_______________________________________________________________________________________________
Детали ГРМ и система смазки трактора Т-150
Механизм газораспределения двигателя
СМД-60, 62
ГРМ двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 состоит из
распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также
деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел,
регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин,
направляющих втулок, стоек и осей.
Распределительный вал 1 (рис. 7) —стальной штампованный, установлен
на четырех опорах. Задняя опора (со стороны маховика) имеет
бронзовую втулку, остальные — расточены в приливах блок-картера.
Диаметры опор различны: задней — наибольший, передней — наименьший.
Первая и четвертая шейки распределительного вала имеют радиальные
сверления для подвода масла к клапанному механизму.
Рис. 7. Механизм газораспределения ГРМ двигателя СМД-60, 62 трактора
Т-150
1 — распределительный вал; 2 — штанга толкателя, 3 — клапан
впускной, 4 —клапан выпускной; 5 — втулка направляющая; 6 —
толкатель; 7 —
пакет клапанных пружин, 8 — ось коромысел; 9 — распорная пружина; 10
— коромысло; 11 — стойка оси коромысел; 12 — блок шестерен.
На заднем конце распредвала двигателя СМД-60, 62 установлен блок из
двух косозубых шестерен 12, одна из которых входит в зацепление с
шестерней
коленчатого вала и приводит во вращение распределительный вал, а
другая — передает вращение шестерне привода топливного насоса.
Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях нанесены
буквенные метки (рис. 8). Риска с меткой К на шестерне 3
распределительного
вала должна быть совмещена с риской на шестерне 4 коленчатого вала,
а риска с меткой Т на промежуточной шестерне 2 должна быть совмещена
с
риской Р на шестерне привода топливного насоса.
Рис. 8. Шестерни газораспределения двигателя СМД-60, 62
1 — шестерня привода топливного насоса; 2 —шестерня промежуточная;
3— распределительного вала; 4— шестерня коленчатого вала.
Осевое перемещение распределительного вала ограничивается упорной
шайбой, крепящейся к блок-картеру. Зазор между упорной шайбой и
торцом
шейки распределительного вала находится в пределах 0,08—0,34 мм и
обеспечивается при сборке дизеля.
Ремонт распредвала двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150
К основным дефектам распределительного вала относятся: его изгиб,
износ опорных шеек, кулачков, поверхности под шестерню и паза под
шпонку.
Опорные шейки восстанавливают наплавкой, осталиванием или
хромированием с последующим шлифованием до номинального размера.
Овальность и
конусность опорных шеек не должны превышать 0,02 мм. Кулачки вала
должны быть без забоин, вмятии и рисок.
При ремонте их шлифуют на копировально-шлифовальных станках до
получения правильного профиля. Уменьшение высоты кулачков при этом
допускается для впускных клапанов до 48,13 мм, а выпускных — до
45,78 мм.
Биение поверхности средних шеек относительно крайних не должно
превышать 0,03 мм, а биение цилиндрической части кулачков
относительно крайних
опорных шеек — 0,05 мм.
На отремонтированный распредвал СМД-60, 62 трактора Т-150
устанавливают фланец и шпонку, напрессовывают блок шестерен, который
закрепляют
гайкой со стопорной шайбой. При этом зазор между фланцем и торцом
шейки распределительного вала должен быть в пределах 0,160...0,288
мм.
Шейки распределительного вала и втулки блока перед сборкой смазывают
моторным маслом. При установке распределительного вала в блоке
цилиндров совмещают впадины распределительной шестерни с меткой на
зубе шестерни коленчатого вала. Боковой зазор между их зубьями
должен
находиться в пределах 0,1...0,6 мм.
Система смазки СМД-60, 62 трактора Т-150
Система смазки двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150К предназначена
для бесперебойной подачи масла к трущимся деталям дизеля с целью
уменьшения
трения и износа деталей, а также для отвода от них тепла и продуктов
износа. Кроме того, слой смазки, находящийся на поверхности гильзы,
колец и
поршня, обеспечивает уплотнение соединения гильза — поршень.
