_______________________________________________________________________________________________
Работы со щеточным оборудованием и отвалом для трактора МТЗ-80/82
Щетка (щеточное оборудование) трактора МТЗ
Щетка трактора МТЗ с приводом, установленная на
раздельно - агрегатной навесной системе трактора, предназначена для
очистки поверхности дорог, тротуаров и
площадей от снега и мусора.
Работа может выполняться щеткой МТЗ или совместно с плужным
отвалом.
Щетка МТЗ установлена под углом 60° к продольной оси машины. Привод
щетки осуществляется от заднего вала отбора мощности (ВОМ) трактора
МТЗ-80,82.
Рис. 1. Щеточное оборудование МТЗ-82
1-захват; 3 - ВОМ трактора; 5 - карданный вал; 6-рама; 7-щетка; 8, 9
- палец; 10 - кожух; 11 - опора; 12 - кожух щетки; 13 - опорный
каток; 14 - привод
Щеточное оборудование МТЗ (рис. 1) состоит из рамы 6, привода 14 с
опорой 11, щетки 7, кожуха 12 и двух опорных катков 13.
Ведущий вал конического редуктора привода соединен с ВОМ трактора
МТЗ-80,82 карданным валом 5.
Рама 6 представляет собой сварную конструкцию из гнутого профиля, к
передней части которого приварены три пары проушин для присоединения
к
тягам навесной системы.
К двум продольньм балкам рамы снизу приварены пластины для
соединения рамы с трубами привода. К задним пластинам рамы
присоединяются
болтами опорные катки.
Кинематическая схема привода щетки трактора МТЗ-82
Рис. 2. Схема привода щетки МТЗ-82
1 - ВОМ трактора; 2 - карданный вал; 3 - конический редуктор; 4 -
цепной редуктор;5 - щетка МТЗ
Привод щетки МТЗ включает в себя конический редуктор и цепную
передачу.
Рис.3. Щетка МТЗ-82 и ее привод
1 -звездочка; 2,30 - прокладка; 3 - вал; 4,13 - труба; 5,6,23 -
манжета; 7, 22 - фланец 8,14,32 - крышка; 9 -шайба; 10 - стакан; 11
-вал-шестерня; 12 - корпус
конического редуктора; 15 - пробка-масломер; 16 - шестерня; 17-
опора; 18 - крышка, опоры; 19,28, 33- подшипник; 20 - корпус; 21-
цапфа; 24 - сальник; 25 -
ось; 26 - кольцо; 27 - роликовая цепь; 29 - натяжной рычат, 31 -
корпус цепного редуктора
Ведущий вал - шестерня 11 конического редуктора установлена на двух
подшипниках 33 , размещенных в стакане 10 корпуса 12. На шлицах вала
установлен фланец 7 для подсоединения карданного вала.
С ведущей вал - шестерней соединена шестерня 1б, которая через вал 3
передает вращение звездочке 1 цепного редуктора.
К корпусу 12 конического редуктора присоединены две трубы 4 и 13. В
трубе 4 проходит ведомый вал 3, установленный на подшипниках 33.
К концевым фланцам труб крепятся, с одной стороны, корпус 31
цепного редуктора, с другой - опора 17. К трубам приварены пластины
для крепления
привода к раме.
Во фланце трубы 4 редуктора установлена пробка - масломер 15 для
контроля уровня масла. Для уплотнения валов использованы манжеты 5,
6.
Набор шайб 9 предназначен для регулировки зацепления шестерен.
Конические подшипники регулируются затяжкой гаек на концах вала -
шестерни и ведомого вала. Смазка редуктора осуществляется
разбрызгиванием.
Цепной редуктор состоит из двух звездочек 1, роликовой однорядной
цепи 27 и натяжного рычага 29 с шарикоподшипником 28.
Корпус 31 цепного редуктора закрыт крышкой 32. Регулировка натяжения
роликовой цепи выполняется путем поворота натяжного рычага после
снятия
крышки и частичного отвинчивания болта крепления натяжного рычага.
Плоскостность звездочек и подшипника натяжного рычага регулируется
прокладками 2 и 30. От ведомой звездочки, установленной на оси 25,
вращение
передается щетке через болты фланцевого соединения.
Опора 17 с установленной в корпусе 20 цапфой 21 предназначена для
закрепления второго фланца щетки трактора МТЗ.
Подшипник 19 в корпусе 20 не закреплен в осевом направлении, и цапфа
21 может перемещаться в осевом направлении, что позволяет
устанавливать и
снимать щетку без демонтажа опоры 17 и компенсирует неточности
изготовления.
