Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Устройство КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022

Коробка передач 21х6 с переключением 3-х передач без разрыва потока мощности в пределах каждого диапазона устанавливается преимущественно на тракторы МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022

Корпус сцепления трансмиссии тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с коробкой передач 21х6

В корпусе сцепления МТЗ (рис. 1) расположены: трехступенчатый планетарный редуктор с гидроподжимными фрикционными муфтами (ГФМ).

На корпусе сцепления МТЗ расположены:

– распределитель (рис. 2).

– привод насосов гидросистемы трансмиссии (рис. 3)

Планетарный редуктор, управляемый гидроподжимными фрикционными муфтами, предназначен для получения трех скоростей, переключаемых под нагрузкой в каждой из 7 передач, включаемых в коробке передач КПП тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с коробкой передач 21х6.

Планетарный редуктор с гидроподжимными фрикционными муфтами с коробкой передач 21х6 состоит из вала (1) (рис. 1), соединенного с диском ведомым муфты сцепления (МС) и водилом (16), на трех осях (13) которого установлены игольчатые подшипники (14) и три 2-х венцовых сателлита (12), входящих в зацепление с солнечными шестернями (11), (17) и короной шестерней (18), соединенной с первичным валом КПП.

Солнечная шестерня (17) (рис. 1), установленная на валу (15), связана посредством муфты (4) с фрикционными дисками (25) блокировочной ГФМ и фрикционным диском (23) ГФМ 3-ей передачи, расположенной в корпусе (8) и содержащей поршень (7), фрикционный диск (23), упорный диск (6) и
отжимные пружины (22).

Солнечная шестерня (11) связана с фрикционными дисками (20) гидроподжимных фрикционными муфтами 2-ой передачи, расположенной в корпусе (8) и содержащей поршень (9), фрикционные диски (20), упорный диск (10) и отжимные пружины (19).

На валу (1) установлен корпус (2) блокировочной гидроподжимной фрикционной муфты (ГФМ), содержащей поршень (3), фрикционные диски (25), ведущие диски (24), упорный диск (5) и отжимные пружины (26).

Корпус (8), установленный в корпусе муфты сцепления тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с коробкой передач 21х6, имеет каналы системы управления для подвода потока масла в блокировочную ГФМ и ГФМ 2-ой и 3-ей передач, а так же имеет каналы системы смазки для подвода потока масла к игольчатым подшипникам сателлитов, к первичному валу КПП и для охлаждения фрикционных дисков ГФМ.

На корпусе МС установлен распределитель (4) (рис. 2) с тремя пропорциональными клапанами (1), (2) и (3), обеспечивающими включение и отключение ГФМ.

При нажатии на кнопку включается только один из трех пропорциональных клапанов. Включение двух пропорциональных клапанов одновременно невозможно, т.к. при включении одного из трех пропорциональных клапанов предыдущий отключается.



Рис. 1. Корпус сцепления трансмиссии тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с коробкой передач 21х6

1-вал; 2-корпус; 3,9-поршень; 4-муфта; 5, 6,10-диск упорный; 7-поршень; 8-корпус; 11-солнечная шестерня; 12-сателлит; 13-ось; 14-подшипники; 15-вал; 16-водило; 17-солнечная шестерня; 18-коронная шестерня; 19,26-пружина; 20,23,25-диски фрикционные; 21,23-диски ведущие; 22-пружина.

При включении пропорционального клапана (3) (рис.2) (1-ая передача) происходит отключение предыдущего клапана, поток масла из общей системы управления по каналу корпуса (8) (рис. 1) направляется в рабочую полость поршня (3) блокировочной ГФМ, который сжимает пакет фрикционных дисков (25), в результате чего вал (1) и солнечная шестерня (17) блокируются, и начинают вращаться как одно целое.

Вместе с ними, как одно целое, вращаются водило (16) с сателлитами (12), солнечная шестерня (11) и коронная шестерня (18). Таким образом частота вращения дизеля передается на первичный вал КПП без изменений.

При включении пропорционального клапана (2) (рис.2) (2-ой передачи) происходит отключение предыдущего клапана, поток масла из общей системы управления по каналу корпуса (8) (рис. 1) направляется в рабочую полость поршня (9) ГФМ 2-ой передачи, который прижимает фрикционные диски (20) к упорному диску (10), в результате чего солнечная шестерня (11), заблокированная на корпус (8), останавливается, а вращаемые водилом (16) 2-х венцовые сателлиты (12), обегая вокруг солнечной шестерни (11), ускоряют вращение коронной шестерни (18), изменяя частоту вращения первичного вала КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022.

