Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Детали ведущих мостов и конечная передача тракторов МТЗ-82.1

Передний и задний мосты МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-102

Ведущий мост МТЗ-82 представляет собой объединенные в одну сборочную единицу механизмы трансмиссии, посредством которых крутящий момент передается к ведущим колесам трактора.

В зависимости от назначения колесные тракторы могут иметь один ведущий мост (МТЗ-80, МТЗ-100) и два - тракторы повышенной проходимости (полноприводные) МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-102. Ведущий задний мост трактора состоит из таких основных механизмов: главная передача, дифференциал, конечные передачи.



Рис. 1. Задний мост тракторов МТЗ-82

1 - вал привода левого тормоза; 2 и 9 - ведущие шестерни конечных передач; 3 - корпус дифференциала; 4 - ведомая шестерня главной передачи; 5 - полуосевые шестерни; 6 и 11 - ведомые шестерни конечных передач; 7 -крышка корпуса дифференциала; 8 - конический роликовый подшипник; 10 - крышка корпуса заднего моста; 12 - сапун; 13 и 18 - шариковые подшипники; 14 - корпус заднего моста; 15 - кожух тормоза; 16 - пружина; 17 - рукав полуоси; 19 - полуось; 20 - ведущий диск; 21 - тормозные диски; 22 - диафрагма; 23 - крышка со штуцером; 24 - крышка диафрагмы; 25 - блокировочный вал; 26 - нажимной диск; 27 и 28 - диски ГПМ блокировки; 29 - корпус ГПМ блокировки; 30 - кожух ГПМ блокировки дифференциала; 31 - шарик; 32 -нажимные диски; 33 -крышка стакана; 34 - регулировочные прокладки: 35 - стакан; 36 - крестовина; 37 - сателлиты; 38 - муфта переключения ВОМ; 39 - ведущая шестерня.



Рис.2. Передний мост полноприводных тракторов МТЗ-82, МТЗ-102

1, 17, 21, 23 и 28 -крышки; 2 и 45 - шестерни конечной передачи; 3 - грязевики; 4 - подшипники; 5 - корпус уплотнения; 6, 10, 15, 19. 27, 31. 40. 42 и 53 - регулировочные кольца и прокладки; 7 – вал конечной передачи: 8. 16, 26 и 44 - конические подшипники; 9 и 41 - стаканы подшипников; 11 - диск колеса: 12 - корпус конечной передачи: 13 стакан; 14 ведущее колесо; 18 - полуоси; 20 - выдвижной корпус; 22 - червяк; 24 - полуосевые шестерни; 25 - корпус дифференциала: 29 - гайка; 30 и .39 шестерни главной передачи; 32 и 37 - фрикционные диски дифференциала: 33 - нажимная чаша; 34 - осп сателлитов; 35 - сателлит; 36 - корпус; 38 - корпус моста; 43 - фланец; 46 - шариковый упорный подшипник; 47 - пружина: 48 - шкворневая труба; 49 - гильза; 50 - вертикальный вал; 51 - упорная шайба в сборе с уплотнителем; 52 - упорный фланец; 54 - клиновый болт.

Главная передача редуктора моста МТЗ-82 служит для увеличения передаваемого крутящего момента и изменения его направления. Главная передача заднего моста представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом.

Передаточное число 3,42 (41:12), Ведущая шестерня 39 (рис. 1) установлена на шлицевом конце вторичного вала коробки передач и фиксируется гайкой, закрепленной на резьбовом хвостовике вала. Ведомая шестерня 4 прикреплена к фланцу корпуса дифференциала 3 болтами и гайками, которые попарно фиксируются стопорными пластинами.

Передний мост МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 и главная передача

Главная передача редуктора переднего моста полноприводных тракторов МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 представляет собой пару конических шестерен. Для повышения плавности зацепления и бесшумности передачи конические шестерни сделаны со спиральными зубьями. Передаточное число главной передачи 2,18.

Ведущая шестерня 39 (рис. 2) выполнена как одно целое со шлицевым валом и смонтирована в стакане 41 на двух конических роликовых подшипниках 44. Стакан 41 с ведущей шестерней 39 центрируется в расточке корпуса моста и крепится к его фланцу болтами.

Ведомая шестерня редуктора моста закреплена на центрирующем пояске и шлицах корпуса 25 дифференциала и от осевых перемещений удерживается гайкой 29.

Вместе с дифференциалом ведомая шестерня вращается на двух конических роликовых подшипниках 26, один из которых расположен в корпусе 38, а другой - в крышке моста 23.

