_______________________________________________________________________________________________
Коленчатый вал дизельного двигателя Д-240
Коленвал двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 полноопорный, стальной (имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, рабочие поверхности которых закалены токами высокой частоты.
В шатунных
шейках коленчатого вала имеются полости для центробежной
очистки масла. Полости закрыты резьбовыми заглушками, которые у
двигателя должны быть одной группы (номер группы выбит на торце
заглушки), чтобы не нарушилась балансировка коленвала.
Рис. 1. Коленвал Д-240 с маховиком
1 - коренная шейка 2 и 12 - шейки; 3 - упорные кольца; 4 - нижний
вкладыш коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 -
установочный штифт; 8 - болт; 9 - зубчатый венец; 10 - верхний
вкладыш коренного подшипника; 11 - шатунная шейка; 13 - галтель; 14
- противовесы; 15 - болт крепления противовеса; 16 - замковая шайба;
17 - шестерня коленчатого вала; 18 - шестерня привода масляного
насоса; 19 - упорная шайба; 20 - болт; 21 - шкив; 22 - канал подвода
масла в полость шатунной шейки; 23 - пробка; 24 - полость в шатунной
шейке; 25 - трубка для масла
На первой, четвертой, пятой и восьмой шейках коленчатого вала
двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 закреплены съемные противовесы. Их наличие
обусловлено большой частотой вращения коленчатого вала, вследствие
чего центробежные силы сильно возрастают.
Установка противовесов
значительно уменьшает нагрузки на подшипники. В коренных и шатунных
шейках коленвала выполнены сверления, по которым подается масло к
подшипникам (вкладышам).
На переднем конце коленвала смонтированы шестерня
привода распределения и насоса системы смазки, шкив 21 привода
насоса системы охлаждения и генератора, маслоотражатель 6; на заднем
- маслоотражатель и маховик 5 с напрессованным на нем зубчатым
стальным венцом 9. Коленчатые валы изготовлены с шейками двух
номинальных размеров - 75,25 мм и 68,25 мм, во втором - 75,0 мм и
68,0 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Д-240 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 изготовлены
из сталеалюминевой ленты. От перемещений и проворачивания вкладыши
стопорятся выштампованными
на них усиками, входящими во фрезеровки в постелях вкладышей в блоке
и шатуне Д-240.
На наружной поверхности вкладыша проставляется товарный знак завода
и размер, а на внутренней поверхности усика (выступа) - клеймо ( +
или - ) группы вкладыша по высоте (вкладыши комплектуют так, чтобы
один из них имел на усике знак " + ", а другой " - " или оба без
маркировки). Отверстия в верхних половинках коренных вкладышей
совпадают с маслоподводящими каналами в блоке.
Зазор в подшипниках нового или отремонтированного двигателя трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 в
пределах 0,065...0,123 мм для шатунных и 0,070...0,134 мм для
коренных.
При увеличении зазора в шатунных подшипниках до 0,25 мм и овальности шейки более 0,06 мм или в коренных, соответственно до 0,3 и более 0,1 мм, шейки коленвала Д-240 шлифуют на соответствующий ремонтный размер.
Осевое перемещение коленчатого вала двигателя
ограничивается упорами пятой коренной шейки (допустимое в
эксплуатации - 0,5 мм), осевое перемещение нижней головки шатуна
допускаемое 0,7 мм.
Двигатель в сборе снимают с трактора и заменяют новым или
отремонтированным при обнаружении трещин блока цилиндров, аварийных
стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении
зазора, хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.
Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере
основных деталей дизеля — поршневых пальцев, поршней, гильз
цилиндров, шатунных вкладышей.
В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и
состояние шеек коленчатого вала Д-240. Для этого снимают поддон
картера дизеля, маслопроводы и масляный насос, крышки шатунов и
измеряют диаметр шатунных шеек. Диаметр шатунных шеек замеряют в
двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной продольной оси
шатуна.
Ремонтные размеры шатунных шеек коленвала Д-240
Н1 - 68,16-68,17
Н2 - 67,91-67,92
Д1 - 67,66-67,67
Р1 - 67,41-67,42
Д2 - 67,16-67,17
Р2 - 66,91-66,92
Д3 - 66,66-66,67
РЗ - 66,41-66,42
Если овальность шеек превышает допустимые размеры или диаметральный
размер выходит за пределы нижнего допуска, то коленчатый вал Д-240
подлежит перешлифовке на следующий ремонтный размер. В практике,
кроме ремонтных размеров (Р1, Р2 и т.д.), чередуемых через 0,5 мм,
определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах
перешлифовывают шейки коленчатого вала под дополнительные ремонтные
размеры (Д1, Д2, Д3 и т.д.), чередуемые с ремонтными размерами через
0,25 мм.
В данном случае растачивают вкладыши предыдущего размера
под дополнительный ремонтный размер (Д1, Д2...). Овальность шатунных
шеек дизелей — 0,06
Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку дизеля продолжают, снимают головку блока цилиндров и вынимают поршни с
шатунами в сборе. Для решения вопроса о замене вкладышей шатунных
подшипников замеряют отверстие подшипника шатуна при затянутой его
крышке в сборе с вкладышами.
Разность замеров диаметров шатунной шейки
коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный
диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Нормальный зазор в
шатунных подшипниках должен быть в пределах 0,05...0,12 мм.
Допустимый зазор для всех дизелей должен быть не более 0,3 мм.
В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в
удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости
их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.
При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Ходоуменьшитель МТЗ-82 и его работа
- Муфта сцепления МТЗ-82
- Неисправности оборудования гидравлической системы МТЗ-82
- Неисправности сцепления и КПП МТЗ-82
- Неисправности заднего моста МТЗ-82
- Регулировки ведущего моста МТЗ-82
- Компоненты рулевого механизма и ГУР МТЗ-82
- Неисправности систем управления и ходовой части МТЗ-82
- Неисправности рулевого механизма МТЗ-82
- Неисправности трансмиссии МТЗ-82
- Ремонт ведущего моста МТЗ-82
- Рулевое управление МТЗ-82 и его механизмы
- Раздатка трактора МТЗ-82
- Задний ВОМ МТЗ-82
_______________________________________________________________________________________________
- Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221
- Рабочие функции ходоуменьшителя трактора МТЗ-1221
- Коробка переключения передач КПП МТЗ-1221
- Комплектующие детали переднего ведущего моста МТЗ-1221
- Привод переднего ведущего моста МТЗ-1221 и его работа
- Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221
- Рабочие системы дизельного двигателя минитрактора МТЗ-320
- Компоненты гидросистемы трактора МТЗ-320
- Детали и механизмы мостов трактора МТЗ-320
- Детали сцепления и коробка передач минитрактора МТЗ-320
- Система рулевого управления трактора МТЗ-320 Беларус
- Конструкция и регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6
- Устройство коробки передач трактора ЮМЗ
- Ремонт и регулировка переднего и заднего моста трактора ЮМЗ
- Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
- Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ
- Дизель Д-144 тракторов Т-40
- Детали сцепления трактора Т-40
- Устройство коробки передач трактора Т-40
- Конструкция переднего ведущего моста Т-40
- Конструкция ВОМ трактора Т-40
- Элементы гидросистемы трактора Т-40