_______________________________________________________________________________________________
Тормоза трактора МТЗ-82
Тормоза трактора МТЗ-82 служат для замедления скорости движения
трактора, его полной остановки, а также для удержания остановленного
трактора в неподвижном состоянии. Кроме того, тормоза используют для
облегчения крутого поворота трактора.
На тракторе МТЗ-82 применяют сухие дисковые тормоза. Они установлены на
валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой стороны и
закрыты кожухами.
Каждый тормоз состоит из двух соединительных дисков 4 (рис.6) с
наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5,
установленных между соединительными дисками. Нажимные диски соединены с
механизмом управления тормозами, а соединительные - со шлицами
хвостовиков ведущих шестерен конечных передач.
Между нажимными дисками тормоза трактора МТЗ-82 установлено по три
разжимных шарика 2, равномерно расположенных по окружности. Шарики
заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях
нажимных дисков.
Рис. 6. Тормоза трактора МТЗ-82 с механизмом управления
1-кожух правого тормоза; 2 - разжимной шарик; 3 - пружина нажимного
диска; 4 - соединительные диски; 5- нажимные диски; 6 - вилка; 7-
контргайка; 8 - регулировочный болт; 9 - валик педалей; 10 - тяга зашелки тормозов; 11 -
сферическая шайба; 12 - рычаг левого тормоза; 13 - соединительная
планка;
14- стержни подушек педалей; 15 - оттяжные пружины; 16 - рычаги; 17 -
зашелки тормозов; 18 - тяга; 19 - крышка стакана.
Полость каждого тормоза МТЗ-82 предохраняется от попадания масла из
корпуса заднего моста двумя самоподжимными манжетами 32 (см. рис. 30),
которые установлены в крышке 35 стакана. Сама крышка, в свою очередь,
уплотняется в расточке стакана 37 резиновым кольцом.
При нажатии на педали стержни 14 (см. рис. 31), перемещаясь вниз,
поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается
через
сферические шайбы 11 к болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и
пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками.
Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться
относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным
поверхностям гнезда дисков и разжатие дисков.
Нажимные диски прижимают фрикционные накладки соединительных дисков к
неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и
осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес
трактора МТЗ-82. В исходное, расторможенное, положение педали и диски
возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных
дисков.
Торможение колес может быть раздельным и одновременным. Раздельное
воздействие на левую или правую педали используется для повышения
маневренности трактора.
Так, с подтормаживанием одного внутреннего колеса радиус поворота
трактора посредине следа внешнего переднего колеса составляет 4 м, а без
подтормаживания - 5 м.
Повороты с подтормаживанием одного колеса при
скорости движения свыше 10 км/ч не допускаются, так как это может
привести к заносам и опрокидыванию трактора.
Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов трактора
МТЗ-82 обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13.
Одновременное торможение колес является основным режимом работы, поэтому
педали должны быть всегда заблокированы. Разъединяют педали лишь при
крутых поворотах.
Механизм управления тормозами снабжен устройством, позволяющим
фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей
осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10.
При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки
кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором,
приваренным к рычагу 16 правой педали.
Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания
остановленного трактора МТЗ-82 в неподвижном состоянии. На скользких
дорогах и крутых уклонах для повышения эффективности торможения на
стоянке следует включить принудительно передний мост.
Для безотказной и длительной работы тормозов МТЗ-82 надо соблюдать
следующие требования:
- не держать без надобности ногу на педалях, так как это приводит к
износу фрикционных накладок;
- тормозить без рывков, плавно нажимая на педаль до отказа, не
задерживая ее в промежуточном положении;
- при сблокированных педалях перед торможением выключить сцепление;
- при трогании с места трактора не забывать освобождать защелку 17,
удерживающую педали в заторможенном положении.
Работу тормозов трактора МТЗ-82 следует проверять ежедневно,
регулировать же их только при необходимости. Исправность тормозов
характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути.
Полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равняться 70...90 мм.
В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение
хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к
форсированному износу накладок и перегреву тормозов.
Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки 7 (см.
рис. 31) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6
настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем
затягивают контргайки 7.
Эффективность торможения проверяют на горизонтальном сухом участке
дороги (асфальт, бетон). При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с
момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки трактора не должен
превышать 10 м.
Бортовую неравномерность эффективности действия левого и правого
тормозов МТЗ-82 проверяют по следу, оставленному на грунте задними
колесами, заторможенными до блокировки (юза): на длине тормозного пути
10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по
следу не должна быть более 1 м.
Ход педали, запаздывающей с торможением стороны, надо уменьшить. На
равномерность действия тормозов может влиять также замасливание
фрикционных накладок дисков.
В этих случаях надо разобрать тормоза трактора МТЗ-82, очистить все
детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость
тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение
5...8 мин. После сборки отрегулировать тормоза и проверить эффективность
торможения.
Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется
заменить новыми одновременно на левом и правом тормозах.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40