_______________________________________________________________________________________________
Детали и запасные части сцепления тракторов МТЗ-80, 82
Cцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82
предназначено для передачи крутящего момента от двигателя на
последующие элементы трансмиссии, отключения двигателя от
трансмиссии, а
также плавного и безударного его включения.
Рис. 1 - устройство сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
1 - маховик; 2 ведомый диск; 3 - отжимной рычаг; 4 - регулировочный
винт; 5 - отводка; 6 - тормозок; 7 - вилка выключения; 8 - вал
вилки; 9 - нажимная пружина; 10 - опорный диск; 11 -
нажимной диск; 12 -ступица ведомого диска; 13 - вал; 14 -демпферное
соединение; 15 - соединительный диск;
Рис. 2 - механизм управления МТЗ-80, МТЗ-82
1· педаль; 2 - рычаг педали; 3 - пружина сервоустройства; 4 -
упорный болт; 5 - болт; 6 -кронштейн; 7 - ось кронштейна: 8 - тяга
сцепления; 9 - рычаг; 10 - пружина; 11 - тяга тормозка: 12 -
резьбовая муфта; 13 - рычаг тормозка
Главное сцепление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 сухое однодисковое
постоянно-замкнутое. Расположено в сухом отсеке корпуса,
соединяющем двигатель трактора и коробку передач.
Ведущими частями сцепления служат маховик 1 (рис.1) двигателя, нажимной 11 и опорный 10 диски.
На чугунном нажимном диске есть три
равномерно расположенные по окружности
ушка, которые входят в прорези опорного диска.
К ушкам присоединены отжимные рычаги 3. Между опорным и нажимным
дисками трактора МТЗ-80, МТЗ-82 установлены двенадцать нажимных
пружин 9.
С одной стороны пружины
упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой -
в литые гнезда нажимного диска.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соединительного диска 15 с
прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного
устройства 14.
В соединительном диске
выштампованы радиальные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость
и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным
поверхностям трения маховика и нажимного
диска.
Фрикционные накладки изготовлены из материала на основе асбеста,
имеют вентиляционные канавки для улучшения отвода тепла и очистки
поверхностей трения от продуктов износа.
Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15.
Со стороны нажимного диска между накладкой и соединительным диском
устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция
обеспечивает более мягкое включение
сцепления.
При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают
плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска
трактора МТЗ-82, МТЗ-80 примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.
Ведомый диск трактора МТЗ-80/82 связан со ступицей 12 восемью
резиновыми демпферами 14, установленными в гнезда-пазы ведомого
диска и пазы ограничительных дисков,
приклепанных к ступице.
Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на
шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гибкое устройство, что
способствует мягкому включению
сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.
Замедление вращения и остановка вала 13 и связанного с ним
первичного вала коробки передач, при выключении сцепления МТЗ,
обеспечивается тормозком.
Его ведущий диск с
приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи
шпонки и стопорного кольца.
Шлицевая ступица отводки тормозка может перемещаться по шлицам
неподвижного кронштейна отводки. Вал сцепления трактора МТЗ-82,
МТЗ-80 тормозится при сжатии дисков
тормозка. Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна
отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8.
Вал вилки
поворачивается при помощи рычага 9, который
тягой 8 связан с рычагом педали 2, и тягой 11 - с рычагом 13
включения тормозка.
К рычагу 2 крепится педаль 1. При нажатии на педаль, для выключения
сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал
выключения сцепления и одновременно тягой 11 на
рычаг 13 включения тормозка.
Вал выключения вилкой 7 перемещает отводку 5 (рис. 1), которая через
рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая
ведомый диск 2.
Когда педаль отпускают,
нажимной диск под действием пружин 9 возвращается в исходное
положение, что приводит к включению сцепления.
Усилитель привода сцепления (сервомеханизм трактора МТЗ-80/82)
служит для уменьшения мускульной силы человека, прилагаемой к
органам управления.
Механический усилитель привода сцепления тракторов МТЗ-80/82 имеет
пружину 3 (рис. 2), которая соединена с одной стороны с неподвижным
кронштейном 6 посредством
регулировочного винта 4, а с другой стороны - с трехплечевым рычагом
2.
Нижнее плечо рычага 2 тягой 8 связано с рычагом 9 валика вилки
отводки. Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3
проходит выше продольной оси вращения
трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном
состоянии.
Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2
повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения
рычага 2, и при этом пружина создаст на
трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит
выключение сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и удерживание педали в
выключенном положении.
Когда
сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше
продольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает
педаль 1 в неподвижном состоянии.
Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2
повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения
рычага 2, и при этом пружина создаст на
трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение
сцепления и удерживание педали в выключенном положении.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40