установлен между гидравлическими цилиндрами и распределителем и препятствует выходу масла из полостей цилиндра.

Запорный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 69), двух подпружиненных грибковых клапанов 3 и 13 с седлами 1 и 9 и плунжера 8. Полости клапанов закрыты пробками 2 и 11. Клапан прикреплен четырьмя шпильками к боковой плоскости распределителя и составляет с рулевым механизмом один узел.



Рис. 70. Гидроцилиндр рулевого управления Т-150

1 — крышка передняя; 2, 17 — кольца уплотнительные подшипников; 3, 18 — подшипники шарнирные; 4 — гайка; 5 — поршень; 6 — кольцо уплотнительное; 7 —кольцо уплотнительное; 8 — защитная шайба; 9 — корпус цилиндра; 10 — стяжка; 11— крышка задняя; 12 — уплотнение штока; 13 —гайка регулировочная; 14 —стакан; 15 — кольцо войлочное; 16 — шток; 19 — чистик; 20 — болт; 21 — корпус; 22 — шайба замковая; 23 — кольцо уплотнительное маслопровода; 24 — маслопровод.

Гидроцилиндры двухстороннего действия осуществляют поворот трактора Т-150К. Оба цилиндра одинаковы. Цилиндр состоит из корпуса 9 (рис. 70), поршня 5, штока 16, передней 1 и задней, 11 крышек и маслопровода 24. Цилиндры с помощью пальцев своими передними крышками крепятся к задним кронштейнам рессор, а штоками — к поворотным ушам задней полурамы.



Рис. 71. Бак гидросистемы рулевого управления Т-150

1 — корпус бака; 2 — сапун; 3 — фильтр заливной горловины; 4 — поджимная пружина; 5 —крышка; 6 — коническая пробка; 7 — пробка заливной горловины; 8 — уплотнительная прокладка; 9 — болт; 10— прокладка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — масломерное стекло; 13 — шайба; 14 — гайка; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — заборный фильтр.

Бак является резервуаром для масла, необходимого для работы системы, и способствует поддерживанию его температурного режима. На задней стенке его корпуса (рис. 71) расположено масломерное стекло 12 для контроля уровня масла и заливная горловина.

В трубе заливной горловины размещен фильтр 3, состоящий из набора 21 чечевицеобразного фильтрующего элемента. Набор поджат пружиной.

В верхней части бака установлен сапун 2, связывающий внутреннюю полость бака с атмосферой, а в нижней — пробка для слива масла. Слева в боковую стенку бака ввернут сетчатый заборный фильтр 16.



Рис. 72. Рулевая колонка Т-150

1 — контакт; 2 — шпонка; 3,7 — пружины; 4 — пластина контактная, 5—кнопка; 6, 8 — колпачки: 9 — гайка; 10 — колесо рулевое; 11 — подшипник шариковый; 12 — провод; 13 — втулка контактная; 14 — труба колонки; 15 — вал.

Рулевая колонка Т-150К установлена в расточке верхней крышки рулевого механизма, зафиксирована винтом и закреплена двумя болтами. Вал 15 рулевой колонки (рис. 72) через шлицевую втулку соединяется с валом рулевого механизма. На верхнем конце вала 15 шпонкой 2 н гайкой 9 закреплено рулевое колесо 10.

В колонке размещен привод звукового сигнала, состоящий из кнопки 5, колпачков 6 и 8, пружин 3 и 7 и пластины 4. При нажатии на кнопку электрическая цепь сигнала, связанная с колпачком 8 через контакт 1, втулку 13 и привод 12, замыкается на «массу».



Рис. 73. Тяга обратной связи Т-150

1 - пробка; 2 — втулка; 3 — пружина; 4 — палец шаровой; 5 — уплотнительная прокладка; 6 — сухарь; 7 — штанга; 8 — масленки; 9 — кожух; 10— шплинт.

Тяга обратной связи (рис. 73) совместно с поворотными ушами рамы, сошкой н червячной передачей рулевого механизма составляет обратную связь, которая обеспечивает пропорциональность поворота трактора углу поворота рулевого колеса, а также прекращение поворота при прекращении вращения рулевого колеса.

Управление трактором Т-150 осуществляется рулевым колесом. При прямолинейном движении или движении с постоянным радиусом поворота рулевое колесо не вращают.

В это время золотник 4 (рис. 65) находится в нейтральном положении и масло, проходя через распределитель 13, направляется на слив в бак. При этом клапаны прижимаются пружинами к седлам и препятствуют выпуску масла из полости гидравлических цилиндров. Плунжер устанавливается в среднем положении.

При вращении рулевого колеса влево, в связи с наличием зазора между нижней упорной шайбой и корпусом распределителя, червяк свинчивается по червячному сектору. Вал вместе с золотником сдвигается вверх.

Золотник верхними кромками поясков перекрывает во втулке верхние кромки обоих рядов отверстий, связывающих полость нагнетания со сливом, и масло от насоса гидросистемы Т-150 через отверстия в верхнем ряду открывает грибковый клапан и поступает к полостям левого поворота гидроцилиндров.

Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости левого поворота масло нагнетается, а из полостей правого поворота гидравлических цилиндров идет на слив в бак.

Трактор поворачивается влево. С прекращением вращения рулевого колеса, так как золотник распределителя еще сдвинут вверх, масло продолжает поступать в гидравлические цилиндры и поршни их продолжают движение.

Штоки поршней через поворотные рычаги, тягу обратной связи, сошку и червячную пару воздействуют на золотник, сдвигая его вниз в нейтральное положение. Масло идет на слив в бак и поворот трактора Т-150 прекращается.

