_______________________________________________________________________________________________
Вал отбора мощности ВОМ тракторов МТЗ-80/82 и его привод
Вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен для привода активных рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором, а также для стационарных машин. По месту расположения на тракторе вал отбора мощности могут быть задними или боковыми.
Наибольшее распространение получили задние ВОМ. На
тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 задний ВОМ комбинированный, так как может
иметь независимый, так и зависимый (синхронный) привод.
Независимый привод связан непосредственно с маховиком двигателя, что
обеспечивает частоту вращения ВОМ независимо от скорости движения
трактора и от того, включено или
выключено главное сцепление.
Независимый привод имеет две частоты вращения (540 и 1000 мин) при
частоте вращения коленчатого вала двигателя 2100.
Синхронный привод
связывает вал отбора мощности
непосредственно с ведущей шестерней второй ступени
редуктора коробки передач, поэтому частота вращения ВОМ зависит от
скорости трактора и составляет 3. 5
оборота на 1 м пути, пройденного трактором.
Рис. 1, Схема привода заднего ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82
1-опорный диск сцепления; 2, 3 - ведущие шестерни и ведущий вал
двухскоростного независимого привода; 4, 6 - ведомые шестерни и
ведомый вал; 5 - зубчатая муфта; 7, 8 -
промежуточный и вторичный валы коробки передач; 9 - шестерня
синхронного привода; 10 - зубчато-кулачковая муфта переключения
приводов; 11, 12, 13, 14, 17 - ведущий вал,
коронная шестерня, водило, сателлит и солнечная шестерня
планетарного редуктора; 15 -остановочный тормоз; 16- тормоз
солнечной шестерни; 18 - рычаг переключения приводов; Н
- нейтральное положение; п, - 540 мин; п, -1000 мин вала отбора
мощности
К основным механизмам привода заднего вала отбора мощности (ВОМ)
тракторов МТЗ-80, 82 относятся: двухступенчатый (двухскоростной)
редуктор независимого привода в
корпусе главного сцепления, переключатель типа привода (синхронный
или независимый) и планетарный редуктор управления ВОМ,
расположенный в корпусе заднего моста.
Переключение частоты вращения независимого ВОМ осуществляется
зубчатой муфтой 5 (рис. 1), посаженой на шлицах вала 6 с помощью
механизма переключения (шестигранник),
расположенного в нижней крышке корпуса главного сцепления.
Выбор привода ВОМ осуществляется рычагом 18
(расположен на полу кабины под крышкой), путем перемещения
зубчато-кулачковой муфты па шлицах вала 11
планетарного механизма.
Рычаг имеет три положения: при повороте
против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по
часовой - независимый; среднее
положение - нейтральное. Независимый привод следует включать при
неработающем двигателе или минимальной частоте вращения коленчатого
вала двигателя, а синхронный - при
остановленном тракторе.
Рис. 2. Планетарный редуктор заднего вала отбора мощности
МТЗ-80, МТЗ-82
1 - пружина цилиндрическая; 2 - стакан; 3 - тяга; 4 - контргайка; 5
- болт упорный; 6 - рычаг валика управления; 7 - болт стопорный; 8
-гайка; 9 - валик управления; 10, 11 - винты
регулировочные; 12. 14 лента тормоза с фрикционной накладкой; 13 -
барабан включения ВОМ; 15 -вал заднего ВОМ; 16 - ось сателлита: 17 -
шестерня коронная; 18 сателлит; 19 -
шестерня солнечная; 20 -- водило (а сборе с тормозным барабаном): 21
- вал коронной шестерни; 22 - муфта переключения привода; 23 -
ролик; 24 - стопорное кольцо; 25 - сменный хвостовик
Планетарный редуктор (передаточное число 1,47) предназначен для
управления ВОМ. Он состоит из ведущей коронной шестерни 17 (рис. 2),
трех сателлитов 18 и солнечной шестерни 19, которая посажена на
ступицу водила 20 на бронзовой втулке.
Сателлиты установлены на осях
16, запрессованных в расточки водила. Шлицевая ступица водила жестко
связана со шлицами вала 15, на конце которого также выполнены шлицы
для привода агрегатируемых машин.
По заказу потребителей вал 15 может изготавливаться составным: в
задний конец вала можно вставить сменные хвостовики 25 с восемью
(для орудий с частотой вращения 540 мин)
или двадцать одним шлицем (для орудий с частотой вращения 1000 мин).
Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-82, МТЗ-80 управляется двумя
ленточными тормозами.
Один тормозной барабан приварен к водилу 20, второй 13 связан
шлицевой муфтой с солнечной шестерней 19. Для включения вала отбора
мощности рычаг
управления в кабине (справа от водителя) переводят в крайнее заднее
положение.
