Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Техническое обслуживание двигателя трактора ЮМЗ

Техническое обслуживание ГРМ двигателей Д-65 трактора ЮМЗ

Техническое обслуживание ГРМ трактора ЮМЗ заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и установке требуемых тепловых зазоров между бойками коромысел и стержнями клапанов, регулировке декомпрессионного механизма. Механизм декомпрессии регулируют одновременно
с регулировкой тепловых зазоров.

Зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел проверяют и регулируют через 500 ч работы дизеля, а также после снятия головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Последовательность регулировки зазоров клапанов двигателя Д-65 трактора ЮМЗ:

- снять крышку головки блока цилиндров;

- проверить затяжку гаек крепления стоек оси коромысел, при необходимости подтянуть;

- включить декомпрессионный механизм (при наличии);

- проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются;

- вывернуть из картера маховика установочную шпильку и вставить ее в то же отверстие ненарезанной частью до упора в маховик;

- нажимая на установочную шпильку, медленно продолжать проворачивание коленвала Д-65 трактора ЮМЗ-6 до тех пор, пока шпилька войдет в лунку на маховике. В таком положении маховика поршень первого цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия;

- выключить декомпрессионный механизм;

- измерить щупом зазоры между стержнями впускного и выпускного клапана и бойками коромысел первого цилиндра. При необходимости изменения зазора следует отпустить контргайку регулировочного винта и, завинчивая или отвинчивая его, установить нужный зазор. После затяжки контргайки необходимо
проконтролировать щупом величину зазора, проворачивая штангу толкателя вокруг своей оси (чтобы убедиться в отсутствии его изгибов);

- проверить величину зазора в декомпрессионном механизме первого цилиндра, при необходимости отрегулировать. Следует при этом иметь в виду, что при чрезмерном зазоре в декомпрессионном механизме цилиндр не будет полностью декомпрессироваться, а при недостаточном - возможны удары клапанов о поршни вследствие малого расстояния между ними при сближении;

- после того как тепловые зазоры в клапанах и декомпрессионном механизме первого цилиндра будут отрегулированы, нужно вынуть установочную шпильку из картера маховика и завернуть ее туда резьбовой частью;

- повернуть коленчатый вал дизельного двигателя Д-65 трактора ЮМЗ на пол-оборота, что в соответствии с порядком работы цилиндров обеспечит положение поршня третьего цилиндра в ВМТ при такте сжатия, и отрегулировать зазоры в клапанном и декомпрессионном механизмах этого цилиндра в изложенное выше последовательности. Переход к остальным цилиндрам в соответствии с порядком работы производится после очередного проворачивания коленчатого вала на пол-оборота (1800);

- запустить двигатель и прослушать работу. При появлении стуков остановить и снова проверить зазоры;

- при нормальной работе двигатель заглушить и установить крышку головки блока цилиндров.

Другой способ: проворачивается коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра открывается, выпускной - закрывается) и регулируется зазор в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (отсчет клапанов от вентилятора); проворачивается коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и регулируется зазор в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Кривошипно-шатунный механизм и регулировки двигателя Д-65 трактора ЮМЗ

Нарушение в работе КШМ вызываются главным образом, износом его деталей. Причинами преждевременного износа могут быть следующие:

- неправильная обкатка (перегрузка) нового или отремонтированного дизеля трактора ЮМЗ-6;

- длительная работа дизеля трактора в несоответствующем тепловом режиме (ниже 70 или выше 97°С);

- длительная работа дизеля с малой частотой коленвала;

- многократный пуск холодного дизеля при отрицательной температуре окружающего воздуха без использования подогревателя.

Для оценки технического состояния цилиндропоршневой группы и герметичности клапанов пользуются компрессиметром в такой последовательности:

- запускают дизель и прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения 70... 80°С;

- останавливают дизель, снимают форсунки и устанавливают поочередно вместо них компрессиметр (запорный винт должен быть закрыт);

- прокручивают коленчатый вал дизеля Д-65 стартером (или пусковым двигателем);

- на тактах сжатия номинальное давление в цилиндре должно быть 2,5.. .2,8 МПа, минимальное - 1,7 МПа;

- в такой же последовательности определяется компрессия в остальных цилиндрах. Разность показаний между цилиндрами (нормально) - не более - 0,05 МПа.