Система смазки дизеля комбинированная: часть деталей смазывается под
давлением, часть — разбрызгиванием. Под давлением смазываются
коренные
и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, поршневые
пальцы, втулка шестерни привода топливного насоса, автоматическая
муфта
изменения угла начала подачи топлива, а также турбокомпрессор,
водяной насос и воздушный компрессор.
Гильзы, поршни, поршневые кольца, шестерни распределения и привода
масляного насоса трактора Т-150 смазываются разбрызгиванием. Система
смазки включает следующие механизмы и узлы: масляный насос, насос
предпусковой прокачки масла, масляный фильтр-центрифугу, масляный
фильтр
турбокомпрессора.
Масло в дизель заливают через маслоналивной патрубок, расположенный
на левом колпаке головки цилиндров. Уровень масла проверяют щупом,
расположенным с левой стороны блока.
Чтобы масло не вспенивалось, в нижней крышке картера установлен
маслоуспокоительный щиток. Для слива масла в нижней части поддона
имеется
пробка. На блок-картере дизеля предусмотрено место для подсоединения
датчика аварийного давления масла.
Рис. 20. Масляный насос СМД-60, 62 трактора Т-150 двухсекционный
1—трубка всасывающая с заборником; 2 — корпус радиаторной секции; 3
— шестерня ведущая радиаторной секции; 4 — проставка; 5— шестерня
ведущая основной секции; 6 — корпус масляного насоса; 7—шестерня
привода масляного насоса; 9-шестерня ведомая основной секции; 10 —
шестерня
ведомая радиаторной секции; 11 — валик ведомой шестерни, 12 — валик
ведущей шестерни.
Масляный насос Т-150 (рис. 20). Шестеренного типа, двухсекционный
насос служит для забора масла из нижнего картера (поддона) и подачи
его к
трущимся деталям. Он расположен в передней части картера и
приводится во вращение от шестерни коленчатого вала.
Шестерни 5 и 9 нагнетающей (основной) секции масляного насоса подают
масло к центрифуге, а шестерни 3 и 10 радиаторной — в радиатор.
Секции
насоса отделены друг от друга проставкой 4, имеющей общее
всасывающее отверстие.
На корпусе 2 радиаторной секции установлен предохранительный клапан
8, отрегулированный на давление открытия 0,25—0,05 МПа (2,5—0,5
кгс/см2),
который предупреждает повышение давления масла в радиаторе при пуске
дизеля. На дизеле может быть установлен односекционный масляный
насос.
Масляный фильтр СМД-60, 62 трактора Т-150— полнопоточная масляная
центрифуга (рис. 21) установлен на дизеле для очистки масла.
Основной частью
центрифуги является ротор, вращающийся на оси 13, ввернутый в корпус
центрифуги.
Ротор состоит из остова 5 и крышки 7. Сверху ротор закрыт колпаком
8, который плотно прижимается к корпусу 1 центрифуги гайкой 10.
Рис 21. Центрифуга двигателя СМД-60, 62
1—корпус центрифуги; 2—дроссель; 3—трубка маслоотводящая; 4—
форсунка; 5 — остов ротора; 6 — маслоотражатель; 7—крышка ротора; 8—
колпак; 9
— шайба упорная; 10 — гайка колпака; 11—гайка; 12—гайка ротора; 13 —
ось ротора; 14 — сетка защитная; 15 — насадок; 16 — прокладка
колпака; 17 —
кольцо уплотнительное; 18, 23 — каналы в корпусе центрифуги;
19—клапан шариковый; 20, 24— пружина; 21 — клапан предохранительный;
22 — упор; 25
— шток; 26—пробка клапана.
Масло, нагнетаемое масляным насосом, по маслопроводам и каналам в
корпусе центрифуги Т-150 поступает внутрь ротора. Часть масла,
расходуемого
на привод ротора поступает во внутреннюю полость остова и через
форсунки 4 вытекает с большой скоростью, создавая реактивный момент,
вращающий
ротор.