При этом тормоз на барабане солнечной шестерни затянут, а
на водиле отпущен. Вращение от
коронной шестерни передается через сателлиты водилу, а от него -
валу 15, при этом частота вращения уменьшается соответственно
передаточному числу редуктора.
Для выключения ВОМ МТЗ-80, 82 рычаг управления переводят в
крайнее переднее положение", тормоз на барабане солнечной шестерни
отпущен, а тормоз водила затянут. В этом положении водило 20
остановлено и коронная шестерня обкатывается по сателлитам, которые
вращают солнечную шестерню относительно ступицы водила.
Для привода
механизмов сельскохозяйственных машин, агрегатируемых спереди и с
боков, на тракторах предусмотрен боковой ВОМ, который
устанавливается слева в передней части трактора и приводится от
коробки передач.
Рис. 3. Боковой ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 - корпус; 2 - подвижная шестерня; 3 - тяга управления; 4 -рычаг; 5
- фиксирующая пластина; 6 - поводок; 7 – ВОМ
Привод осуществляется через подвижную шестерню 2 (рис. 3), которая
перемещается поводком 6 по шлицам вала 7. Включают и выключают
боковой вал отбора мощности МТЗ-80, МТЗ-82 при выключенном главном
сцеплении с помощью тяги 3, расположенной под поликом (с левой
стороны сидения).
Техническое обслуживание заднего ВОМ
В процессе эксплуатации нужно внимательно следить за изменением
положения рычага управления ВОМ и не допускать его упора в полик
кабины во избежание буксования тормозных лент.
Рис. 4. Органы управления задним ВОМ тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82
1 - рычаг управления; 2 - регулирующие вилки; 3 - контргайки;.4 -
тяга; 5 - стакан пружины; 6 и 7 - болт и гайка: 8 - пружина; 9 -
крышка стакана; 10 -контргайка; 11 -упорный болт; 12 -
установочный болт; 13 - рычаг; 14 - валик; 15 - регулировочные
винты; 16 - полик кабины
При увеличении хода рычага управления или
усилия, требуемого для перевода рычага из положения "Включено" в
положение "Выключено'', необходимо выполнить следующие регулировки:
- Отвернув контргайку 10 (рис. 4) и ввертывая упорный болт 11 в
рычаг 13, сжать пружину 8 до такого состояния, чтобы стопорный болт
6, который ввернут в крышку 9 стакана, совместился с отверстием
стакана 5 пружины.
Затем отвернуть контргайку 7 и завернуть болт 6 до отказа так, чтобы он вошел в совмещенное отверстие стакана и застопорил от взаимных перемещений сжатую пружину 8, стакан 5 и крышку 9.
- Вывернуть полностью из рычага 13 упорный болт 11 вместе с контргайкой 10 и повернуть застопоренные детали (крышку 9, стакан 5 с пружиной) вниз.
- Отсоединить тягу 4 от рычага 1 управления ВОМ МТЗ-82, 80.
- Совместить отверстие на рычаге 13 с резьбовым отверстием на корпусе заднего моста и зафиксировать это положение рычага, установив в отверстие рычага болт 12 (размер болта M10x60) и, завернув его в корпус заднего моста.
- Снять крышку регулировочного люка с верхней крышки заднего моста и завернуть поочередно регулировочные винты 15 (см. рис. 4) до отказа моментом силы 7,8... 9,8 Нм. Затем отвернуть каждый винт на три оборота.
- Проворачивая от руки хвостовик ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82, проверить легкость его вращения. При тугом вращении следует дополнительно отвернуть винты 15 на 1/2 оборота. Затем вывернуть установочный болт 12.
- Повернуть застопоренные крышку 9 и стакан 5 вверх, завернуть рычаг 13 в упорный болт 11, направляя его конусную часть в углубление на торце крышки 9. Заворачивать болт 11 нужно до тех пор, пока стопорный болт 6, удерживающий сжатую пружину 8, не начнет легко выворачиваться.
- Освободив болт 6 от натяжения пружины, вывернуть его настолько, чтобы он вышел из отверстия стакана 5 и не препятствовал взаимным перемещениям стакана 5 и крышки 9 при сжатии (разжатии) пружины.
- Надежно законтрить упорный болт 11 и стопорный болт 6 контргайками 10 и 7. Свертывая или навертывая вилку 2 на тягу 4, отрегулировать ее длину так, чтобы расстояние "К" от вилки до нижней плоскости полика кабины в положении рычага 1 "Включен" составляло 45 - 50 мм.
- Отрегулировав длину тяги 4, окончательно соединить ее с рычагом 3 и установить на место снятые детали.
Следует помнить, что пружина 8 сжимается усилием более 1960 Н. Поэтому при регулировках, заменах пружины и других деталей для предотвращения травмы необходимо надежно стопорить крышку 9 и стакан 5 болтом 6 или специальной струбциной.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40