Клапаны под действием пружин прижимаются к седлам, препятствуя выходу масла из полостей гидравлического цилиндра.

При вращении рулевого колеса вправо в связи с наличием зазора между верхней упорной шайбой и корпусом распределителя червяк навинчивается по червячному сектору. Вал вместе с золотником сдвигается вниз.

Золотник нижними кромками поясков перекрывает во втулке нижние кромки обоих рядов отверстий, которые связывают полость нагнетания со сливом, и масло от насосов через отверстия в нижнем ряду открывает грибковый клапан и поступает к полостям поворота гидравлических цилиндров.

Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости правого поворота масло нагнетается, а из полостей левого поворота гидроцилиндров Т-150К идет на слив в бак. Трактор поворачивается вправо.

С прекращением вращения рулевого колеса золотник возвращается в нейтральное положение, аналогично описанному при повороте влево, и поворот трактора прекращается.

Для обеспечения нормальной работы рулевого управления и исключения возможности выхода из строя червячной пары и других деталей необходимо, чтобы гидравлические узлы были правильно соединены трубопроводами и шлангами.

Поэтому, в случае демонтажа рулевого механизма, гидравлических цилиндров и трубопроводов, при монтаже на трактор необходимо запорный клапан и цилиндры соединить так: штуцер запорного клапана, расположенный ближе к оси трактора, должен быть соединен трубопроводами и шлангами со штуцерами цилиндров, установленными ближе к лонжеронам рамы, а штуцер запорного клапана, находящийся снаружи, должен быть соединен с наружными штуцерами на цилиндрах.

Техническое обслуживание рулевого управления Т-150К

Разборка рулевого механизма Т-150:

- Вывертывают из картера штуцеры, снимают шлицевую втулку с вала рулевого механизма и сошку с сектором, вынимают упорное кольцо из шлицевой втулки.

- Снимают боковую крышку картера, упорное кольцо сектора, регулировочные прокладки, вынимают сектор и выпрессовывают штифт из сектора.

- Снимают запорный клапан, уплотнительные кольца клапана, нижнюю и верхнюю крышки корпуса и вал рулевого механизма в сборе.

- Разбирают вал рулевого механизма Т-150К в следующем порядке: отвертывают гайки, спрессовывают внутреннее кольцо с роликоподшипника, снимают упорный шарикоподшипник, верхнее подвижное кольцо, распределитель, нижнее подвижное кольцо, упорный шарикоподшипник и спрессовывают внутреннее кольцо (нижнее) роликоподшипника; отвертывают гайки, спрессовывают внутреннее кольцо роликоподшипника, снимают распорную втулку и опрессовывают червяк.

- Вынимают стопорные кольца и демонтируют наружные кольца роликоподшипников, снимают упорную шайбу, выпрессовывают самоподжимнои сальник, стакан уплотнения и игольчатые подшипники; снимают распорную втулку и вынимают кольцо из стакана уплотнения.

- Разбирают верхнюю крышку: вынимают стопорное кольцо, удаляют наружное кольцо роликоподшипника и втулку крышки, вынимают из втулки сальник и кольцо.

- Вынимают из корпуса золотника золотник, плунжеры, пружину, вывертывают штуцер, снимают упорное кольцо и демонтируют втулку золотника.

- Разбирают запорный клапан: вывертывают из корпуса пробки и штуцеры, снимают с пробок уплотнительные кольца и вынимают пружины и клапаны; снимают упорные кольца крепления гнезд клапанов, вынимают гнезда и плунжер, снимают уплотнительные кольца с гнезд клапанов и прокладки со штуцеров.

Разборка рулевой колонки Т-150К:

- Снимают со ступицы рулевого колеса крышки кнопки сигнала, колпачок, пружины, тарелки, кнопки и пластины контакта.

- Отвертывают гайку и снимают рулевое колесо; вывертывают контакт из трубы колонки.

- Вынимают упорное кольцо и выпрессовывают из трубы вал рулевого колеса Т-150 в сборе.

- Снимают с вала привод звукового сигнала и стопорные кольца, спрессовывают контактную втулку и подшипник, снимают корпус сальника, сальник и крышку.

- Разбирают контакт, отвернув при этом гайки и вынув щеткодержатели.

Разборка тяги обратной связи - Снимают защитные чехлы сальников, шплинты и вывертывают пробки тяги; вынимают направляющие втулки, пружины, сухари, шаровые пальцы и демонтируют стопорные штифты сухарей; вывертывают из штанги масленки.

Разборка клапана расхода - Снимают угловую муфту, отвертывают пробки, штуцеры, защитные колпаки, контргайки и регулировочные винты; вынимают пружины, клапан расхода, предохранительный клапан и вывертывают седло клапана; снимают уплотнительные кольца.

Разборка гидроцилиндра рулевого управления Т-150К:

- Вывертывают масленки, снимают прокладки с пальцев и крышки сальников, снимают зажим, трубки и кронштейн трубок.

- Выпрессовывают штифт и снимают наконечник штока. Снимают крышки цилиндра и вынимают из цилиндра шток в сборе.

- Разбирают наконечники: вынимают проволоку, вывертывают пробку, вынимают пружину, палец, вкладыши и скобу.

- Разбирают заднюю крышку цилиндра: снимают крышку сальника и замковую шайбу, вынимают из крышки сальника ограничитель, войлочный сальник и скребок.

- Вывертывают регулировочную гайку, вынимают нажимное кольцо, манжеты, упорное кольцо и шайбу, удаляют втулку.

- Разбирают шток, отвернув гайку, сняв шайбу, поршень, кольцо, а с поршня — уплотнительное кольцо.

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________