_______________________________________________________________________________________________
Устройство и детали сцепления трактора МТЗ-82
Сцепление трактора МТЗ-82 располагается на маховике и устанавлено между
двигателем и коробкой передач.
Сцепление МТЗ-82 предназначено для следующих целей:
- надежная передача крутящего момента от двигателя в трансмиссию при
работе трактора;
- кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии при переключении
передач в последней без ударных нагрузок;
- плавное соединение неподвижного входного вала трансмиссии с
вращающимся коленчатым валом двигателя в начале движения трактора и
плавного нагружения их без останова двигателя;
- предохранение трансмиссии и двигателя от резких нагрузок при внешних
изменениях режима работы трактора;
- кратковременная остановка трактора при работающем двигателе.
Во фрикционных сцеплениях, передача
крутящего момента осуществляется посредством сил трения,
возникающих между ведущими и ведомыми элементами.
Основные требования, предъявляемые к сцеплению МТЗ-82 (кроме
общетехнических), следующие:
-
Надежность передачи крутящего момента от двигателя в трансмиссию.
-
Плавность включения сцепления, которая определяется плавностью роста
нажимного усилия на парах трения.
-
Полнота (или чистота) выключения сцепления, которая характеризуется
отсутствием поводковых моментов.
-
Малая величина момента инерции ведомых частей сцепления, что необходимо
для быстрого останова вала при переключении передач.
-
Хороший теплоотвод от поверхностей трения, улучшающий температурный
режим работы в момент его включения и буксования при разгоне.
-
Хорошая уравновешенность вращающихся частей, необходимая для уменьшения
динамических нагрузок в деталях сцепления при больших частотах
вращения вала двигателя.
На рисунке 2 показана принципиальная схема однодискового постоянно
замкнутого сцепления МТЗ-82 с остановочным тормозком.
Ведущими частями
сцепления являются все детали, связанные с валом двигателя. К ним
относят маховик 1 двигателя и нажимной диск 3, связанный с маховиком
поводковым устройством 6 через кожух 5.
Ведомыми частями сцепления являются ведомый диск 2 в сборе с
фрикционными накладками а, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными
дисками в и ведомый вал 4.
Сцепление трактора работает следующим образом. При отсутствии
усилия со стороны тракториста на педали управления 18 нажимные
пружины 15, воздействуя на нажимной диск 3, прижимают ведомый диск 2 к
маховику 1 двигателя.
При этом за счет сил трения между маховиком 1 и накладкой ведомого диска
2, а также нажимным диском (корзиной) 3 и другой накладкой ведомого
диска сцепления МТЗ-82 крутящий момент через ведомый вал 4 передается в
трансмиссию. Передаваемый момент определяется размерами и
фрикционными свойствами накладок ведомого диска 2 и усилием нажимных
пружин 15.
Рис.2. Схема однодискового постоянно замкнутого сцепления МТЗ-82
с остановочным тормозком
1 - маховик с отверстием для удаления масла; 2 - ведомый диск в сборе с
фрикционными накладками, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными
дисками; 3 - нажимной диск; 4 - ведомый вал; 5 - кожух сцепления; 6 -
поводковое устройство нажимного диска; 7 - отжимные болты; 8 -
сферические
опорные шайбы; 9 - регулировочные гайки; 10 - отжимные рычаги; 11 -
оттяжные пружины рычагов; 12 - выжимной подшипник отводки; 13 - муфта
отводки; 14 - задний подшипник вала; 15 - нажимные пружины; 16 - стакан
крепления пружины; 17 - термоизоляционная прокладка под пружину; 18 -
педаль управления сцеплением; 19 - упор положения педали; 20 -
соединительная тяга; 21 - наружный рычаг привода управления; 22 -возвратная
пружина привода управления; 23 - рычаг привода муфты отводки; 24 -
тормозной шкив вала; 25 - тормозная колодка с пружинным приводом; 26 -
рычаг
привода тормозка
При включенном сцеплении МТЗ-82 между выжимным подшипником 12 отводки и
отжимными рычагами 10 имеется зазор 2...4 мм. При нажатии на
педаль 18 управления сцепления усилие через соединительную тягу 20
передается на наружный рычаг 21 привода управления и далее через рычаг
23
на муфту 13 отводки, которая, перемещаясь вместе с выжимным подшипником
12 в направлении маховика 1 сначала выбирает зазор между
выжимным подшипником и отжимными рычагами 10, а затем воздействует на
отжимные рычаги.
Отжимные рычаги 10, поворачиваясь относительно неподвижной оси, через
сферические опорные шайбы 8, регулировочные гайки 9 и отжимные
болты 7 перемещают нажимной диск 3 в направлении от маховика 1,
преодолевая усилие нажимных пружин 15.