При включении пропорционального клапана (1) (рис.2) (3-ей передачи) происходит отключение предыдущего клапана, поток масла из общей системы управления по каналу корпуса (8) (рис.1) направляется в рабочую полость поршня (7) ГФМ 3-ей передачи, который прижимает фрикционный диск (23) к упорному диску (6), в результате чего заблокированные на корпус (8) муфта (4), вал (15) и солнечная шестерня (17) останавливаются, а вращаемые водилом (16) 2-х венцовые сателлиты (12), обегая вокруг солнечной шестерни (17), ускоряют вращение коронной шестерни (18), изменяя частоту вращения первичного вала КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022.

При выключении пропорциональных клапанов перекрывается подача потока масла из общей системы управления в рабочие полости поршней (3),(7),(9) (рис. 1) и соединяют их со сливом.



Рис.2. Распределитель системы управления трансмиссией тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с КПП 21х6

1, 2, 3-пропорциональные клапаны; 4-гидрораспределитель.

Под действием отжимных пружин (19),(22),(26) поршни возвращаются в первоначальное положение, размыкая фрикционные диски (20), (23), (25). В результате разблокируются звенья планетарного редуктора, находившиеся в заблокированном положении.

Масляный насос (рис.3) гидросистемы трансмиссии с коробкой передач 21х6 – шестеренчатый, левого вращения.

Привод насоса гидросистемы трансмиссии тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с КПП 21х6 – постоянного действия, независимый от муфты сцепления.

Привод насоса (рис.3) состоит из шестерни (5), вала (4) установленного в корпусе (3) на подшипниках (6), и (2), который через шлицевое соединение приводит во вращение вал насоса (1).



Рис. 3. Привод насоса трансмиссии тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 с коробкой передач 21х6

1 – масляный насос; 2 – подшипник; 3 – корпус; 4 – вал; 5 – шестерня; 6 – подшипник.

Коробка передач 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022

Коробка передач 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 обеспечивает переключение с помощью синхронизаторов четырех диапазонов движения вперед и одного диапазона движения назад на первой (второй) ступени редуктора.

Переключение ступеней редуктора осуществляется подвижной шестерней. КПП состоит из первичного вала (25) (рис. 4), вторичного вала (9), промежуточного вала (22), вала 1-ого диапазона и заднего хода (15), встроенного в корпус КПП привода переднего ведущего моста (ПВМ) (18) и механизма переключения диапазонов (2) (рис. 5).



Рис.4. Коробка передач 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022

1 – ведущая шестерня 3-его диапазона; 2 – синхронизатор 2-ого и 3-его диапазонов; 3 – вилка; 4 – ведущая шестерня 2-ого диапазона (ведомая шестерня диапазона заднего хода); 5 – шестерня; 6 – синхронизатор 4-ого диапазона; 7 – ведомая шестерня 1-ой ступени редуктора; 8 – ведомая шестерня 2-ой ступени редуктора; 9 – вторичный вал; 10 – ведущая шестерня ГП (малая коническая шестерня); 11 – промежуточная двухвенцовая шестерня; 12 – ведущая шестерня 1-ой ступени редуктора; 13 – ведущая шестерня 2-ой ступени редуктора (ведомая шестерня синхронного привода заднего ВОМ); 14 – ведущая шестерня привода ходоуменьшителя (ХУ) (ГХУ или МХУ); 15 – вал 1-ого диапазона и заднего хода; 16 – ведомая шестерня привода ПВМ; 17 – ведомая шестерня привода ходоуменьшителя (ГХУ или МХУ); 18 – привод ПВМ; 19 – ведущая шестерня диапазона заднего хода; 20 – ведущая шестерня 1-ого диапазона; 21 – синхронизатор 1-ого диапазона и диапазона заднего хода; 22 – промежуточный вал; 23 – ведомая шестерня 2-ого диапазона; 24 – ведомая шестерня 3-его диапазона (ведомая шестерня 1-ого диапазона); 25 – первичный вал.

На первичном валу (25) (рис. 4) установлены свободно вращающиеся ведущая шестерня (1) 3-его диапазона и двухвенцовая ведущая шестерня (4) 2-ого диапазона (она же ведомая шестерня диапазона заднего хода), а также соединенные с ним неподвижно шестерня (5), синхронизатор (2) 2-ого и 3-его диапазонов и синхронизатор (6) 4-ого диапазона.

Вторичный вал КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 (9) выполнен заодно целое с ведомой шестерней (7) 1-ой ступени редуктора, а так же на нем установлены неподвижно ведомая шестерня (8) 2-ой ступени редуктора (она же ведущая шестерня синхронного привода заднего вала отбора
мощности (ВОМ) и ведущая шестерня (10) главной пары заднего моста (малая коническая шестерня).

