Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Детали системы рулевого управления трактора Т-25

Рулевое управление трактора Т-25 состоит из наклонной рулевой колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе. Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи.

Рулевая колонка образуется трубой 11 (рис. 53) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи.

На верхней плоскости фланца рулевой колонки трактора Т-25 выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.



Рис. 53. Рулевое управление Т-25

1 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки Т-25; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 — сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.

Внутри рулевой колонки Т-25 проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус.

От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7.

Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой. На верхний шлицевой конец вала рулевого управления Т-25 надето и зажато гайкой рулевое колесо 1.

Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2. Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29.

От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30. Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31.

Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки трактора Т-25 и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7.

Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу.

В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо. К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора.

К трубе 11 рулевой колонки Т25 приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей.

Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды.

Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма Т-25.

Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора недопустима.

Стяжные болты стопорят проволокой. Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи рулевого механизма Т-25.

От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки и кольцевую канавку вала сошки.

На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления. Детали винтовой пары механизма рулевого управления трактора Т-25 смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса.

Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм Т-25 и главную передачу от пыли и грязи.

При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес.

Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора Т-25 как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни).

Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса.

Поэтому рычаг сошки рулевого управления Т-25 должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым.

При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки.

Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника 6.

Винтовая пара механизма рулевого управления Т-25 изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации. Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°.

При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала.

Управление двигателем трактора Т-25

На рулевой колонке Т25 и верхней крышке главной передачи смонтированы основные органы механизма управления двигателем: рычаг 1 (рис. 54) ручной подачи топлива, рычаг 2 механизма декомпрессии и педаль 20 ножной подачи топлива (педаль акселератора).

Рычагом ручного управления подачей топлива устанавливают постоянные скоростные режимы работы двигателя. При помощи системы рычагов, тяг и валиков этот рычаг соединен с рычагом 13 регулятора топливного насоса двигателя. Рычаг 1 навинчен на резьбу оси 25 и закреплен гайкой.

На оси размещены также опорная планка 22, фрикционное асбестовое кольцо 23 и пружина 24. Опорная планка прикреплена винтами к кронштейну 3 рулевой колонки трактора Т-25. Пружина 24 зажата между опорной планкой и шестигранной головкой оси и постоянно прижимает к опорной планке рычаг 1 и кольцо 23.



Рис. 54. Управление двигателем трактора Т-25

1 — рычаг ручного управления подачей топлива; 2 — рычаг управления механизмом декомпрессии; 3 — кронштейн рулевой колонки; 4 — ось рычагауправления декомпрессией; 5 — опора педали; 6 — болт крепления рычажка; 7 — рычажок; 8 — рычажок валика акселератора; 9 — двуплечий рычаг; 10
— кронштейн переходного валика; 11 — опора аккумуляторных батарей; 12 — планка управления декомпрессией; 13 — рычаг регулятора топливного насоса; 14 — регулируемая тяга управления декомпрессией; 15 — рычажок переходного валика; 16 — двуплечий рычаг со втулкой; 17 — тяга
акселератора; 18 — тяга педали; 19 — пружина кручения; 20 — педаль ножного управления подачей топлива (педаль акселератора); 21 — тяга ручного управления подачей топлива; 22 — опорная планка; 23 — фрикционное кольцо; 24 — пружина; 25 — ось рычага управления подачей топлива; 26 — валикакселератора; 27 — тяга управления декомпрессией; 28 — рычажок переходного валика; 29 — переходной валик; 30 — регулируемая тяга управления подачей топлива; 31 — резьбовой шарнир.

В результате давления пружины между соприкасающимися поверхностями рычага, фрикционного кольца и опорной планки возникают силы трения, не дающие рычагу самопроизвольно перемещаться при работе двигателя Т-25.

На конце оси 25 имеется шлиц под отвертку, при помощи которого можно регулировать сжатие пружины, ввинчивая или вывинчивая ось из рычага. Перемещение рычага 1 вперед ограничено упором, выполненным на опорной планке.

Тяга 21 соединяет рычаг 1 с рычажком 7, свободно размещенным на валике 26 акселератора между правым приливом нижнего фланца рулевой колонки Т-25 и рычажком, который закреплен болтом 6. Валик акселератора вращается в капроновых втулках, запрессованных в приливы нижнего фланца рулевой колонки.

К правому концу валика приварен двуплечий рычаг 9, соединенный при помощи тяг 17 и 30 и рычажков 15 и 28, закрепленных на переходном валике 29, с рычагом 13 регулятора топливного насоса. Переходной валик установлен в кронштейнах 10 опоры 11 аккумуляторных батарей.

С двуплечим рычагом 9 при помощи тяги 18 соединена также педаль 20 ножного управления подачей топлива (педаль акселератора). Педаль шарнирно закреплена в опоре 5, установленной на верхней крышке главной передачи.

На валике 26 акселератора установлена пружина 19, один конец которой закреплен в приливе фланца рулевой колонки Т-25, а второй нажимает на верхнее плечо двуплечего рычага 9 и при этом прижимает рычажок 8 к рычажку 7.

При перемещении рычага 1 вперед рычажок 7 нажимает на упор рычажка 8 и передаёт вращение на валик 26 акселератора и далее через систему тяг и рычагов на рычаг 13 регулятора. Одновременно с перемещением рычага опускается педаль 20 акселератора.

При перемещении рычага 1 назад тяга 21 перемещает рычажок 7, одновременно под действием пружины 19 перемещается назад валик 26 акселератора с рычажком 8 и поднимается педаль. При перемещении рычага вперед подача топлива и обороты двигателя увеличиваются, а при перемещении назад — уменьшаются.

При нажатии ногой педали 20 тяга 18 передает вращение двуплечему рычагу и далее через систему тяг и рычагов рычагу 13 регулятора топливного насоса, увеличивая подачу топлива и число оборотов двигателя Т-25.

Так как рычажок 7 установлен на валике 26 свободно, то он остается неподвижным, и, следовательно, остается неизменным положение рычага 1 ручного управления подачей топлива. Рычажок 8 поворачивается вместе с валиком 26 и отходит от рычажка 7.

При отпускании педали пружина возвращает валик 26 с двуплечим Рычажком и соединенные с ними детали в первоначальное положение, т. е. до тех пор, пока упор рычажка 8 не коснется рычажка 7.

Таким образом, педаль 20 дает возможность регулировать обороты двигателя Т-25 от числа оборотов, которое определено положением рычага 2 ручного управления и соединенного с ним рычажка 7, до максимальных оборотов.

Регулируют установку рычага 1 так, чтобы при его перемещении вперед до упора в ограничитель опорной планки 22 болт рычага 13 упирался в упор на корпуса насоса, что соответствует максимальным оборотам двигателя. При перемещении рычага в крайнее заднее положение, соответствующее выключенной передаче, двигатель должен остановиться.

Положение рычага 1 изменяют при помощи тяги 30 и резьбового шарнира 31, закрепленного в отверстии рычага 13 регулятора. При помощи рычага 2 управляют декомпрессионным устройством двигателя Т-25 при его запуске.

Рычаг 2 укреплен на оси 4, приваренной к рулевой колонке. Тяга 27, двуплечий рычаг 16 и регулируемая тяга 14 соединяют рычаг 2 с планкой 12 управления декомпрессией двигателя. Двуплечий рычаг 16 свободно вращается на переходном валике 29.

При перемещении рычага 2 вверх включается декомпрессионное устройство двигателя и понижается степень сжатия. При перемещении рычага 2 вниз декомпрессионное устройство выключается.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________