_______________________________________________________________________________________________
Коробка передач МТЗ-80
Устанавливаемые на тракторах коробки передач
МТЗ-80 в зависимости от года выпуска и комплектации имеют
три типа: с подвижными шестернями, с шестернями постоянного
зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного
зацепления (синхронизированная).
Коробка передач с подвижными шестернями имеет 18
передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет
устанавливать ходоуменьшитель для получения
замедленных (технологических) скоростей.
Рис. 1. КПП тракторов МТЗ-80 с подвижными шестернями
1 - рычаг переключения передач; 2 - крышка; 3 - ведомая шестерня
первой ступени редуктора; 4 - вторичный вал; 5 - пластинчатая
пружина; 6 - регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27
- стаканы; 8 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 -
ведущая шестерня главной передачи; 10 - гайка; 11 - конические
роликовые подшипники; 12 - вал привода ВОМ, 13 -
втулка; 15 - ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 - ведущая
шестерня первой ступени редуктора; 17 - упорное кольцо; 18 -
промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые
шестерни третьей и четвертой передач; 23 - промежуточный вал; 22 -
ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 -
шариковые подшипники; 26 - шестерня
понижающего редуктора, 29 - первичный вал; 30 - ведущие шестерни
четвертой и пятой передач; 31 - корпус; 32 - ведущая шестерня
третьей передачи; 33 -вилка; 34 - ползун: 36 -
шариковый фиксатор; 37 - кулиса; 38 -шаровая опора; 39 - чехол; 40 -
пружинное кольцо; 41 - шестерня включения ходоуменьшителя; 42
ведомая шестерня первой передачи и заднего
хода: 43 - упорная шайба; 44 - стопорное кольцо: 45 - скользящая
шестерня первой передачи и заднего хода; 46 - вад пониженных передач
и заднего хода; 47 - промежуточная
шестерня заднего хода; 48 – ось
Смонтирована КПП МТЗ-80 в корпусе 31 (рис. 1), а
одноступенчатый понижающий редуктор - в корпусе, соединяющем
двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами.
В коробке
передач размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы,
вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня
заднего хода 47 и шестерни редуктора. Промежуточный вал трубчатый,
внутри его проходит вал 12 привода ВОМ.
Редуктор коробки передач трактора МТЗ-80 имеет две ступени:
первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и
пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода;
остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении
шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.
При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в
ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными
шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять
жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует
работе трактора МТЗ без ходоуменьшителя.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с
приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов
36.
Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен
кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в
рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач
и редуктором ВОМ.
Редуктор КПП МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень
обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач
переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи
обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад
включается вторая ступень редуктора.
При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в
ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными
шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять
жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует
работе трактора без ходоуменьшителя.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с
приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов
36.
Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен
кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в
рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач
и редуктором ВОМ.
Рис. 2. Понижающий редуктор коробки передач КПП МТЗ-80
1 - ведущая шестерня редуктора; 2 - зубчатая муфта; 3 -вилка; 4 -
зубчатый венец вала сцепления; 5 -рычаг управления редуктором; 6 -
ведомая шестерня редуктора; 7 первичный вал коробки передач; 8 –
корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11
-кронштейн; 12 -игольчатый подшипник; 13 – вал сцепления,вал коробки
передач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый
подшипник; 11 -кронштейн; 12 - игольчатый подшипник; 13 – вал
сцепления
На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 2) выполнен зубчатый
венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую
муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13,
входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал
сцепления и первичный вал коробки передач соединяются, редуктор
выключается.
Для включения редуктора зубчатую муфту 2 сдвигают вперед. Оставаясь
соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым
венцом ведущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом.
При
этом вращение от вала 13 сцепления через шестерню 1 передается на
большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на
ведомую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 коробки передач.
Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.
Коробка передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой - с
шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением
фрикционами (гидроподжимными муфтами ГПМ), с помощью которых
происходит переключение передач без разрыва потока мощности, что
существенно улучшает динамические качества трактора.
Применение коробок передач с гидроподжимной муфтой позволяет упростить
процесс переключения передач, так как в момент переключения не
требуется управлять сцеплением и подачей топлива.
Процесс
переключения передач сводится к выбору оператором необходимой
передачи установкой рычага в соответствующее положение - направление
потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи.
Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед и 8 - назад, а
также: гидровключение и приводпереднего ведущего моста; привод
синхронного заднего ВОМ. При оборудовании
коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и
заднего хода увеличивается вдвое.
Рис. 3. Коробка передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 с
переключением под нагрузкой
1 - распределитель; 2 - узел передач; 3 - полумуфта зубчатая
подвижная; 4 - ведомая шестерня Г, II, IV диапазонов; 5 - шестерня
привода переднего ведущего моста и синхронного
ВОМ; 6 - роликовые подшипники; 7 - подшипник; 8 - вторичный вал; 9 -
планка стопорная; 10 - стопорное кольцо; И - подшипник; 12 - вал; 13
- стопорное кольцо; 14 - роликовый
подшипник; 15 - подшипник; 16 - шестерня привода синхронного ВОМ; 17
- шестерня; 18 - стопорное кольцо; 19, 20 - шестерни; 21 - стопорное
кольцо; 22 - подшипник; 23 - полумуфта
зубчатая; 24 - подшипник; 25 - гайка; 26- регулировочная шайба; 27 -
стопорная шайба; 28 - стопорное кольцо; 29 - ведомая шестерня III,
IV и VI диапазонов; 30 - полумуфта зубчатая.
Коробка передач МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из редукторной части,
механизма управления коробкой и гидросистемы. Редукторная часть
включает в себя узел передач 2 (рис. 3), состоящий из первичного
вала 13 (рис. 4), промежуточного вала 14, гидрораспределителя 2,
стакана 3; вал 12 (см. рис.3) и вторичный вал 8; вал пониженных
передач и заднего хода 15 (рис.5), вал повышенных передач 9.
