_______________________________________________________________________________________________
Ремонт компонентов гидросистемы КПП трактора Т-150К
В гидравлическую систему КПП Т-150 входят
(рис. 34): гидравлический насос 8, заборный фильтр 7, фильтр 6 линии
нагнетания, перепускной распределитель с предохранительным клапаном,
распределитель переключения передач с перебросными клапанами,
гидроаккумулятор 4, радиатор 3,
заливной фильтр 2, бак 10 с предохранительным клапаном радиатора
шланги и трубопроводы 1.
Рис. 34. Гидросистема коробки
передач Т-150
1 - трубопроводы, 2— заливной фильтр; 3—радиатор;
4—гидроаккумулятор; 6—перепускной раапределитель, 6 — фильтр линии
нагнетания; 7 — заборный фильтр; 8 —гидравлический насос, 9 —
распределитель; 10 — бак.
Гидравлический насос (рис. 35) односекционный шестеренный. При
переключении подвижной шестерни раздаточной коробки рычагом
переключения ВОМ насос может получать вращение от колес трактора
через приводные шестерни раздаточной коробки, так же как насос
рулевого управления.
Рис. 35. Насос гидросистемы
коробки передач Т-150
1—заборный фильтр; 2—корпус насоса; 3 — крышка верхняя; 4—крышка
нижняя; 5—шестерня ведущая; 6 - втулки; 7 — ведомая шестерня; 8 —
крышка нижняя раздаточной коробки; 9— ось шестерни ведомой; 10—
валик вертикальный.
Распределитель переключения передач (рис. 36) кранового типа
направляет поток масла в одну из четырех гидроподжимных муфт в
зависимости от положения его золотника 2. Изменением положения
золотника 2 изменяется скорость движения трактора.
Распределитель установлен на хвостовике вторичного вала 13 коробки
передач и прикреплен к передней стенке ее корпуса. Усилие пружины 6,
а следовательно, и усилие, необходимое для переключения передач,
регулируют винтом 9.
Золотник 2 и сектор 3 должны быть установлены строго по меткам,
которые нанесены на впадине зубчатого венца золотника и на среднем
зубе сектора.
Рис. 36. Распределитель
переключения коробки передач Т-150К
1 — корпус; 2 — золотник, 3 —сектор; 4—роликовый фиксатора
5—направляющая фиксатора; 6 —пружина, 7 — колпачок; 8 — контргайка;
9—винт регулировочный; 10— крышка боковая, 11 — перебросные клапаны;
11—пробки-ограничители; 13—вторичный вал.
В расточках боковой крышки 10 расположены перебросные клапаны 11
плунжерного типа, которые в сочетании с гидроаккумулятором позволяют
переключать передачи на ходу, под нагрузкой, без разрыва потока
мощности.
Рис. 37. Перепускной
распределитель КПП Т-150
1 — контргайка; 2 — колпачок; 3—винт регулировочный; 4—пружина;
5—перепускной клапан; 6—втулка; 7—корпус; 8—пружина; 9— направляющая
клапана; 10 — предохранительный клапан; 11— седло клапана; А и Б —
проточки.
Перепускной распределитель золотникового типа во время работы
трактора постоянно поддерживает в системе рабочее давление 0,95—1,05
МПа (9,5—10,5 кгс/см2) независимо от числа оборотов дизеля и
производительности насоса. Установлен он на верхней крышке корпуса
коробки передач.
Перепускной распределитель Т-150 состоит из корпуса 7 (рис. 37) с
запрессованной в него втулкой 6 и подпружиненного перепускного
клапана 5.
Масло,
подведенное к проточке А, через радиальное и осевое сверление в
клапане 5 попадает под его торец, поднимает его, сжимая пружину 4, и
образует
масляную подушку под торцом клапана.
Между большим цилиндрическим пояском приподнятого клапана 5 и
кромкой проточки Б образуется щель для слива масла из проточки А.
Величина щели
автоматически изменяется.
При увеличении потока масла, вызванного повышением
производительности насоса при увеличении частоты вращения
коленчатого вала, щель
увеличивается, а при уменьшении потока масла — уменьшается. Этим
обеспечивается поддержание в проточке А давления 1,0±0,05 МПа
(10±0,5 кгс/см2),
отрегулированного винтом 3.
Для предохранения гидросистемы КПП Т-150К от разрушения в случае
залегания перепускного клапана 5 в корпусе 7 установлен шариковый
предохранительный клапан 10, отрегулированный на давление 1,65—2,3
МПа (16,5—23 кгс/см2).
Рис. 38. Гидроаккумулятор Т-150
1 — корпус, 2 — поршень; 3, 4 — пружина; 5 — днище, 6 —
уплотнительное кольцо; 7 — крышка.
Пружино-гидравлический аккумулятор (гидроаккумулятор рис. 38)
емкостью 160 см3 в момент переключения поддерживает в выключаемой
муфте
давление 0,50—0,88 МПа (5,0—8,8 кгс/см2).
Аккумулятор прикреплен к правой стенке корпуса коробки передач и
сообщается через перебросные клапаны с гидроподжимными муфтами.
Гидроаккумулятор КПП Т-150 состоит из корпуса 1 с установленным в
нем поршнем 2.
Поршень поджат пружинами 3 и 4. При подаче к аккумулятору рабочей
жидкости под давлением поршень перемещается, преодолевая усилие
пружин, и
аккумулятор наряжается.
