_______________________________________________________________________________________________
Конструкция коробки переключения передач трактора МТЗ-82
Коробка передач КПП МТЗ-82 предназначена для изменения передаточных
чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий, а
также для изменения направления движения.
Кроме того, через коробку переключения передач обеспечивается привод заднего и
бокового ВОМ, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста.
Рис. 4. Коробка передач МТЗ-82
1- гайка промежуточного вала; 2 - промежуточный вал; 3 - первичный вал;
4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - корпус коробки передач;
6
- стакан первичного вала; 7 - скользящая шестерня IV и V передач; 8 -
скользящая шестерня III передачи; 9 - ползун; 10 - вторичный вал; 11 -
шарик; 12 -
крышка коробки передач; 13 - заливная пробка; 14 - Шаровая опора; 15 -
рычаг переключения передач; 16 - чехол; 17 - штифт; 18 - рамка; 19 -
валик
рамки; 20 - шарик выключателя; 21 - выключатель ВК-403; 22 -
регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 -
гайка; 25 -
ведущая шестерня; 26 - ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 -
конические подшипники; 28 - упорная шайба; 30 - крыльчатка; 31 - гнездо
внутреннего вала; 32 - втулка; 33 - внутренний вал; 34 - подшипники; 35
- втулка; 36 - ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 - ведущая
шестерня I
ступени редуктора; 38 - промежуточная шестерня; 39 - подшипник; 40 -
ведомая шестерня III передачи; 41 - ведомая шестерня IV передачи; 42 -
промежуточная шестерня заднего хода; 43 - ось промежуточной шестерни; 44
- ведомая шестерня V передачи; 45 - подшипник; 46 - переднее гнездо
внутреннего вала; 47 - промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48
- валик переключения редуктора; 49 - поводок; 50 - промежуточная
шестерня; 51 - вилка; 52 - пружинное кольцо; 53 - упорное кольцо; 54 -
ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 - крышка левого люка; 56
-
ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 - скользящая шестерня 1
передачи и заднего хода; 58 - вал I передачи и заднего хода.
Коробка передач КПП МТЗ-82 (см. рис. 4) - механическая с девятью
передачами переднего хода и двумя заднего хода, с понижающим редуктором,
включение которого удваивает число передач.
В корпусе 5 коробки передач размещены соосные первичный 3 и вторичный 10
валы, параллельно им расположены промежуточный вал 2 и вал 58
пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней
редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной
коробки.
Первичный вал КПП МТЗ-82 установлен на двух шариковых подшипниках.
Передний подшипник размещен в стакане 6, вставленном в расточку стенки
коробки передач; задний подшипник установлен в расточке переднего конца
вторичного вала.
От осевых перемещений первичный вал удерживает
передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными
кольцами.
На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой
шестерни 7 четвертой и пятой передач и ведущей шестерни 8 третьей
передачи, а также неподвижная шестерня 4 понижающего редуктора.
Промежуточный вал 2 пустотелый, внутри него проходит внутренний вал 33
привода ВОМ. Спереди промежуточный вал опирается на подшипник 45,
установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач;
задней опорой является бронзовая втулка 35, запрессованная в отверстие
ступицы ведущей шестерни 36 второй ступени редуктора.
На шлицы передней части промежуточного вала коробки переключения передач МТЗ-82 между
подшипником 45 и упорным кольцом неподвижно установлены
ведомые шестерни 40 и 41 соответственно третьей и четвертой передач и
двухвенцовая шестерня 44, больший венец которой является ведомой
шестерней пятой передачи, а меньший - шестерней заднего хода. Ступицы
этих шестерен упираются друг в друга и стягиваются кернящейся гайкой 1.
На ступицу шестерни 40 на роликовом подшипнике 39 установлена
промежуточная шестерня 38, при помощи которой получают пониженные
передачи
и задний ход через шестерню 56, а также привод ходоуменьшителя и
бокового ВОМ. Промежуточная шестерня 38 постоянно зацеплена с шестерней
8
первичного вала.
На шлицах задней части промежуточного вала КПП МТЗ-82 может перемещаться
ведущая шестерня 37 первой ступени редуктора, зацепляясь или с
ведомой шестерней первой ступени редуктора, выполненной как одно целое с
первичным валом, или с ведущей шестерней 36 второй ступени
редуктора.
Наружные зубья шестерни 36 постоянно зацепляются с установленной на
шлицах вторичного вала ведомой шестерней 26 второй ступени редуктора.
На заднем торце ступицы шестерни 36 сделаны кулачки для включения
синхронного привода ВОМ. В ступице шестерни 36 штифтами закреплено
гнездо 31 с бронзовой втулкой 32, которая служит опорой внутреннего вала
33 привода независимого ВОМ.
Снаружи к ступице шестерни 36 крепится крыльчатка 30 для разбрызгивания
масла и улучшения смазки шестерен главной передачи и
дифференциала.
Вторичный вал 10, выполненный как одно целое с ведомой шестерней первой
ступени редуктора, установлен на двух конических роликовых
подшипниках 27 и 29.
Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки
корпуса коробки передач МТЗ-82, второй подшипник запрессован в
стакан, установленный в расточку задней стенки коробки передач.
На вторичном валу КПП установлена ведомая шестерня 26 второй ступени
редуктора и ведущая шестерня 25 главной передачи.
Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым
венцом для соединения с ведущей шестерней 8 первичного вала.
