_______________________________________________________________________________________________
Общее устройство дизеля Д-243 трактора МТЗ-82
Дизельный двигатель (дизель) Д-243 - это основной вид ДВС, применяемого
на тракторе МТЗ-82. Дизелем называется поршневой двигатель, который
вырабатывает механическую энергию при сгорании топливовоздушной смеси,
образующейся внутри его цилиндров.
Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания цилиндров
дизеля в мелко распыленном виде, происходит вследствие окисления и
нагрева его капель при их контакте с нагревшимся в результате сжатия
воздухом.
Устройство и принцип действия дизеля
Д-243, его механизмов и функции систем
Рис.1. Принципиальная схема дизельного двигателя Д-243
Поршень 1 цилиндров (рис.1), представляющий собой перевернутый вверх
дном стакан, с помощью поршневого пальца шарнирно соединен с верхней
головкой шатуна 2, нижняя головка которого надета на шатунную шейку
кривошипа 3.
Опорные (коренные) шейки кривошипа вращаются в подшипниках, размещенных
в поперечных перегородках верхней половины картера 5 блока
цилиндров МТЗ-82.
При вращении кривошипа вокруг своей продольной оси поршень совершает
возвратно-поступательное движение в цилиндре 6, выполняющего для
него роль направляющей поверхности. Нижней половиной картера является
поддон 4, служащий резервуаром для смазочного материала (масла).
В многоцилиндровом дизеле его кривошипы объединены в единую деталь -
коленчатый вал, а цилиндры - в блок цилиндров. Для повышения
жесткостей блока цилиндров Д-243 и картера их обычно
выполняют в виде единой литой детали - блок-картера.
Сверху блок-картер накрыт общей для всех цилиндров или индивидуальными
для каждого цилиндра головками 7, в которых расположены органы
газораспределения дизеля.
Детали ГРМ дизельного двигателя трактора МТЗ-82 обеспечивают впуск
в цилиндр прошедшего через очиститель 10, через впускную трубу 8 и
открытый впускной клапан 9 воздуха, а также выпуск из цилиндра в
атмосферу продуктов сгорания топлива через открытый выпускной клапан 12
и
трубу 13. Движениями клапанов управляют кулачки 11, выполненные за одно
целое с распределительным валом или валами.
В головке цилиндра дизеля Д-243 через форсунку 14
производится впрыскивание мелко распыленного топлива в воздух, который
заполнил камеру сгорания, расположенную в днище поршня.
Образующиеся при сгорании впрыснутого топлива газы резко повышают
давление в цилиндре, вызывая опускание поршня и вращение кривошипа
(коленчатого вала), которое передается трансмиссии и ходовой части
трактора.
Совершаемая газами работа и, следовательно, мощность дизельного
двигателя могут изменяться в зависимости от
количества впрыскиваемого и сгорающего в его цилиндрах топлива.
Однако такое изменение должно быть пропорционально изменению количества
находящегося в цилиндрах воздуха, иначе сгорание топлива будет
неполным и в отработавших газах появятся токсичные вещества (оксид
углерода, несгоревшие углеводороды и др.), а также твердые частицы -
сажа.
Дизель Д-243 имеет два механизма: кривошипно-шатунный
механизм и механизм газораспределения (ГРМ).
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) создает вращательное движение вала,
от которого крутящий момент передается потребителям.
Неподвижными деталями являются КШМ МТЗ-82:
- блок-картер в сборе с крышками и вкладышами коренных подшипников
коленчатого вала;
- прикрепленные к блок-картеру общая (или индивидуальные) головка
цилиндров, масляный поддон, картер маховика, крышка привода механизма
газораспределения.
Эти детали образуют остов (корпус) дизеля, к которому
крепятся его вспомогательные агрегаты, а также кронштейны, через
которые он опирается на раму трактора.
К подвижным деталям КШМ Д-243 относятся:
- поршень в сборе с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневым
пальцем и деталями его фиксации (поршневая группа);
- шатун в сборе с втулкой-подшипником поршневого пальца, крышкой его
кривошипной головки, болтами ее крепления к телу шатуна, вкладышами
шатунного подшипника (шатунная группа);
- коленчатый вал в сборе с противовесами, гасителем его крутильных
колебаний, маховиком, ведущими деталями привода механизма
газораспределения и вспомогательных агрегатов (кривошипная группа).
Механизм газораспределения (ГРМ) дизельного двигателя МТЗ-82 обеспечивает своевременные впуск атмосферного воздуха в
цилиндры дизеля и выпуск из них отработавших газов.
