_______________________________________________________________________________________________
Базовые детали дизельного двигателя Д-243
Дизельный двигатель Д-243 трактора МТЗ-82 состоит из блока
цилиндров, головки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма,
механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем
питания, смазки, охлаждения, пуска и электрооборудования.
Дизельный двигатель Д-243
1 - насос масляный; 2 - вентилятор; 3 - водяной насос; 4 - палец
поршневой; 5 - шатун; 6 - колпак; 7 - поршень; 8 - гильза цилиндров;
9 - крышка головки цилиндров; 10 - головка цилиндров; 11 - блок
цилиндров; 12 - маховик; 13 - противовес; 14 - вал коленчатый; 15 -
маслоприемник.
Дизельный двигатель трактора МТЗ-82 является базовой моделью. Их модификации
отличаются от базовой модели регулировкой по мощности,
комплектностью, системой пуска, конструкцией некоторых деталей.
В
зависимости от назначения дизели Д-243 могут комплектоваться
дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором,
шестеренным насосом усилителя рулевого управления с приводом,
дисками муфты сцепления в сборе.
При установке на трактор дизель должен быть
доукомплектован водяным и масляным радиаторами, приборами
электрооборудования, а также контрольными приборами.
Дизели имеют
запуск от электростартера или пускового двигателя. Марка дизеля с
запуском от пускового двигателя имеет литеру "Л" (например: Д-243Л).
Конструктивные отличия дизелей от базовой
модели:
- на дизелях Д-241, Д-241Л изменен выпускной коллектор с установкой
глушителя в зоне четвертого цилиндра;
- на дизелях Д-242, а также на дизелях Д-242Л, Д-244, Д-244Л
применены коленчатый вал без противовесов, вентилятор диаметром 450
мм, диаметр шкива коленчатого вала 170 мм.
Кривошипно-шатунный механизм
двигателя Д-243
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются:
коленчатый вал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны,
коренные и шатунные подшипники, маховик.
Коленвал дизеля Д-243 трактора МТЗ-82
Коленчатый вал Д-243 - стальной, имеет пять коренных и четыре
шатунные шейки. В шатунных шейках коленвала имеются полости для
дополнительной центробежной очистки масла.
Полости шеек закрыты
резьбовыми заглушками. Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя полукольцами, установленными в расточках
блока цилиндров и крышки пятого коренного подшипника.
Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой,
четвертой, пятой и восьмой щеках коленчатого вала устанавливаются
противовесы. Спереди и сзади коленвал двигателя Д-243 уплотняется
манжетами.
На передний конец коленвала устанавливаются шестерня
привода газораспределения (шестерня коленчатого вала), шестерня
привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора.
На задний фланец вала крепится маховик.
Коленчатый вал двигателя может изготавливаться и
устанавливаться на дизель двух производственных размеров
(номиналов). Коленвал, шатунные и коренные шейки которого
изготовлены по размеру второго номинала, имеет на первой щеке
дополнительную маркировку.
Поршни и поршневые кольца дизеля Д-243
Поршень трактора МТЗ-82 изготавливается из алюминиевого сплава. В днище поршня
выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет четыре
канавки - в первые три устанавливаются компрессионные кольца, в
четвертую - маслосъемное кольцо.
В поршне двигателя Д-245 в канавку под верхнее компрессионное кольцо
трапецеидальной формы залита вставка из специального чугуна. В
бобышках поршня двигателя расточены отверстия под поршневой палец.
Поршни Д-243 по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные
группы (Б, С, М). Маркировка группы наносится на днище поршня. При
установке на дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной
группы.
Поршневые кольца Д-243 изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное
кольцо двигателя Д-243 хромированное, в сечении прямоугольное, без
маркировки, устанавливается в канавке произвольно.
Второе и третье
компрессионные кольца конусные, на торцовой поверхности у замка
имеют маркировку "верх"(«ТОР»). Маслосъемное кольцо коробчатого типа
со спиральным стальным расширителем.
Верхнее компрессионное кольцо дизеля Д-245 выполнено из
высокопрочного чугуна, в сечении имеет форму равнобокой трапеции, на
торцовой поверхности имеет маркировку "верх"(«ТОР»).
Второе компрессионное и маслосъемное кольца дизеля Д-245 имеют меньшую высоту в сравнении с аналогичными кольцами дизеля Д-243, поэтому не взаимомозаменяемы.
Поршневой палец двигателя - полый,
изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в
бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатуны и вкладыши двигателя Д-243
Шатун Д-243 - стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его
запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке
шатуна и втулке имеются отверстия.
Расточка постели в нижней головке
шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Поэтому менять
крышки шатуна не допускается.
Шатун и крышка трактора МТЗ-82 имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.
Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и
нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой
поверхности верхней головки шатуна.
На дизеле должны быть
установлены шатуны одной группы. Шатун дизеля Д-245 изготавливается
из легированной стали (отличительная метка- выступ на нижней боковой
поверхности крышки).
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала дизеля Д-243 – из
биметаллической полосы. На дизелях используются вкладыши коренных и
шатунных подшипников двух размеров в соответствии с номиналом шеек
коленчатого вала.
Для ремонта дизеля предусмотрены также четыре ремонтных размера вкладышей. Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40