Первичный вал 13 (см. рис. 4) расположен на подшипниках 22 и 11,
узел подшипников, ГПМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В
канавках вала установлены чугунные уплотнительные кольца 1.
На
первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 -
ведущие шестерни 7 и 9, соответственно I и II передач, а на
подшипниках 4 -шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.
Рис. 4. Узел передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 с
переключением под нагрузкой
1 - кольцо уплотнительное; 2 - распределитель; 3 - стакан; 4. -
подшипник роликовый; 5 - ведущая шестерня II передачи; 6 - ГПМ; 7 -
ведущая шестерня I передачи; 8 - роликовые
подшипники; 9 - ведущая шестерня III передачи; 10 - ведущая шестерня
IV передачи; 11,22 - подшипники; 12, 23 - гайки; 13 - первичный вал;
14 - промежуточный вал; 15 - подшипник шариковый; 16 - ведомая
шестерня IV передачи; 17 - ведомая шестерня III передачи; 18 -
ведомая шестерня I передачи; 19 - ведомая шестерня II передачи;
20-подшипник; 21 -гайка; 24 - каналы для подвода масла к ГПМ
Рис. 5. КПП МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой
3, 5, 27 - вилки; 2, 4, 6, 26 повышенных передач; 10 - стопорное
кольцо; 11 - подшипник; 32, 21 - гайки; 13 - шестерня заднего хода;
14 -роликовые подшипники; 15 - шестерня I и III диапазонов; 16 - вал
пониженных передач и заднего хода; 17 - втулка; 18 - стопорное
кольцо; 19 - шестерня ходоуменьшителя; 20 - подшипник; 22 - втулка;
23 - шестерня; 24 - ведущая шестерня II и V диапазонов: 25 - шпонка;
28-32 - шарики механизма блокировки зубчатых муфт.
На шлицах вала установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14,
установленный в корпусе на двух подшипниках 20 и 15, посажены с
натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соответственно I, II и III, IV
передач.
Шестерни ГПМ первичного вала находятся в постоянном
зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет
шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.
Промежуточный вал 14 узла КПП МТЗ-80, МТЗ-82 соединен с валом 12
(см. рис. 3) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми
венцами смонтирован в корпусе на подшипниках 22, 15 и 11.
На
шлицевых венцах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шестерня 17
центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22
вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом
18, а в корпусе - кольцом 21.
Задняя опора вала 12 находится в ступице шестерни 16 привода
синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых
подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в
корпусе на подшипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в
корпусе - кольцом 10 и планками 9.
Вторичный вал КПП МТЗ-80, МТЗ-82, выполненный за одно целое с
ведущей конической шестерней, установлен в корпусе на конических
подшипниках 7 и 24.
На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5
привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице
которой находится на подшипнике 6 ведомая шестерня 4 - I, II и IV
диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6
установлена ведомая шестерня 29 - III, V и VI диапазонов.
Шестерня и полумуфта удерживаются ограничительной 27 и
регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25. Вал 8 имеет
осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам
шестерен.
Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 5)
установлен в корпусе коробки на подшипниках 20 и 11. На нем
находятся на роликовых подшипниках 14 шестерни 15 - I и Ш диапазонов
и 13 заднего хода.
На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами
с установленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ведомая
шестерня 23 находится на валу 16 на бронзовой втулке 22.
При
отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16
шлицами шестерни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом
18 на втулке 17.
Шестерни вала пониженных передач и заднего хода коробки передач
МТЗ-80, МТЗ-82 вместе с подшипниками затянуты на валу гайками 21 и
12. В валу 16 выполнены осевое и
радиальные сверления для подвода смазки (под давлением) к
подшипникам 14 и втулке 22.
Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух
подшипниках 20 и 11. На нем расположены ведомая шестерня 24 и
ведущая 8 - II и V диапазонов. Шестерня 24 на валу посажена на
подшипнике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому
и радиальному сверлениям.
Шестерня 8 жестко связана с валом при
помощи шпонки 25. Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и
шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчатыми муфтами 7.
Валы 16 и 9 фиксируются от осевых перемещений в задних опорах
подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3) и планками 9.
Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал
коробки передач(см. рис. 4), с которого через
двойные ГПМ 6 четырьмя потоками передаются шестернями 5 и 19; 7 и
18: 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение
4-х передач II, I, III и IV соответственно.
Крутящий момент с промежуточного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82передается
по 4-м направлениям: через муфту 23 (см. рис, 3) на вал 12, двумя
потоками через шестерни постоянного зацепления 20, 29 и 17, 4, муфту
3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми
скоростей IV и VI диапазонов; через свободно сидящую шестерню 24
(см. рис. 5), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8
на шестерню 19 (см. рис. 3), вал 12 на шестерни 17, 20.
Дальше крутящий момент двумя потоками через шестерни 29, 4 и муфту 3
передается на вторичный вал 8. обеспечивая получение еще восьми
скоростей II и V диапазонов; через шестерни 23 и 19 (см. рис. 5),
втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на
свободно сидящую шестерню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3) на вал
12, далее опять двумя потоками через шестерни 29. 4 муфту 3 на
вторичный вал обеспечивая девять пониженных скоростей I и III
диапазонов; получение передач заднего хода происходит при передаче
крутящего момента через шестерни 23, 19 (см. рис. 5), втулку 17 и
вал 16 через муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см.
рис, 3).
При соответствующем включении муфты 3 крутящий момент с шестерни 4
передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и
шестерни 20, 29, обеспечивая на
вторичном валу восемь скоростей I и II диапазонов заднего хода.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40