_______________________________________________________________________________________________
Комплектующие элементы системы охлаждения дизеля Д-260
Система охлаждения двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Смазка в
подшипниковую полость насоса заложена при сборке. В процессе
эксплуатации смазывание подшипников не требуется.
Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по
дистанционному термометру и световому сигнализатору. Запрещается
эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора
температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
Для ускорения
прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования
температурного режима при различных нагрузках и температурах
окружающего воздуха служат два термостата ТС-107, установленных на
линии нагнетания. На дизеле Д-260 устанавливается водяной насос в
сборе с вентилятором. Вентилятор крепится к шкиву 10 (рис. 1)
Рис.1 - Водяной насос (помпа) Д-260
1-подшипник; 2-сальник водяного насоса; 3-болт; 4-крышка;
5-крыльчатка; 6-заглушка; 7-корпус; 8-валик насоса; 9-шкив;
10-шайба; 11-гайка; 12-кольцо стопорное; 13 – бонка демонтажная;
Разборка водяного насоса двигателя Д-260
Отверните болты 2 (рисунок 2а) крепления вентилятора или болты 5
(рисунок 2б) проставки с вентилятором. Закрепите на торцовой
поверхности шкива фиксатор аналогичный по конструкции фиксатору,
изображенному на рисунке 30 с координатами отверстий под крепление,
соответствующими координатам отверстий на шкиву насоса,. Удерживая
шкив за рычаг фиксатора, отверните гайку 11(рисунок 1).
С помощью съемника снимите шкив 9. Извлеките шпонку из шпоночного
паза на валу водяного насоса Д-260 и стопорное кольцо, фиксирующее
блок подшипников в корпусе водяного насоса.
Отверните 3 болта
крепления крышки водяного насоса. Снимите крышку водяного насоса,
используя две резьбовые бобышки (резьба М8), расположенные на торце
крышки. Извлеките заглушку 6, установленную в торце крыльчатки.
Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса помпы Д-260. Направление
выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с
вала.
Выпрессуйте сальник (при необходимости замены) из корпуса насоса.
Детали продефектуйте.
Рис.2. Установка вентилятора: а - без проставки; б - с проставкой
1-лопасть, 2-болт, 3-шайба, 4-проставка, 5-болт, 6-шайба, 7-
заклепка, 8-крестовина.
Сборка водяного насоса (помпы) Д-260
Напрессуйте подшипники на вал водяного насоса. Заполните подшипники
и подшипниковую полость смазкой Литол в количестве 45г. Запрессуйте
вал с подшипниками в корпус насоса.
Установите кольцо, стопорящее
подшипниковый узел. Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку
затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140Нм.
Запрессуйте в корпус насоса сальник (при замене), обеспечив размер
от торцовой плоскости корпуса насоса до контактирующей поверхности
кольца скольжения сальника 54,5±0,1мм (рисунок 8). Установите на вал
кольцо упорное и кольцо уплотнительное.
Напрессуйте на вал
крыльчатку до совпадения торца валика помпы Д-260 с торцовой
поверхностью расточки в крыльчатке, обеспечив размер от торца
корпуса насоса до торцовой поверхности крыльчатки 15,5±0,1мм
(рис.1).
Установите заглушку в торец крыльчатки. Установите крышку водяного
насоса, обеспечив горизонтальное положение общей оси бобышек,
расположенных на крышке.
Закрепите крышку 3-мя болтами, установив на
болт шайбу пружинную и шайбу плоскую. Значение момента затяжки
болтов – 4,5…10 Нм. Установите водяной насос на дизель
Обслуживание и промывка системы охлаждения Д-260
Систему охлаждения двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 заполняйте
чистой мягкой водой или низкозамерзающей охлаждающей жидкостью.
Жесткую воду смягчайте добавкой 10-12 г кальцинированной соды на 10
л. воды.
Следите за температурой охлаждающей жидкости, нормальная
рабочая температура должна быть 75-95 С. При повышении температуры
выше нормальной проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе,
герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, но не реже чем через 2000 часов работы дизеля,
промойте систему охлаждения от загрязнений.
Для промывки
используйте раствор из 50-60 г.
кальцинированной соды на 1 л. воды. Промывку системы производите в
следующем порядке: залейте в радиатор 2 л. керосина и заполните
систему приготовленным раствором;
запустите дизель и проработайте 8-10 ч, после чего слейте раствор и
промойте систему охлаждения чистой водой.
Проверка натяжения ремней двигателя Д-260
Проверку производите через каждые 125 часов работы дизеля. При
недостаточном натяжении - ремни пробуксовывают и быстро
изнашиваются, а дизель – перегревается.
Чрезмерное натяжение ремней приводит к их вытягиванию, а также
вызывает ускоренный износ подшипников водяного насоса и генератора.
Проверку производите в следующем порядке:
- приведите устройство в исходное положение, для чего установите
кнопкой указатель нагрузки 18 (Рисунок 3) на нуль и раздвиньте
подвижные сегменты 14 и 15 так, чтобы их нижние торцы находились на
одном уровне;
- установите устройство сегментами на проверяемый ремень в середине
пролета между шкивами и нажмите на корпус-ручку 13, следя за
показанием указателя нагрузки 18;
- как только нагрузка на ремень генератора достигнет 40±2,0Н или
39,2±2,0 Н (ремень привода водяного насоса), снимите устройство и
определите величину прогиба ремня по шкале 17 нанесенной на
сегментах;
Если прогиб ремня не соответствует требуемой величине, указанной на
рисунке 3, отрегулируйте его натяжение. Натяжение ремня 9 привода
генератора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив
коленчатого вала - шкив генератора находится в пределах от13 мм до18
мм при нажатии на него с усилием 40±2,0Н.
Рис.3. Проверка натяжения ремней генератора и помпы Д-260
1 – шкив водяного насоса; 2 – клиновой ремень привода водяного
насоса; 3 – шкив коленчатого вала; 4 – шкив натяжной; 5 – рычаг
натяжителя; 6 – планка; 7 – генератор; 8 – планка; 9 – клиновой
ремень привода генератора; 10 – болты с гайками (крепления лап
генератора); 11 – болт (крепления генератора к планке); 12 – болт
центральный (крепления рычага натяжителя); 13 – корпус ручка
устройства КИ-8920; 14 и 15 сегменты; 16 – шток; 17 – шкала прогиба;
18 – указатели нагрузки; 19 – болт фиксации рычага натяжителя.
Для регулировки натяжения ремня двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 ослабьте гайки
болтов 10 крепления лап генератора и болт 11 крепления генератора к
планке 8.
Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение
ремня. Затяните болт 11 крепления генератора к планке и гайки болтов
10 крепления лап генератора. Прогиб ремня привода водяного насоса
должен находиться в пределах 9...18 мм при нажатии на него с усилием
39,2±2,0 Н.
Для регулировки натяжения ремня 2 привода водяного насоса ослабьте
затяжку болта фиксации рычага натяжителя 19. Поворачивая шкив
натяжителя 4 с рычагом натяжителя 5, на оси болта центрального 12
натяните ремень и зафиксируйте натяжение затяжкой болта 19.
Произведите проверку натяжения с помощью устройства. Прогиб ремня должен находиться в пределах 9...18 мм при нажатии на него с усилием 39,2±2,0 Н.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40