Выходящее из форсунок масло через окно в корпусе фильтра и блоке
цилиндров сливается в нижнюю крышку картера. Остальное масло под
действием
центробежной силы очищается от загрязнений, которые оседают на
стенках крышки ротора, и по сверлениям в верхней части остова и
маслоотводяшей
трубке 3 направляется в главную масляную магистраль дизеля.
В корпусе центрифуги двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 размещен
предохранительный клапан 21, который поддерживает требуемое давление
в
тормозной системе. Масло, нагнетаемое масляным насосом, по каналу 18
поступает в центрифугу, а из нее по каналу 23 в магистраль дизеля.
При повышении давления на выходе из центрифуги до 0,45—0,57 МПа
(4,5—5,7 кгс/см2) масло, находящееся в полости упора 22 к в зазоре
между упором
и штоком 25, передает давление на предохранительный клапан 21.
Преодолевая сопротивление пружины 24, предохранительный клапан
перемещается, сообщая канал 18 центрифуги со сливным окном
блок-картера. При
этом часть масла, подаваемая насосом, по каналу в блок-картере
сливается в поддон.
Для уменьшения влияния гидравлического удара на детали центрифуги
двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 при запуске холодного дизеля
внутри
клапана 21 размешен шариковый клапан 19, который открывается при
разности давлений 0,65—0,75 МПа (6,5—7,5 кгс/см2), ускоряя открытие
предохранительного клапана 21.
В случае снижения или повышения давления в системе от нормы
выверните пробку 26, выньте из корпуса клапан 21 в сборе с упором 22
и пружиной 24.
Рис. 22. Насос предпусковой прокачки масла двигателя СМД-60, 62
1 — шестерня ведущая; 2 — штифт; 3— манжета; 4 — шестерня привода; 5
— крышка; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — корпус; 8 — ось ведомой
шестерни, 9 — ведомая шестерня; 10 — крышка.
Промойте в дизельном топливе клапан в сборе н гнездо клапана, после
чего установите клапан на место. Нажимая на шток 25, убедитесь в
отсутствии
заедания клапана и вверните пробку.
Насос предпусковой прокачки масла предусмотрен на дизеле СМД-60, 62
трактора Т-150 для обеспечения подачи масла в систему смазки перед
запуском, особенно в холодное время года (рис. 22).
Так как шестерня 4 привода насоса предпусковой прокачки находится в
постоянном зацеплении с шестерней пускового, двигателя, насос сразу
после
запуска пускового двигателя (до включения муфты сцепления редуктора)
начинает подавать масло из поддона дизеля через обратный клапан в
главную
масляную магистраль дизеля.
После 1—2 мин работы пускового двигателя в режиме прогрева давление
в масляной магистрали стабилизируется до 0,05—0,1 МПа (0,5—1,0
кгс/см2).
После пуска дизеля обратный клапан перекрывает доступ масла из
блок-картера в насос.
Рис. 23. Масляный фильтр турбокомпрессора СМД-60, 62
1—колпак; 2— фильтрующий элемент; 3 — трубка подвода масла к
фильтру; 4 — корпус; 5— гайка; в — трубка отвода масла от фильтра;
7—прокладка;
8, 11— уплотнительные кольца; 9 — шпилька; 10 — каркас; 12—шайба;
13—крышка; 14— пружина.
Масляный фильтр турбокомпрессора Т-150 сетчатого типа установлен с
правой стороны на дизеле для очистки масла, поступающего в
турбокомпрессор
(рис. 23). Он состоит из литого чугунного корпуса 4, стального
штампованного колпака 1 и разборного фильтрующего элемента 2.
Масло из главной магистрали по маслоподводящей трубке 3 поступает в
фильтр. Пройдя через отверстия сетчатого фильтра, дополнительно
очищенное
масло попадает во внутреннюю полость фильтрующего элемента, откуда
по сверлению в корпусе фильтра и трубке 6 подводится к подшипнику
турбокомпрессора.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40