Рис. 39. Фильтр линии нагнетания гидросистемы КПП Т-150
1 — крышка, 2 — корпус; 3 — фильтрующие элементы; 4 — пружина, 5 —
предохранительный клапан, 6 — пружина; 7 — поршень; 8 —
уплотнительное
кольцо; 9 - шайба; 10 — скоба.
Масло, засасываемое гидравлическим насосом из раздаточной коробки,
проходит через заборный фильтр 1 (рис. 35), где предварительно
очищается.
Тонкая очистка масла происходит в фильтре линии нагнетания,
установленном на верхней крышке корпуса коробки передач Т-150К.
Фильтр состоит из
корпуса 2 (рис. 39), закрытого крышкой 1.
В корпусе установлен набор сетчатых фильтрующих элементов 3, надетых
на перфорированную трубку и поджатых в осевом направлении пружиной
6.
Пружина сжата скобой 10, навинченной на стяжную шпильку. Скобу
навинчивают до тех пор, пока шайба 9 не станет заподлицо с торцом
поршня 7.
Масло, подаваемое насосом, поступает через крышку 1 в корпус 2.
Проходя через фильтрующие элементы, оно очищается от посторонних
частиц и по
центральной трубе проходит в расположенную в крышке полость
фильтрованного масла. Эта полость отделена от полости
нефильтрованного масла
поршнем 7 с резиновым уплотнительным кольцом 8.
Набор фильтрующих элементов 3 снабжен шариковым предохранительным
клапаном 5, отрегулированным на давление открытия 0,3—0,35 МПа
(3—3,5
кгс/см2), который предназначен для перепуска масла в систему в
случае чрезмерного загрязнения фильтра.
В переднем брусе рамы трактора Т-150К установлен цилиндрический бак
10 (рис 34) емкостью 22 дм2 (л), который служит для увеличения
емкости
системы. Гидравлическую систему заправляют через сетчатый заливной
фильтр 2, закрепленный на правой стойке водяного радиатора.
Для контроля уровня масла в коробке передач имеется масломерное
стекле, расположенное с правой стороны раздаточной коробки. Масляный
радиатор 3 (рис. 34) служит для охлаждения масла в теплое время
года.
Во время работы агрегаты гидравлической системы могут
находиться в следующих положениях:
Передача включена - Золотник 24 (рис. 40) распределителя установлен
в одном из четырех фиксированных положений. Насос 12 засасывает
масло из
корпуса раздаточной коробки и через фильтр 14 подает его к
распределителю 23.
Золотник 24 распределителя направляет масло в соответствующую его
положению кольцевую проточку и через связанное с ней сверление во
вторичном
валу 22 КПП Т-150 к одной из четырех гидроподжимных муфт 16, 17, 20
или 21 одного из трех диапазонов.
При включении цервой передачи золотник направляет масло к муфте 20
этой передачи масло сдвигает поршень 19, который зажимает
фрикционные диски
18, и передача включается. Остальные муфты 16, 17 и 21 в это время
сообщены со сливом.
Одновременно клапан 8 (I и III передачи) под давлением масла
перемещается и открывает проход для масла под клапан 10. Клапан 10,
перемещаясь,
открывает маслу путь к гидроаккумулятору 9 для зарядки. Давление
масла в гидроподжимных муфтах поддерживается перепускным
распределителем
6.
Под действием давления, развиваемого насосом, клапан распределителя
открывается и масло идет на слив. При этом часть сливаемого масла
поступает
под торец вторичного вала 22 и по центральному сверлению подается на
смазку деталей коробки передач Т-150.
Остальное масло направляется к предохранительному клапану 2
радиатора 3. В случае повышенной вязкости масла в зимнее время
клапан 2
открывается и масло, минуя радиатор, сливается в бак 1.
В теплое время года, когда температура масла повышается, а вязкость
понижается, клапан 2 не открывается и масло перед сливом в бак 1
проходит
через радиатор 3, где охлаждается. Из бака масло поступает в корпус
раздаточной коробки и к центральному сверлению ее первичного вала
или смазки
металлокерамической втулки и подшипников.
Рис. 40. Схема гидравлической системы коробки передач Т-150
Переключение передачи. Для переключения передачи переводят золотник
24 в положение включения необходимой передачи. На рис. 40 показано
положение узлов гидросистемы КПП Т-150К при включении II передачи
(перед этим была включена I передача).
При этом масло через золотник, кольцевую проточку и сверление вала
22 направляется в гидроподжимную муфту 17 II передачи и включает эту
передачу.
Одновременно масло подастся под торец перебросного клапана 11 (II и
IV передач) и, перемещая его, подводится под торец клапана 10 с
противоположной
стороны относительно торца при включении первой передачи.
Пока давление масла, подводимого к включенной муфте, не превышает
давления, создаваемого гидроаккумулятором, он, постепенно разряжаясь
через
дроссельное отверстие золотника, поддерживает давление в отключенной
муфте. Этим создается перекрытие передач, что обеспечивает передачу
мощности выключенной передачи до полного включения включаемой
передачи.
Когда давление во включаемой передаче превысит давление, создаваемое
гидроаккумулятором Т-150, клапан 10 сдвигается и отсоединяет
гидроаккумулятор от муфты выключенной передачи.
Под действием разжимных пружин поршень этой передачи отходит от
дисков и передача выключается полностью. Гидроаккумулятор
соединяется с
магистралью включенной передачи и заряжается.
Переключение остальных передач без разрыва потока мощности
происходит аналогично. Золотник имеет четыре пары дроссельных
отверстий, что
позволяет производить переключение передач с перекрытием не только
на смежную передачу, но и через одну или две внутри диапазона.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40