При появлении зазоров между ведомым диском 2 и корзиной сцепления МТЗ-82
крутящий момент от двигателя на ведомый вал 4 не передается
(сцепление выключено).
Однако по инерции ведомые части сцепления МТЗ-82 (ведомые диск 2 и вал
4) продолжают вращаться, что затрудняет процесс последующего
переключения передачи в коробке передач. Для устранения этого недостатка
применяют специальный остановочный тормозок.
В рассматриваемой схеме тормозок состоит из тормозного шкива 24, жестко
связанного с ведомым валом 4 ФС, тормозной колодки 25 с пружинным
приводом и рычага 26 привода тормозка, жестко связанного с наружным
рычагом 21 привода управления.
Кинематика привода управления сцеплением выполнена так, что при
нажатии на педаль 18 управления сначала выключается сцепление, а затем
последовательно через рычаг 26 колодка 25 с пружинным приводом
прижимается к тормозному шкиву 24.
В результате за счет сил трения между колодкой 25 и шкивом 24 вал 4
сцепление останавливается, что обеспечивает возможность безударного
переключения передач в коробке передач.
При отпускании педали 18 управления сцеплением трактора МТЗ-82 за счет
усилия нажимных пружин 15 нажимной диск 3, перемещаясь в сторону
маховика 1 двигателя, прижимает ведомый диск 2 к маховику, что приводит
к включению сцепления.
Усилие нажимных пружин 15 передается на педаль управления 18
последовательно через нажимной диск 3, отжимные болты 7, отжимные рычаги
10
на выжимной подшипник 12 и муфту отводки 13, через рычаги 23 и 21 и
соединительную тягу 20.
В начальный момент перемещения нажимного диска (корзины) сцепления
МТЗ-82 в сторону маховика 1 освобождается тормозной шкив 24 за счет
отвода тормозной колодки 25, а затем происходит включение.
В момент появления зазора между отжимными рычагами 10 и выжимным
подшипником 12 все усилие нажимных пружин 15 направлено на сжатие
ведомого диска 2 между ведущими дисками сцепления.
Дальнейшее
перемещение педали 18 до упора 19 осуществляется за счет усилия
возвратной
пружины 22 привода управления.
Рис.3. Сцепление МТЗ-82 с прямой установкой разрезной
тарельчатой пружины
1 - разрезная тарельчатая пружина; 2 - нажимной диск; 3 - кожух; 4 -
выжимной подшипник; 5 - маховик двигателя; б - тангенциальная пластина;
7 -
ведомый фрикционный диск
Для фиксации отжимных рычагов 10 в одном положении при включенном
сцеплении в конструкции предусмотрены оттяжные пружины 11, усилие
которых направлено в сторону противоположную усилию нажимных пружин 15.
Это исключает возможность свободного болтания рычагов вокруг своей оси и
обеспечивает заданный зазор между рычагами 10 и выжимным
подшипником 12.
Для обеспечения необходимой кинематики работы механизма выключения
сцепления (точки контакта отжимного рычага 10 с отжимным
болтом 7 через шайбу 8 и регулировочную гайку 9 при повороте рычага
перемещаются по радиусу) отжимные болты 7 с нажимным диском 3 и
отжимной рычаг 10 с шайбой 8 контактируют по сферам.
В процессе включения и выключения сцепления его детали нагреваются. При
нагреве пружин происходит релаксация материала (потеря упругих
свойств), что может привести к существенному снижению момента трения и
потере ее работоспособности (не сможет передавать крутящий момент
двигателя в трансмиссию).
При буксовании сцепления накладки ведомого диска 2 изнашиваются. В
результате корзина сцепления МТЗ-82 перемещается в сторону маховика 1, в
следствие чего уменьшается зазор между отжимными рычагами 10 и выжимным
подшипником 12. Пока есть зазор, все усилие нажимных пружин
передается на корзину (нажимной диск).
При упоре отжимных рычагов 10 в выжимной подшипник 12 часть усилия
нажимных пружин передается на подшипник, что приводит к уменьшению
момента, передаваемого сцеплением и потере его работоспособности.
Поэтому в эксплуатации тракторист следит за величиной этого зазора и
регулирует его при техническом обслуживании трактора.
На нажимные пружины 15 при их вращении вместе кожухом 5 сцепления МТЗ-82
действуют центробежные силы, направленные от центра вращения
по радиусу.
В результате пружины прогибаются, что приводит к уменьшению создаваемого
ими усилия на нажимной диск 3. Для уменьшения влияния центробежных сил
на прогиб пружин их часто устанавливают в специальные стаканы 16.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40