Техническое состояние деталей цилиндропоршневой группы определяют также по угару картерного масла. Для этого в течение некоторого времени работы трактора измеряют количество топлива и масла, которые доливают (ликвидирован, перед этим, возможные места подтекания).

Если потери масла превышают 3% от расхода топлива, то это свидетельствует о предельном износе цилиндропоршневой группы деталей дизеля Д-65 трактора ЮМЗ.

Избыточное количество картерных газов при работе дизеля может тоже обусловливаться чрезмерным износом деталей цилиндропоршневой группы деталей, закоксовыванием или повреждением поршневых колец.

Если разница у показаниях компрессиметра для отдельных цилиндров выше допустимых значений - в цилиндры заливают 30... 50 см3 моторного масла и выполняют повторное измерение.

При условии, что давление увеличилось можно подозревать наличие неплотностей в цилиндропоршневой группе деталей, а если не изменилось, - нарушена плотность прилегания клапанов к гнездам или головки к блоку цилиндров.

Для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров дизеля Д-65 трактора ЮМЗ-6 выполните следующие работы:

- ослабьте болты крепления хомутов,

- снимите шланги й водоотводящую трубу пускового двигателя;

- отверните болты и снимите газоотводящую трубу пускового двигателя;

- разъедините головку цилиндров и водоподводящий патрубок, трубку низкого давления и топливные фильтры, сливной коллектор, трубки высокого давления и форсунки;

- отвернув болты, снимите крышку головки цилиндров;

- отвернув гайки крепления, снимите топливный фильтр и головку цилиндров двигателя Д-65 трактора ЮМЗ;

- замените прокладку новой;

- поставьте головку цилиндров и фильтр на место и закрепите гайками;

- соедините трубки низкого давления и фильтрами трубки низкого давления и сливной коллектор с форсунками;

- поставьте крышку головки цилиндров на место и закрепите ее болтами;

- соедините водоподводящий патрубок с головкой цилиндров;

- поставьте газоотводящую трубу на место и закрепите ее;

- поставьте водоподводящую трубу пускового двигателя на место;

- затяните болты крепления хомутов на соединительных шлангах.

Для равномерного прижатия головки к блоку цилиндров гайки шпилек крепления нужно затягивать динамометрическим ключом в определенной последовательности. Момент затяжки должен быть 150...180 Нм.

Обслуживание системы питания и ТНВД двигателей Д-65 тракторов ЮМЗ-6

Механические примеси и вода, имеющие больший удельный вес, чем топливо, оседают на дне бака. Через каждые 500 ч работы дизеля, а также при наличии признаков воды и загрязнения топлива в баке нужно слить отстой.

Одновременно со сливом отстоя промывают крышку и фильтр заливной горловины бака, прочищают отверстие в крышке. Через 960... 1000ч работы дизеля следует промыть топливной бак, очистить и промыть сетку заборного штуцера.

Топливопроводы низкого давления изготовлены из металлических или поливинхлоридных трубок диаметром 5...12 мм. Их герметичность наиболее часто нарушается в местах соединения со штуцером вследствие смятия и износа концов.

Нарушение герметичности магистралей, расположенных на пути топлива к подкачивающему насосу, обнаруживают по течи топлива при неработающем дизельном двигателе трактора ЮМЗ, в остальных местах - по течи во время работы.

Неисправный конец металлической трубки отрезают ножовкой, запиливают торец перпендикулярно оси и надевают нажимную гайку. Перед развальцовкой трубку обжигают горелкой при температуре 600.. .700°С. После обжига - развальцовывают и проверяют трубку на герметичность дизельным топливом под давлением 0,3 МПа в течение 1 мин.

