Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Устройство вала отбора мощности ВОМ трактора МТЗ-320 Беларус

Двухскоростной задний вал отбора мощности минитракторов МТЗ-320 (ВОМ) установлен в корпусе заднего моста и обеспечивает привод агрегатируемых с трактором машин в зависимом или синхронном режимах.



Рис. 20. Задний ВОМ трактора МТЗ-320

1,4- вал; 2 - втулка; 3 - штифт; 5 - вилка; 6 - блок-шестерня; 7 - штифт; 8, 20 - подшипник; 9 - болт; 10 - валик; 11 - кольцо стопорное; 12 - вал; 13 - кольцо стопорное; 14 - хвостовик; 15 - плита; 16 - манжета; 17 - шестерня; 18 - шестерня; 19 - кольцо; 21 - штифт; 22 - заглушка; 23 - пластина.

При номинальных оборотах двигателя зависимый режим работы вал отбора мощности ВОМ МТЗ-320 обеспечивает частоту вращения хвостовика 540 и 1000 об/мин, при синхронном - 3,4 и 6,3 об/м пути.

Задний ВОМ минитрактора МТЗ-320 состоит из вала 1 привода и редуктора, который включает (рис. 20) : вал 4, подвижную блок-шестерню 6, шестерни 17, 18, установленные на валу 12, который вращается на подшипниках 11, 20, заглушку 22 и двухсторонний хвостовик 14, установленный в шлицах вала 12 и зафиксированный в нем стопорным кольцом 13.

Блок-шестерня 6 при помощи вилки 5 и валика 10 может устанавливаться в трех положениях и фиксироваться в этих положениях пластиной 23 и болтом 9.

В зависимости от положения блок-шестерни задний вал отбора мощности МТЗ-320 может быть установлен:

- на работу в режиме 540 об/мин или 3,4 об/м пути;

- на работу в режиме 1000 об/мин или 6,3 об/м пути;

Вал отбора мощности ВОМ МТЗ-320 выключен.

Зависимый привод вал отбора мощности МТЗ-320 осуществляется от ведомого диска сцепления через вал, зубчатый венец, шестерню, втулку, шестерни, вал привода ВОМ коробки передач и далее, вал 1 (рис. 20), втулку 2 на вал 4 редуктора ВОМ и через редуктор - на хвостовик ВОМ.

При этом частота вращения вала 4 редуктора вала отбора мощности МТЗ-320 зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя, а при выключении сцепления привод ВОМ выключается.

Для переключения на синхронный привод ВОМ МТЗ-320 подвижная шестерня коробки передач вводится в зацепление с шестерней, установленной на выходном валу.

Синхронный привод осуществляется от вала через шестерни, вал коробки передач и далее через вал 1 (рис. 20), втулку 2 на вал 4 редуктора ВОМ.

При этом частота вращения вала редуктора (и, соответственно, хвостовика ВОМ МТЗ-320) пропорциональна числу оборотов задних колес трактора.

Хвостовик вала отбора мощности МТЗ-320 имеет с одной стороны 6 (или 8) щлицов для соединения с машинами, требующими частоты вращения привода 540 об/мин или 3,4 об/м пути, а с другой - 21 щлиц для привода машин, приводимых с частотой вращения 1000 об/мин или 6,3 об/м пути и может устанавливаться с любой стороны.

Для перестановки хвостовика вала отбора мощности МТЗ-320 необходимо:

Снять стопорное кольцо 13 (рис. 20).

Вынуть хвостовик 14 и установить его в вал 12 нужными шлицами наружу.

Установить на место стопорное кольцо 13.

Управление валом отбора мощности МТЗ-320

Управление ВОМ МТЗ-320 осуществляется следующим образом:

Установите зависимый или синхронный режим рычагом 1 (рис. 21) управления.



Рис. 21. Управление ВОМ МТЗ-320

1 - рычаг управления ВОМ; 2 - ограничитель.

Для установки зависимого режима (см. рис. 21, а):

- установите рычаг 1 в нейтральное положение;

- установите ограничитель 2 в положение В (в правое отверстие), не заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;

- проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт крепления ограничителя до отказа.

Включение зависимого режима работы вала отбора мощности МТЗ-320 производите при минимальных оборотах двигателя и выключенном сцеплении перемещением рычага 1 вперед по ходу трактора до установки в фиксированное положение I.

Для установки синхронного режима работы (см. рис. 21, б):

- установите рычаг 1 в нейтральное положение;

- установите ограничитель 2 в положение А (в левое отверстие), не заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;

- проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт до отказа.

При неиспользовании вала отбора мощности МТЗ-320 рычаг 1 должен находиться в нейтральном положении.



Рис.22. Режим частоты вращения хвостовика ВОМ МТЗ-320

Установите режим частоты вращения хвостовика ВОМ 540 или 1000 об/мин (3,4 или 6,3 об/м пути) валиком 2 (рис. 22), для чего:

- отверните на 2-3 оборота болт 3 и выведите пластину 1 из кольцевой выточки на валике 2;

- установите валик 2 в переднее (по ходу трактора) положение для обеспечения частоты вращения хвостовика вала отбора мощности МТЗ-320 - 1000 об/мин или 6,3 об/м пути или крайнее заднее для обеспечения частоты вращения 540 об/мин или 3,4 об/м пути;

Среднее положение - редуктор вала отбора мощности МТЗ-320 выключен.

- зафиксируйте положение валика 2 пластиной 1 и затяните болт 3.

Переключение скоростного режима редуктора валиком 2 производите на остановленном тракторе при неработающем двигателе.

При необходимости слегка проверните хвостовик ВОМ.

Хвостовик заднего ВОМ МТЗ-320 начинает вращение на зависимом режиме при включении сцепления, а на синхронном - с началом движения трактора.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________