Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Комплектующие элементы системы охлаждения дизеля Д-260

Система охлаждения двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Смазка в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. В процессе эксплуатации смазывание подшипников не требуется.

Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру и световому сигнализатору. Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат два термостата ТС-107, установленных на линии нагнетания. На дизеле Д-260 устанавливается водяной насос в сборе с вентилятором. Вентилятор крепится к шкиву 10 (рис. 1)

Рис.1 - Водяной насос (помпа) Д-260

1-подшипник; 2-сальник водяного насоса; 3-болт; 4-крышка; 5-крыльчатка; 6-заглушка; 7-корпус; 8-валик насоса; 9-шкив; 10-шайба; 11-гайка; 12-кольцо стопорное; 13 – бонка демонтажная;

Разборка водяного насоса двигателя Д-260

Отверните болты 2 (рисунок 2а) крепления вентилятора или болты 5 (рисунок 2б) проставки с вентилятором. Закрепите на торцовой поверхности шкива фиксатор аналогичный по конструкции фиксатору, изображенному на рисунке 30 с координатами отверстий под крепление, соответствующими координатам отверстий на шкиву насоса,. Удерживая шкив за рычаг фиксатора, отверните гайку 11(рисунок 1).

С помощью съемника снимите шкив 9. Извлеките шпонку из шпоночного паза на валу водяного насоса Д-260 и стопорное кольцо, фиксирующее блок подшипников в корпусе водяного насоса.

Отверните 3 болта крепления крышки водяного насоса. Снимите крышку водяного насоса, используя две резьбовые бобышки (резьба М8), расположенные на торце крышки. Извлеките заглушку 6, установленную в торце крыльчатки.

Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса помпы Д-260. Направление выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала. Выпрессуйте сальник (при необходимости замены) из корпуса насоса. Детали продефектуйте.

Рис.2. Установка вентилятора: а - без проставки; б - с проставкой

1-лопасть, 2-болт, 3-шайба, 4-проставка, 5-болт, 6-шайба, 7- заклепка, 8-крестовина.

Сборка водяного насоса (помпы) Д-260

Напрессуйте подшипники на вал водяного насоса. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол в количестве 45г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса.

Установите кольцо, стопорящее подшипниковый узел. Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140Нм.

Запрессуйте в корпус насоса сальник (при замене), обеспечив размер от торцовой плоскости корпуса насоса до контактирующей поверхности кольца скольжения сальника 54,5±0,1мм (рисунок 8). Установите на вал кольцо упорное и кольцо уплотнительное.

Напрессуйте на вал крыльчатку до совпадения торца валика помпы Д-260 с торцовой поверхностью расточки в крыльчатке, обеспечив размер от торца корпуса насоса до торцовой поверхности крыльчатки 15,5±0,1мм (рис.1).

Установите заглушку в торец крыльчатки. Установите крышку водяного насоса, обеспечив горизонтальное положение общей оси бобышек, расположенных на крышке.

Закрепите крышку 3-мя болтами, установив на болт шайбу пружинную и шайбу плоскую. Значение момента затяжки болтов – 4,5…10 Нм. Установите водяной насос на дизель

Обслуживание и промывка системы охлаждения Д-260

Систему охлаждения двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 заполняйте чистой мягкой водой или низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. Жесткую воду смягчайте добавкой 10-12 г кальцинированной соды на 10 л. воды.

Следите за температурой охлаждающей жидкости, нормальная рабочая температура должна быть 75-95 С. При повышении температуры выше нормальной проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.

При необходимости, но не реже чем через 2000 часов работы дизеля, промойте систему охлаждения от загрязнений.

Для промывки используйте раствор из 50-60 г. кальцинированной соды на 1 л. воды. Промывку системы производите в следующем порядке: залейте в радиатор 2 л. керосина и заполните систему приготовленным раствором; запустите дизель и проработайте 8-10 ч, после чего слейте раствор и промойте систему охлаждения чистой водой.

Проверка натяжения ремней двигателя Д-260

Проверку производите через каждые 125 часов работы дизеля. При недостаточном натяжении - ремни пробуксовывают и быстро изнашиваются, а дизель – перегревается.

Чрезмерное натяжение ремней приводит к их вытягиванию, а также вызывает ускоренный износ подшипников водяного насоса и генератора.

Проверку производите в следующем порядке:

- приведите устройство в исходное положение, для чего установите кнопкой указатель нагрузки 18 (Рисунок 3) на нуль и раздвиньте подвижные сегменты 14 и 15 так, чтобы их нижние торцы находились на одном уровне;

- установите устройство сегментами на проверяемый ремень в середине пролета между шкивами и нажмите на корпус-ручку 13, следя за показанием указателя нагрузки 18;

- как только нагрузка на ремень генератора достигнет 40±2,0Н или 39,2±2,0 Н (ремень привода водяного насоса), снимите устройство и определите величину прогиба ремня по шкале 17 нанесенной на сегментах;

Если прогиб ремня не соответствует требуемой величине, указанной на рисунке 3, отрегулируйте его натяжение. Натяжение ремня 9 привода генератора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала - шкив генератора находится в пределах от13 мм до18 мм при нажатии на него с усилием 40±2,0Н.

Рис.3. Проверка натяжения ремней генератора и помпы Д-260

1 – шкив водяного насоса; 2 – клиновой ремень привода водяного насоса; 3 – шкив коленчатого вала; 4 – шкив натяжной; 5 – рычаг натяжителя; 6 – планка; 7 – генератор; 8 – планка; 9 – клиновой ремень привода генератора; 10 – болты с гайками (крепления лап генератора); 11 – болт (крепления генератора к планке); 12 – болт центральный (крепления рычага натяжителя); 13 – корпус ручка устройства КИ-8920; 14 и 15 сегменты; 16 – шток; 17 – шкала прогиба; 18 – указатели нагрузки; 19 – болт фиксации рычага натяжителя.

Для регулировки натяжения ремня двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 ослабьте гайки болтов 10 крепления лап генератора и болт 11 крепления генератора к планке 8.

Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня. Затяните болт 11 крепления генератора к планке и гайки болтов 10 крепления лап генератора. Прогиб ремня привода водяного насоса должен находиться в пределах 9...18 мм при нажатии на него с усилием 39,2±2,0 Н.

Для регулировки натяжения ремня 2 привода водяного насоса ослабьте затяжку болта фиксации рычага натяжителя 19. Поворачивая шкив натяжителя 4 с рычагом натяжителя 5, на оси болта центрального 12 натяните ремень и зафиксируйте натяжение затяжкой болта 19.

Произведите проверку натяжения с помощью устройства. Прогиб ремня должен находиться в пределах 9...18 мм при нажатии на него с усилием 39,2±2,0 Н.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________