На промежуточном валу (22) установлены свободно вращающаяся ведущая шестерня (13) 2-ой ступени редуктора (она же ведомая шестерня синхронного привода заднего ВОМ) и промежуточная двухвенцовая шестерня (11), скользящая по шлицам вала ведущая шестерня (12) 1-ой ступени редуктора и соединенные неподвижно с валом ведомая шестерня (24) 3-его диапазона (она же ведомая шестерня 1-ого диапазона), ведомая шестерня (23) 2-ого диапазона.

На валу КПП 21х6 (15) 1-ого диапазона и диапазона заднего хода установлены неподвижно синхронизатор (21) 1-ого диапазона и диапазона заднего хода, ведущая шестерня (14) и ведомая шестерня (17) привода ходоуменьшителя (ГХУ или МХУ) и свободно вращающиеся ведущая шестерня (20) 1-ого диапазона и ведущая шестерня (19) диапазона заднего хода.

Ведомая шестерня (16) привода (18) ПВМ находиться в постоянном зацеплении с ведущей шестерней (13) 2-ой ступени редуктора.

Механизм переключения диапазонов состоит из рычага переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора КПП, рычага переключения диапазонов, крышки механизма переключения диапазонов (2) (рис. 5), корпуса вилок (3), валика (25) с вилкой (26), входящей в паз ведущей шестерни (12) (рис. 4) 1-ой ступени редуктора, и валика (20) (рис. 5) с вилкой (19), входящей в паз подвижной каретки синхронизатора (21) (рис. 4) 1-ого диапазона и заднего хода.



Рис.5. Механизм переключения КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022

1 – пружина; 2 – крышка механизма переключения диапазонов; 3 – корпус вилок; 4 – под-пружиненный вал; 5 – рычаг; 6 – трубчатый вал; 7 – рычаг; 8 – подпружиненная вилка рычага переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора; 9 – подпружиненная вилка рычага переключения диапазонов; 10 – сферические опоры; 11 – вилка; 12 – подпружиненные шарики фиксации поводков; 13 - 16 – поводки корпуса вилок; 17 – вилка; 18 – поводок; 19 – вилка; 20 – валик; 21 – поводок; 22 – шарики блокировки включения диапазонов и ступеней редуктора; 23 – толкатель; 24 – рычаг; 25 – валик; 26 – вилка.

Крышка (2) (рис. 5) состоит из сферических опор (10), подпружиненных вилок (8) рычага переключения 1-ой и 2-ой ступеней редуктора и рычага переключения диапазонов (9), рычага (7), соединенного трубчатым валом (6) с рычагом (5) и вилки (11), соединенной подпружиненным валом (4) с рычагом (24).

Корпус вилок коробки передач 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 (3) состоит из подпружиненных шариков (12) для фиксации поводков (13), (16) в нейтральном и включенных положениях, шариков (22) с толкателем (23) блокировки включения диапазонов и ступеней редуктора, поводка (16) с поводком (21) включения 1-ого диапазона и диапазона заднего хода.

Переключение диапазонов и ступеней редуктора осуществляется согласно схеме (рис. 6).

Для включения 1-ой ступени редуктора рычаг переключения ступеней редуктора перемещают вперед. При этом вилка (8) (рис. 5) воздействуют на рычаг (7), поворачивающий трубчатый вал (6) и связанный с ним рычаг (5). Рычаг (5) перемещает вперед поводок (13) с поводком (18), валик (25) с вилкой (26).

Вилка (26) перемещает ведущую шестерню (12) (рис. 4) по шлицам промежуточного вала (22) и вводит её в зацепление с ведомой шестерней (7) 1-ой ступени редуктора.

В этом случае вращение от промежуточного вала (22) на вторичный вал КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 (9) передается с замедлением, большим чем при включении 2-ой ступени редуктора.

Для включения 2-ой ступени редуктора рычаг переключения ступеней редуктора перемещают назад. Тогда поводок (13) (рис. 5) из положения «Включена 1-ая ступень редуктора» переместится в положение «Включена 2-ая ступень редуктора», а ведущая шестерня (12) (рис. 4), перемещаясь по шлицам промежуточного вала (22), входит в зацепление с ведущей шестерней (13) 2-ой ступени редуктора, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней (8) 2-ой ступени редуктора.

В этом случае вращение от промежуточного вала (22) на вторичный вал (9) передается с замедлением меньшим, чем при включении 1-ой ступени редуктора.

В положениях «Включена 1-ая ступень редуктора» или «Включена 2-ая ступень редуктора» поводок (13) (рис. 5) фиксируется подпружиненным шариком (12).

При перемещении поводка (13) в положение «Включена 1-ая ступень редуктора» блокировочные шарики (22) закатываются в лыску поводка (14) включения 4-ого диапазона, блокируя возможность включения 4-ого диапазона на 1-ой ступени редуктора.