Щетка трактора МТЗ-82 присоединяется к фланцам оси 25 и цапфы 21.
Трактор МТЗ-82 может комплектоваться щеткой с капроновым или
металлическим ворсом из наборных щеточных дисков.
Основной частью щетки МТЗ является барабан, состоящий из трубы с
двумя приваренными фланцами. На трубе барабана с помощью каната и
желоба,
намотанного с определенным шагом, закреплен капроновый ворс.
Отличие металлической щетки МТЗ от капроновой - вместо желоба
использована резиновая прокладка.
Щетка МТЗ из наборных щеточных дисков состоит из трубы с приварным
фланцем, съемного фланца, щеточных дисков и колец промежуточных.
Ворс закреплен завальцовкой в диске, каждый диск имеет штыревой
фиксатор, на трубе приварены стопорные планки.
Установкой на трубу щеточных дисков с промежуточными кольцами
набирается щетка МТЗ, диски закрепляются съемным фланцем.
Для обеспечения оптимальных условий работы щетки МТЗ необходимо,
чтобы ворс щетки не воспринимал вес конструкции, а щетка имела бы
определенное «заглубление».
Для этой цели в щеточном оборудовании МТЗ применены два опорных
катка, которые закреплены на раме.
Опорный каток (рис. 4) состоит из колеса, опорной вилки и механизма
регулировки.
Рис.4. Каток щетки трактора МТЗ
1 - вилка., 2 - ползун; 3 - стакан; 4 - винт; 5 - гайка; б - болт; 7
- шина; 8,14 - обод колеса; 9 - ступица; 10 - подшипник; 11 -
крышка; 12 - ось; 13 - манжета; 15
- ригель
Колесо включает в себя шину 7, обода 8, 14, ступицу 9. Ступица
установлена на подшипниках 10 и соединена с вилкой 1 посредством оси
12.
Вилка 1 шарнирно соединена с ползуном 2, который с помощью винта 4
может перемещаться в направляющей стакана 3. Стопорение ползуна
опорного
катка осуществляется болтом 6 и гайкой 5.
При необходимости поднять или заглубить щетку следует отпустить
болт и, вращая ключом винт 4, произвести подъем или опускание щетки.
После установки болт 6 необходимо законтрить гайкой 5. При износе
ворса заглубление щетки МТЗ следует обеспечивать только регулировкой
опорных
катков, без регулирования механизма задней навесной системы.
Для предохранения щетки МТЗ от быстрого износа ворса и для улучшения
качества очистки рекомендуется устанавливать «заглубление» щетки не
более 10-15 мм.
Для исключения перебрасывания щеткой снега назад и значительного
«пыления» снега над щеткой установлен кожух 10 из гнутого
листа с
ребрами жесткости.
Для привода щетки МТЗ применен карданный вал 10.016.2000-20.04.
При подъеме и опускании щетки МТЗ происходит изменение длины
карданного вала за счет подвижного соединения. Для обеспечения
«копирования»
очищаемой поверхности конструкций предусмотрена возможность
опускания щетки ниже уровня задних колес.
Допускается увеличивать или уменьшать подъем щетки МТЗ за счет
уменьшения размеров раскосов и центральной тяги задней навесной
системы.
Для навески щетки МТЗ на трактор размер между верхними и нижними
пальцами раскосов задней навесной системы установлен равным примерно
490
мм, размер центральной тяги - примерно 680 мм.
Допускается незначительное изменение размеров одного из раскосов и
центральной тяги для обеспечения равномерного прилегания щетки МТЗ к
очищаемой поверхности.
Отвал (бульдозерное оборудование)
трактора МТЗ
Установка отвала трактора МТЗ (рис. 5) состоит из отвала 10,
толкающей рамы 12, рам 16,17, навески 14, гидроцилиндров 11, 23,
амортизаторов 13,
распорной балки 15.
Рис.5. Отвал трактора МТЗ-82
Рамы 16, 17 подсоединены болтами к брусу переднему и лонжеронам
трактора МТЗ впереди соединены навеской 14, на котором закреплены
гидроцилиндр 11 подъема отвала МТЗ и два пружинных амортизатора 13.
Проушины лонжеронов 16, 17 соединены в нижней части распорной балкой
15.
К проушинам рам подсоединены проушины толкающей рамы с
использованием амортизационных устройств.
Амортизационное устройство включает пружину 22 и ограничитель 21,
одетые на проушины толкающей рамы.
