Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Гидравлическая система и навеска трактора Т-150

Гидравлическая система навесного устройства

Трактор Т-150 оборудован унифицированной раздельно-агрегатной гидросистемой, которая служит для управления навесными и полунавесными машинами и орудиями или рабочими органами прицепных гидроуправляемых машин. Расположение агрегатов гидравлической системы на тракторе и их взаимосвязь показаны на рис. 75, 76.

Масляный шестеренный насос 9 (рис. 75) высокого давления установлен на проставочном корпусе задней привалочной поверхности раздаточной коробки с левой стороны, по ходу трактора и имеет независимый привод механизма 10 выключения насоса.

Если насос не включается, проверните коленчатый вал дизеля на небольшой угол рукояткой или с помощью устройства для ручного пуска пускового двигателя и повторите включение насоса. Категорически запрещается включать и выключать насос при работающем дизеле.



Рис. 75. Гидросистема трактора Т-150К

1—рычаги управления распределителем; 2 — распределитель; 3 — маслопровод от распределителя к баку; 4 — маслопровод от насоса к распределителю; 5 — маслопроводы от силового цилиндра к распределителю; 6 — силовой цилиндр; 7 — масляный бак; 8 — маслопровод от масляного бака к насосу; 9 — шестеренный насос; 10 — механизм выключения насоса; 11 — индикатор состояния фильтра.

Распределитель гидросистемы Т-150 с шариковой фиксацией золотников во всех рабочих положениях снабжен устройством для автоматического возврата золотников в нейтральное (исходное) положение после окончания подъема или опускания.

Управление золотниками распределителя осуществляется из кабины посредством рычагов 1, которые можно перемещать рукой в любое необходимое положение. Из положений «Подъем» и «Опускание», после окончания этих процессов, рычаги возвращаются в нейтральное положение автоматически.

Гидрораспределитель Р75-ВЗА разбирают в такой последовательности. Его устанавливают на приспособление, снимают сливной патрубок, рычаги управления золотниками, пластину пыльников, пыльники, уплотнительные кольца.

Вынимают сферические рычаги управления золотниками распределителя гидросистемы Т-150К, после этого снимают верхнюю и нижнюю крышки.

Снимают колпачок, ослабляют затяжку контргайки и отвертывают регулировочный винт предохранительного колпачка, вынимают пружину, направляющую и клапан.

Специальным ключом отвертывают гнездо предохранительного клапана, снимают упор, вынимают направляющую и пружину перепускного клапана. Перепускной клапан можно вытолкнуть деревянным или медным стержнем через сливное отверстие.

При разборке золотника снимают его пружину и отвертывают пробку. Освободив прижим приспособления, снимают нижний стакан, пружину, верхний стакан и обойму фиксатора.

Вынимают из золотника пружину, втулку фиксаторов и фиксаторы. Специальной отверткой вывертывают из золотника гильзу, вынимают прокладку и сетку.

Гильзу разбирают, предварительно отвернув регулировочный винт. Вынимают пружину бустера, выпрессовывают из гильзы гнездо клапана, вынимают клапан и его направляющую.

К основным дефектам гидрораспределителя Р75-ВЗА трактора Т-150 относятся износ корпуса, золотников, предохранительного и перепускного клапанов, верхней и нижней крышки, трещины и изломы.

При трещинах в корпусе распределителя, которые проходят через внутренние клапаны, а также задирах на поверхности под золотник глубиной более 0,5 мм корпус выбраковывают.

Изношенные поверхности отверстий под золотники и пояски золотников восстанавливают притиркой сначала пастой зернистостью 30 мкм, а затем 7 мкм.

Овальность и конусность притертых поверхностей отверстий и поясков должна быть не более 0,002 мм. Шероховатость поверхности должна быть не ниже 9... 10 класса. Отверстия делят на размерные группы через каждые 0,004 мм. Номер размерной группы наносят на привалочной плоскости корпуса около отверстия.

Силовой гидроцилиндр 6 (рис. 75) двухстороннего действия установлен на задней секции рамы трактора Т-150. Головка штока шарнирно связана с рычагом штока навесного устройства.

К основным дефектам силового цилиндра относятся износ уплотнительных колец, цилиндра, поршня, штока и крышки, деформация штока. Изношенные и поврежденные уплотнительные кольца выбраковывают.