Подшипники и шестерни на валу стягиваются прорезной гайкой 24.
Вал 58 первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса
коробки передач МТЗ-82. Опорами вала служат два шариковых
подшипника, установленных в расточках корпуса.
На шлицы вала установлены ведомая 56 и скользящая 57 шестерни первой
передачи и заднего хода и шестерня 54 включения ходоуменьшителя.
Ведомая шестерня 56 посажена на валу КПП МТЗ-82 свободно и может
вращаться относительно вала, постоянно зацепляясь с промежуточной
шестерней 38 вторичного вала, которая, в свою очередь, находится в
постоянном зацеплении с шестерней 8 первичного вала.
Если шестерня 54 включения ходоуменьшителя сдвинута до упора в шестерню
56 и зафиксирована в этом положении пружинным кольцом 52 (как
показано на рисунке), соединяясь своими внутренними шлицами.
С наружными шлицами ступицы шестерни 56, то обе шестерни и вал
объединяются в одно целое и вращаются вместе. Это положение шестерен
соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.
Перед установкой ходоуменьшителя для обеспечения перемещений шестерни 54
из канавки извлекают кольцо 52 и отодвигают его до упора в бурт
вала.
Промежуточная шестерня 42 вращается на втулке относительно неподвижной
оси 43 и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым
венцом шестерни 44.
Редуктор коробки передач МТЗ-82 имеет две ступени. При помощи первой
ступени включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего
хода и первую передачу заднего хода, а остальные передачи - при помощи
второй ступени редуктора.
При зацеплении шестерни 37 с наружным венцом вторичного вала включена
первая ступень, при перемещении шестерни 37 назад до полного
сцепления с внутренним венцом шестерни 36 включается вторая ступень
редуктора
В зависимости от ступени редуктора МТЗ-82 двухвенцовая шестерня 7,
перемещаясь на первичном валу, включает пятую или восьмую передачу, а
при перемещении назад - четвертую или седьмую.
Шестерня 8, перемещаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а
при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым
венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. При
перемещении шестерни 57 назад включаются первая и вторая передачи, а
вперед-передачи заднего хода.
На верхней плоскости коробки передач КПП МТЗ-82 установлен корпус
механизма переключения передач, в котором размешены прямоугольные
валики - ползуны 9 с приваренными к ним вилками переключения. Положение
вилок и переключаемых шестерен фиксируется шариками 11 пружинных
фиксаторов.
Переключение ступеней редуктора осуществляется ползуном, к которому
приварен поводок 49, соединенный с валиком 48, на котором закреплена
вилка 51, перемещающая шестерню 37 редуктора.
Переключение передач осуществляется рычагом 15, установленным на шаровой
опоре 14 в верхней крышке 12 коробки передач и уплотненным
резиновым чехлом 16. Нижний конец рычага 15 заходит в пазы ползунов
вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.
Техническое обслуживание коробки передач заключается в
периодической проверке и подтягивании крепления коробки передач к
корпусам
сцепления и заднего моста, проверке уровня масла и замене его в
соответствии с таблицей смазки.
Масляная ванна КПП МТЗ-82 общая с корпусом заднего моста и отсеком
корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен
совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку,
расположенную на правой стенке коробки передач.
Трактор останавливают на горизонтальной площадке, дают возможность маслу
остыть и стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют
уровень масла и при необходимости доливают.
Заливная пробка 13 расположена на верхней крышке коробки передач.
При замене масла следует открыть сливные пробки коробки передач, а
также корпусов сцепления и заднего моста.
Сливать масло надо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее.
Если отработанное масло оказывается очень грязным и в нем содержатся
металлические частицы, то трансмиссию рекомендуется промыть дизельным
топливом.
Для этого заливают примерно 30 л топлива в корпус трансмиссии и
запускают трактор (3...5 мин на первой передаче), затем сливают топливо
и
заправляют трансмиссию маслом.
В эксплуатации следует обращать внимание на наличие повышенного шума и
стуков в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть
нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной
шестерни привода переднего ведущего моста (ПВМ).
Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять
крышку КПП МТЗ-82, подвести индикатор к торцу зубчатого венца
вторичного вала 10 и, перемещая зубчатый венец, определить осевые
перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В
процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.
Чтобы отрегулировать подшипники, нужно разъединить коробку передач
с задним мостом, для чего требуется снять кабину,
разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.
Поэтому при заменах деталей и в других случаях вынужденных разборок,
когда имеется доступ, нужно обязательно проверить осевой зазор в
подшипниках вторичного вала и при необходимости устранить его.
Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета
разрезных прокладок 23, установленных между фланцем стакана и стенкой
коробки передач.
Для регулировки подшипников коробки переключения передач МТЗ-82 нужно расшплинтовать и отвернуть на 2...3 оборота гайку
24, затем отвернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи
демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец
стакана регулировочные прокладки.
Толщина вводимых дополнительно
прокладок 23 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.
После установки прокладок 23 заворачивают до отказа болты крепления
стакана и гайку 24. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент
проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен,
освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7...8
Нм (0,7...0,8 кг/см).
После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерен 25, оно
определяется расстоянием 58 ± 0,15 мм от стенки коробки передач до
наружного торца шестерни.
Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, отвернув гайку 24,
снять шестерню и упорную шайбу 28 шестерни и прошлифовать до 58 ±0,15
мм. Затем нужно поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть
гайку 24 и надежно ее зашплинтовать.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40