ГРМ Д-243 включает в себя ведомые детали его привода, распределительный
вал с кулачками привода клапанов, толкатели, штанги и коромысла с их
осями и стойками осей, клапаны с пружинами и деталями их фиксации.
Системы дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняют следующие основные
функции:
- Система питания воздухом обеспечивает впуск в
цилиндры дизеля очищенного воздуха непосредственно из атмосферы, или
после сжатия его в компрессоре, или после охладителя.
Эта система включает воздухоочиститель, индикатор запыленности
очищенного в нем воздуха, компрессор агрегата наддува, охладитель
наддувочного воздуха, воздушные трубопроводы.
- Система питания топливом (топливная система) дизельного двигателя
Д-243 обеспечивает хранение на тракторе запаса топлива,
его фильтрацию, дозирование в зависимости от режима работы дизеля,
впрыскивание в цилиндры по заданному закону в мелко распыленном виде и в
наивыгоднейшие моменты времени.
Система включает топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива,
подкачивающий насос, насос высокого давления, регулятор частоты
вращения дизеля, корректоры цикловой подачи топлива, трубопроводы
высокого и низкого давления, форсунки.
- Система выпуска отработавших газов дизеля МТЗ-82
обеспечивает выпуск из цилиндров продуктов сгорания топлива либо
непосредственно в атмосферу, либо через турбину агрегата наддува.
- Система охлаждения двигателя обеспечивает
наивыгоднейшее тепловое состояние дизеля в зависимости от режима его
работы и температуры окружающей среды путем регулируемой отдачи
охлаждающему агенту части количества теплоты, выделившейся при сгорании
топлива и трении подвижных деталей.
Агентами охлаждения являются специальные жидкости или атмосферный
воздух. Система охлаждения трактора МТЗ-82 включает следующие
компоненты: жидкостные рубашки охлаждения цилиндров и их головок, насос,
вентилятор, радиатор, соединительные трубы или шланги;
- Система смазки дизеля Д-243 обеспечивает снижение
потерь мощности дизеля на преодоление трения между его движущимися
деталями и отвод теплоты трения путем создания между ними слоя
смазочного материала.
Система включает резервуар масла (поддон), насос с
маслоприемником, фильтры грубой и тонкой очистки масла, его
охладитель, предохранительные и перепускные клапаны, заливную горловину,
сливную пробку, измеритель уровня масла в резервуаре,
трубопроводы и соединительные шланги.
- Система вентиляции картера дизельного двигателя обеспечивает поддержание в заданных пределах давления газов,
прорвавшихся в картер через компрессионные поршневые кольца, путем их
отсоса в находящуюся под разрежением зону впускного тракта дизеля.
Эта зона находится в трубопроводе после воздухоочистителя.
Технические характеристики и параметры дизельного двигателя Д-243
трактора МТЗ-82
Тип - Четырехтактный дизель, без турбонаддува
Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск топлива
Число цилиндров - 4
Порядок работы цилиндров - 1 - 3 - 4 - 2
Диаметр цилиндра, мм - 110
Ход поршня, мм - 125
Рабочий объем цилиндров, л - 4,75
Допустимый продольный и поперечный наклон работающего дизеля, не более, град. - 20
Мощность по ГОСТ 18509-88:
- номинальная, кВт - 59,6
- эксплуатационная, кВт - 57,4
Допуск на номинальную и эксплуатационную мощность, кВт +3,7
Номинальная частота вращения, мин - 2200
Максимальная частота вращения холостого хода, ограничиваемая
регулятором, не более, мин - 2380
Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, не более, мин -
600
Степень сжатия (расчетная) - 16
Направление вращения коленчатого вала дизеля -
Правое (по часовой стрелке)
Максимальный крутящий момент, Нм - 298
Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, не менее,
мин - 1600
Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности, г/кВтч - 226,0
Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, г/кВтч -
235
Общий расход масла с учетом замены за весь гарантийный срок работы, не
более, % к расходу топлива - 1,1
Давление масла в главной магистрали системы смазки дизеля при
температуре 85-95°С, МПа
- при номинальной частоте вращения - 0,25 - 0,35
- при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее - 0,08
Масса дизеля сухого с вентилятором, генератором, воздухоочистителем, без
муфты сцепления, кг - 430/490
Пусковое устройство: стартер - 24.3708 / пусковой двигатель - П-10УД.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40