Пружина зажата между упорами рамы и ограничителя, палец 20 крепления
рамки проходит через отверстия ограничителя и паз проушины рамки
(сечение Г-Г), чем обеспечивается подпружиненное соединение рамки с
рамами, закрепленными на тракторе МТЗ.
Рамка пальцем 3 соединена шарнирно со средней частью отвала МТЗ-82.
Одноточечное шарнирное соединение отвала трактора МТЗ с рамой и
прохождение полки сектора отвала в направляющих рамки обеспечивает
поворот отвала гидроцилиндром 23 в горизонтальной плоскости.
Гидроцилиндр отвала МТЗ закреплен в правой боковой проушине рамки, а
головка штока - в проушине отвала.
Для поворота отвала МТЗ применен гидроцилиндр КО-18.000. Ход штока
цилиндра 200 мм, минимальное расстояние между присоединительными
элементами 500 мм.
Шток гидроцилиндра 11 подъема отвала соединен через серьгу 24 с
передними нижними проушинами рамки, обеспечивая подъем отвала в
транспортное
положение.
При опущенном отвале трактора МТЗ серьга позволяет отвалу копировать
неровности очищаемой поверхности, предохраняя шток гидроцилиндра от
резких толчков.
Пружинные амортизаторы 13 предназначены для частичного вывешивания
отвала МТЗ в рабочем (опущенном) положении, чтобы в процессе очистки
уменьшить усилие поджатия резиновых ножей к очищаемой поверхности и
соединены с толкающей рамой цепями.
Регулировку поджатия резиновых ножей отвала МТЗ-82 к очищаемой
поверхности осуществлять изменением длины цепей пружинных,
фиксаторов за счет
перестановки звеньев цепей в соединениях с проушинами толкающей
рамы.
Переустановку звеньев необходимо производить при поднятом отвале,
когда цепи свободны, при этом отвал должен быть зафиксирован в
поднятом
положении.
Для фиксации отвала трактора МТЗ на переднем кронштейне закреплены
две круглозвенные цепи 29, нижние звенья которых необходимо после
поднятия
отвала надеть на крюковые проушины толкающей рамы.
Отвал МТЗ-82 представляет собой сварную конструкцию, лобовой лист
которой усилен сзади ребрами жесткости и продольными уголками.
К лобовому листу приварен сектор из гнутого уголка и проушины для
подсоединения. Резиновые ножи (амортизаторы) 1 отвала МТЗ закреплены
на
нижней части лобового листа прижимным листом 25 и болтами.
Основания 26, гайки 27, болты 28, (монтажное приспособление)
используются при подсоединении и отсоединении рамки для фиксации
ограничителей 21
на проушинах рамы и совмещения отверстий ограничителей с пазами
проушин.
После подсоединения рамки монтажное приспособление снимается.
Пружинный амортизатор (рис. 6) состоит из двух скоб 1, направленных
проушинами
в противоположенные стороны, одетой на скобы пружины 3, опорных шайб
2, цепи 6.
Рис 6. Амортизатор отвала
трактора МТЗ
Отвал трактора МТЗ-82 и его техническое обслуживание
При эксплуатации отвала МТЗ следите за состоянием
металлоконструкций, в случае появления трещин произведите сварочные
работы.
Следите также за состоянием резиновых ножей (амортизаторов). При
предельном износе или выходе из строя ножей, замените их.
При необходимости произведите регулировку отвала МТЗ в рабочем
положении.
На заводе – изготовителе регулировка выполнена таким образом, что
расстояние между верхней и нижней шайбами 2 (рис. 6) составляет 100
-115 мм.
Регулировку осуществляйте перекидкой звеньев цепи 6. Необходимо
помнить, что недостаточное «вывешивание» отвала трактора МТЗ
приводит к
быстрому износу и выходу из строя резиновых ножей (амортизаторов).
При демонтаже и монтаже рамы отвала МТЗ для сжатия амортизирующих
пружин используйте монтажное приспособление, входящее в комплект ЗИП
машины.
Приспособление состоит из основания 26, болта 28 и гайки 27 (рис.5).
Болт с навинченной гайкой, устанавливается в основание и
ввертывается в торец
цапфы толкающей рамы 12. Затем гайкой 27 ограничитель 21, пружина 22
поднимаются до положения, когда отверстия в проушинах ограничителя
совпадут с пазом в цапфе толкающей рамы.
При обслуживании отвала трактора МТЗ необходимо своевременно
смазывать шарнирные соединения, проверять состояние пружин и цепей,
крепление
всех сборочных единиц.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40