Рычаг переключения диапазонов при выключенных диапазонах всегда находятся в нейтральном положении, которое обеспечивается подпружиненным валом (4) (рис. 5).

Для включения 1-ого диапазона или диапазона заднего хода КПП 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 необходимо рычаг переключения диапазонов из положения «Нейтраль» переместить в крайнее правое положение и, удерживая его там, переместить вперед в положение «Включен 1-ый диапазон» или назад в положение «Включен диапазон заднего хода».

В этом случае вилка (11) (рис. 5), сжимая пружину (1), перемещает вал (4) с рычагом (24) в крайнее левое положение. Рычаг (24) входит в паз поводка (16) и при движении вперед перемещает поводок (16) с поводком (21) из положения «Нейтраль» в положение «Включен 1-ый диапазон», а при движении назад – в положение «Включен диапазон заднего хода».

При движении вперед, поводок (21), воздействуя на валик (20) с вилкой (19), перемещает подвижную каретку синхронизатора (21) (рис. 4) из положения «Нейтраль» в положение «Включен 1-ый диапазон», которая замыкает вал (15) с ведущей шестерней (20) 1-ого диапазона, и вращение от первичного вала (25) передается на промежуточный вал (22) через шестерни (5), (11), (14), (20) и (24).

При движении назад поводок (21) (рис. 5) через валик (20) с вилкой (19) перемещает из положения «Нейтраль» в положение «Включен диапазон заднего хода» подвижную каретку синхронизатора (21) (рис. 4), которая замыкает вал (15) с ведущей шестерней (19) диапазона заднего хода, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (5), (11), (14), (19), (24) и (23).

Поводок (16) (рис. 5) имеет три фиксированных положения «Нейтраль», «Включен 1-ый диапазон» и «Включен диапазон заднего хода», обеспеченных подпружиненным шариком (12). Если поводок (16) находится в одном из включенных положений, то блокировочные шарики (22) фиксируют перемещение поводка (15) 2-ого и 3-его диапазона, а через толкатель (23) и блокировочные шарики (22) фиксируется перемещение поводка 4-ого диапазона (14).

Для включения 2-ого и 3-его диапазонов рычаг диапазонов перемещают из положения «Нейтраль» назад в положение «Включен 2-ой диапазон» или вперед в положение «Включен 3-ий диапазон».

При включении 2-ого диапазона вилка (11) (рис. 5) через вал (4) с рычагом (24) перемещает из положения «Нейтраль» поводок (15) с вилкой (3) (рис. 4) назад в положение «Включен 2-ой диапазон».

Вилка коробки передач 21х6 тракторов МТЗ-1025, МТЗ-1021, 1022 (3) перемещает из положения «Нейтраль» в положение «Включен 2-ой диапазон» подвижную каретку синхронизатора (2), которая замыкает первичный вал (25) с ведущей шестерней (4) 2-ого диапазона, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (4) и (23).

При включении 3-его диапазона вилка (11) (рис. 5) через вал (4) с рычагом (24) пере-мещает вперед из положения «Нейтраль» в положение «Включен 3-ий диапазон» поводок (15) с вилкой (3) (рис. 4).

Вилка (3) перемещает из положения «Нейтраль» подвижную каретку синхронизатора (2), которая замыкает первичный вал (25) с ведущей шестерней (1) 3-его диапазона, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (1) и (24).

Поводок (15) (рис. 5) имеет три фиксированных положения: «Нейтраль», «Включен 2-ой диапазон» и «Включен 3-ий диапазон», обеспеченных подпружиненным шариком (12).

Если поводок (15) находится в одном из включенных положений, то блокировочные шарики (22) фиксируют
перемещение поводка (16) 1-ого диапазона и заднего хода и фиксируют перемещение поводка (14) 4-ого диапазона.

Для включения 4-ого диапазона рычаг переключения диапазонов необходимо из положения «Нейтраль» переместить в крайнее левое положение и, удерживая его там, переместить назад в положение «Включен 4-ый диапазон».

Вилка (17) (рис. 5) перемещает назад из положения «Нейтраль» в положение «Включен 4-ый диапазон» подвижную каретку синхронизатора (6) (рис. 4), которая замыкает первичный вал (25) и вторичный вал (9) напрямую, и вращение от первичного вала (25) на вторичный вал (9) передается без изменения.

Поводок (14) (рис. 5) имеет два фиксированных положения «Нейтраль» и «Включен 4-ый диапазон», обеспеченных подпружиненным шариком (12). Если поводок (14) находится во включенном положении, то блокировочные шарики (22) фиксируют перемещение поводка (15) 2-ого и 3-его диапазонов, а через толкатель (23) и блокировочные шарики (22) фиксируется перемещение поводка (16) 1-ого диапазона и заднего хода.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________