Передний подшипник ведущей шестерни напрессован на вал, задний может перемещаться по валу при регулировке. Между подшипниками установлены регулировочные шайбы 40. На шлицевом конце ведущей шестерни 39 находится фланец 43 для подсоединения карданного вала.

Фланец закреплен гайкой, служащей одновременно для затяжки подшипников. Дифференциал переднего моста МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 обеспечивает разную частоту вращения ведущих колес при повороте трактора, а также при движении по неровностям.

Дифференциал заднего моста МТЗ-82, МТЗ-82.1 состоит из корпуса 3 (см. рис. 1), крышки 7, крестовины 36, сателлитов 37 и полуосевых шестерен 5. Крестовина закреплена между корпусом и крышкой.

Отверстия под цапфы крестовины и болты, которыми стягиваются корпус и крышка, выполняются при совместной обработке собранных в одно целое корпуса и крышки дифференциала. Поэтому обе детали маркируются одинаковым номером.

Разукомплектовывать корпус и крышку нельзя, а при сборке дифференциала МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 нужно совмещать эти номера на сопрягаемых деталях. На крестовину 36 надето четыре сателлита с опорными шайбами.

Сателлиты постоянно зацепляются с двумя полуосевыми шестернями 5, ступицы которых вставлены в расточки корпуса 3 и крышки 7 дифференциала, а внутренними шлицами соединены с валами ведущих шестерен 2 и 9 конечных передач.

Собранный дифференциал заднего моста МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-102 вращается на двух конических роликовых подшипниках 8, установленных внутренними обоймами на корпус 3 и крышку 7, а наружными - в расточки стаканов 35.

Облегчая поворот трактора, дифференциал может ухудшать его тяговые качества. Для блокировки дифференциала на тракторах МТЗ применен автоматически действующий механизм.

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) трактора МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 состоит из (см. рис. 1) исполнительного механизма, выполненного в виде ГПМ, установленной на валу левой ведущей шестерни 9 конечной передачи, и механизм управления, куда входит датчик с краном управления и редукционным клапаном, которые расположены в гидроусилителе рулевого управления. Управление краном датчика блокировки, который имеет три позиции, осуществляется из кабины.

Ведущий и ведомый диски ГПМ блокировки соответственно соединены со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни 9 конечной передачи и пазами корпуса 29 ГПМ блокировки.

С корпусом 29 муфты жестко связан блокировочный вал 25, который проходит через внутреннее отверстие ведущей шестерни 9 и шлицевым концом соединен с крестовиной 36 дифференциала.

При подаче рабочей жидкости (масла) под давлением от гидроусилителя рулевого управления в полость между крышкой 24 и диафрагмой 22 усилие через нажимной диск 26 передается на диски ГПМ.

Сжатые диски за счет сил трения объединяют левую ведущую шестерню 9, связанную с ней шлицами полуосевую шестерню дифференциала, блокировочный вал 25 и крестовину. В результате этого дифференциал блокируется, то есть выключается, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно полуосевых шестерен.

Рукоятки управления АБД в кабине и кран датчика на гидроусилителе рулевого управления имеют три положения: первое положение - "АБД выключено", второе - "АБД включено", третье - ''Принудительная блокировка дифференциала".

При выключенной АБД масло к диафрагме не подается, диски муфты не сжаты и разблокирован­ный дифференциал работает как обычный.

При втором положении обеспечивается автоматическое включение и отключение блокировки в зависимости от положения передних управляемых колес: при повороте колес на угол более 13° от прямолинейного движения АБД отключается, при меньшем угле поворота и при прямолинейном движении - включается.

АБД целесообразно использовать на полевых работах. Особенно она эффективна на пахоте и при работе на склонах. На этих работах АБД не только снижает буксование трактора, но и способствует поддержанию прямолинейного движения.

Конечные передачи передают крутящий момент от главной передачи МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 и дифференциала к полуосям ведущих колес трактора.

Конечная передача заднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82-1 размещена в корпусе моста. Каждая конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерен, имеющих передаточное число 5,308, и состоит из ведущих шестерен 2, 9 {см. рис. 1) и ведомых 6,11.

Ведомые шестерни непосредственно связаны с коническими полуосевыми шестернями 5 дифференциала, а ведомые жестко закреплены на полуосях.

Колесный редуктор передних мостов полноприводных тракторов предназначен не только для увеличения крутящего момента, передаваемого от главной передачи к ведущим колесам, но и для выполнения поворота этих колес.

Редуктор состоит из двух пар конических шестерен - верхней и нижней. Передаточное число верхней пары 1,27, нижней 4,83. Общее передаточное число редуктора 6,15.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________