Изношенный цилиндр растачивают, а затем хонингуют на вертикально-хонинговальном станке под увеличенный на 0,6 мм размер поршня. Изношенные канавки поршня растачивают под уплотнения большего размера по толщине.

Между поршнем и корпусом гидроцилиндра Т-150К допускается зазор не более 0,2...0,3 мм. Наружную поверхность штока восстанавливают шлифованием с последующим хромированием и шлифованием. Отслаивание хромового покрытия рабочей поверхности штока не допускается.

Изношенную поверхность крышки под шток восстанавливают растачиванием и постановкой чугунной или бронзовой втулки. Втулку окончательно обрабатывают до получения зазора между втулкой и штоком 0,02...0,10 мм.

Силовой цилиндр испытывают на стенде. Поршень должен плавно, без заедания перемещаться в цилиндре на всей длине хода. Давление свободного перемещения поршня в гидроцилиндре Т-150 при подаче рабочей жидкости 10... 12 л/мин должно быть не более 0,5 МПа (5 кгс/см2).

Потери через уплотнения поршня при испытании под давлением 10 МПа (100 кгс/см2) в течение 3 мин не должны превышать 7,4 см3. Подтекание масла и следы его на штоке не допускаются.



Рис. 76. Схема гидравлической системы Т-150

1 - распределитель; 2 - шестеренный насос: 3 – масляный бак; 4 - масляный фильтр: 6 - силовой гидроцилиндр.

Масляный бак 7 установлен под кабиной с левой стороны на кронштейнах, закрепленных на раме трактора. В заливной горловине размещен фильтр очистки масла, поступающего из распределителя в бак.

Слева от заливной горловины, на верхней половине бака, установлено масломерное стекло контроля уровня масла. На баке сверху установлен сапун, а снизу — сливная пробка.

Навесное устройство трактора Т-150К

Навесное устройство предназначено для присоединения к трактору Т-150 навесных и полунавесных машин и орудий.

Это рычажно-шарнирный четырехзвенный механизм, который состоит из верхней оси и вала с подъемными рычагами, верхней тяги, двух раскосов, нижней оси с двумя цилиндрическими головками, двух нижних тяг и ограничительных цепей с регулируемыми муфтами.

Навинчиванием или свинчиванием муфты верхней тяги регулируют равномерность заглубления передних и задних рабочих органов машины или орудия. При транспортных переездах верхнюю тягу необходимо закреплять фиксатором. Нижние тяги выполнены телескопичными.

При снятии подпружиненного пальца они раздвигаются, что облегчает надевание шаровой головки на цапфу присоединяемого орудия. Для фиксации телескопичности нижних тяг подайте трактор назад, вставьте пальцы в совместившиеся отверстия и введите рукоятки пальца под фиксатор.

Нижние тяги с подъемными рычагами соединены раскосами. Навинчивая или свинчивания муфты раскосов и верхней тяги, установите навесную машину или орудие Т-150К в рабочее положение, указанное в инструкции по их эксплуатации.

В транспортном положении навешенное орудие предохраняется от раскачивания двумя перекрестно расположенными, регулируемыми по длине ограничительными цепями, при этом боковое качание концов нижних тяг не должно превышать 10—20 мм. При длительных переездах трактора с навесными машинами разгрузите гидравлическую систему.

Для этого поднимите навесное устройство и закрепите упорный рычаг и рычаг штока вместе с левым подъемным рычагом специальным пальцем и шплинтом. Перед опусканием навесной системы палец обязательно снимите.

Для принудительного заглубления рабочих органов машины или орудия тем же пальцем и шплинтом блокируется только рычаг штока с левым подъемным рычагом. Для различных условий работы конструкцией навесного устройства Т-150 предусмотрено присоединение орудия по двухточечной и трехточечной схемам наладки.

При работе с навесными машинами по двухточечной схеме (рис. 77а) обеспечивается большая маневренность агрегата и допускается его отклонение от прямолинейного пути или поворота не более 0,35 рад (20°) (по дуге большого радиуса) без подъема машины из рабочего положения в транспортное.



Рис. 77. Навесное устройство (навеска) Т-150

а - двухточечная наладка, б - трехточечная наладка, 1 - подъемный рычаг (правый), 2 - верхняя тяга, 3 - фиксатор верхней тяги, 4 - раскос, 5 - нижняя тяга, 6 - шаровая головка, 7 - ограничительная цепь, 8 - палец, 9 - фиксатор, 10 - цилиндрическая головка, 11 - упор, 12 - нижняя ось, 13 - подъемный рычаг (левый), 14 - рычаг штока, 15 - соединительный палец, 16 - верхняя ось, 17 - палец блокировки, 18 - упорный рычаг, 19 - вал рычагов

При агрегатировании с плужными агрегатами (с шириной захвата до 2,1 м) головки нижних тяг сместите на 150 мм относительно продольной оси трактора Т-150 (правый упор закрепите на предпоследней лыске на правой части нижней оси, левый за сдвинутыми головками).

Верхнюю тягу сместите в крайнее правое положение. При этом раскосы закрепите с правой стороны относительно подъемных рычагов 1 и 13.

При агрегатировании с плужными агрегатами (с шириной захвата более 2,1 м) головки нижних тяг установите по продольной оси трактора и закрепите упорами 11, а раскосы — с левой стороны относительно подъемных рычагов 1 и 13.

При работе с навесными машинами по трехточечной схеме (рис. 77б) обеспечивается устойчивый ход орудия в поперечном направлении относительно трактора Т-150.

Для наладки нижние тяги установите в крайние положения на нижней оси 12 и закрепите упорами 11. Верхнюю тягу установите по оси трактора, а раскосы 4 — с левой стороны относительно подъемных рычагов 1 и 13.

Для работы при трехточечной наладке навесного устройства, требующей жесткой связи в поперечной плоскости, присоедините ограничительные цепи передними концами накрест к проушинам, которые приварены к нижним тягам, и натяните цепи стяжными муфтами.

Ремонт навески трактора Т-150

Механизм навески Т-150К представляет собой рычажно-шарнирный четырехзвенник, к трем точкам которого крепят необходимое оборудование. Механизм навески установлен сзади трактора на двух опорных стойках, закрепленных на кронштейнах и бугелях рамы трактора Т-150, и непосредственно на кронштейнах задних секций рамы трактора Т-150К.

В механизм навески входят верхняя ось, вал с подъемными и упорными рычагами, центральная тяга, два раскоса, две ограничительные цепи и нижняя ось с двумя продольными нижними тягами.

Для разборки и сборки механизма навески Т-150 используют стенд, который состоит из сварной рамы, представляющей собой пространственную ферму, на верхнем усиленном брусе которой установлены два горизонтальных гидроцилиндра, два неподвижных и откидной упоры.

К основным дефектам механизма навески относятся деформация, трещины, изломы, ослабление заклепок, повреждение резьбы, износ и скручивание шлицов, износ наружной поверхности нижней оси, вала рычагов, пальцев и болтов, отверстий упорного рычага, продольной стяжки, кронштейна бугеля (правого и левого), рычага штока, вилки и головки верхней и нижней тяг, подъемного рычага (правого и левого).

Деформированные детали выравнивают в нагретом состоянии.

Детали с трещинами и изломами восстанавливают электросваркой. Ослабленные заклепки заменяют. Изношенные детали восстанавливают электросваркой с последующей механической обработкой или используют ремонтные детали.

Изношенное отверстие вилки нижних тяг под соединительную тягу до размера более 28 мм рассверливают под ремонтную втулку до диаметра 32+0,05 мм. Затем запрессовывают ремонтную втулку.

Отверстие вилки под палец тяги, изношенное до размера более 25 мм, рассверливают под ремонтную втулку до 29 мм. Несоосность отверстий под соединительную тягу проверяют калибром диаметром 26 мм, который должен проходить через оба отверстия.

В отремонтированном механизме навеского оборудования Т-150К винты растяжки ввертывают в муфту растяжки до упора в торцы колпаков. Проворачивание колпаков не допускается. Муфта растяжки должна проворачиваться под действием момента не менее 60 Нм (6 кг/см).

Следует иметь в виду, что несовпадение склепанных деталей допускается не более 0,5 мм. Яблоко верхней тяги и нижней тяги, а также малое яблоко должны проворачиваться в любой плоскости от усилия 200 Н (20 кгс) на плече 500 мм.

Верхняя ось должна проворачиваться на втулках вала рычагов от усилия руки на плече 300 мм. Зазор между пальцем и отверстием шарнира, а также между сферой яблока и гнездом не должен превышать 1,5 мм.

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________