Для соединения угольника с поливинхлоридной трубкой отрезают поврежденную часть, надевают на трубку накидную гайку и вворачивают угольник в отверстие трубки, придерживая гайку ключом. Для облегчения сборки рекомендуется конец трубки нагреть в горячей воде.

Техническое обслуживание топливных фильтров заключается в сливе отстоя топлива, промывке фильтрующих элементов без разборки фильтров, промывке с полной разборкой фильтра грубой очистки, промывке корпусов фильтров тонкой очистки топлива и замене бумажных фильтрующих элементов.

Техническое состояние фильтрующих элементов во многом зависит от фильтруемости топлива. На фильтруемость топлива влияет его химический состав. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость.

При этом засоряются фильтры тонкой очистки топлива, образуются осадки в фильтрах грубой очистки. Особенно ухудшается фильтрация при наличии воды: нафтеновые кислоты с ней образуют мылостуденистые рыхлые осадки.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-65 трактора ЮМЗ-6

Для обеспечения нормальной работы системы смазки дизеля Д-65 трактора ЮМЗ нужно: заливать в поддон картера только рекомендованные масла, соответствующие сезону работы; заправлять систему до верхней метки, на масломерной линейке; поддерживать давление в системе в установленных пределах.

Уровень масла в поддоне проверяют не ранее, чем через 10 мин после остановки дизеля. Недостаточное давление масла может быть вследствие плохого качества масла, высокой его температуры, неисправности сливного клапана или насоса, неудовлетворительного состояния подшипников коленчатого вала и др.

При работе дизеля с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости мо 70 95°С давление масла должно быть 0,2…0,3 МПа. Если оно при таких условиях, ниже 0,1 МПа, нужно остановить дизель найти и устранить причину снижения давления. При необходимости подрегулировать давление можно затяжкой пружины сливного клапана центробежного фильтра.

Техническое состояние центрифуги определяют на слух: после остановки дизеля Д-65 трактора ЮМЗ ее ротор должен вращаться не менее 30с, создавая равномерный характерный шум.

Отсутствие такого шума или его короткая продолжительность свидетельствует о загрязнении центрифуги, ее неисправности или низком давлении поступающего в ротор масла. В таком случае центрифугу нужно разобрать.

Операция по очистке ротора центрифуги производится через 250 ч работы в следующей последовательности:

- отворачивают колпачковую гайку и снимают колпак фильтра;

- между корпусом и днищем ротора вставляют отвертку (стопорят ротор от поворачивания) и гаечным ключом раскрепляют стакан и корпус ротора;

- проверяют и, при необходимости, очищают и промывают защитные сетки ротора;

- с помощью деревянного скребка удаляют слой отложений с внутренних стенок стакана, при необходимости очищают сопловые отверстия в верхней части колонки ротора. Медной или латунной проволокой диаметром 1,5...1,8 мм прочищают форсунки сопловой центрифуги;

- собирают ротор в обратной последовательности.

Для сохранения балансировки ротора метки, наносимые на основу и крышку, должны быть совмещены. Гайку крепления крышки затягивают с минимальным моментом, который обеспечивает герметичность. После закрепления прикручивают ротор вручную, проверяя легкость вращения.

В процессе использования трактора ЮМЗ-6 состояние моторного масла ухудшается. В соответствии с нормами замена моторного масла прёдусмотрена через 250 ч работы, но может потребоваться и раньше.

Для ориентировочной оценки загрязнения моторного масла можно воспользоваться капельной пробой: сразу после остановки дизеля с помощью масломерного щупа берут каплю масла с поддона картера и опускают на размещенный горизонтально лист фильтровальной бумаги; через 2..4 часа (зависимо от температуры) капля высыхает, на пятне будут видны характерные участки (рис. 2.78): центральное ядро 1, кольцо 2, зона диффузии 3.

В процессе анализа пятна нужно обратить внимание на то, что если ядро представляет собой сплошное черное пятно - нужна замена масла.

Техническое обслуживание сапуна производится через 1000 ч работы: снимают корпус, масло - отражатель, стакан с трубкой. Все прочищают, промывают, продувают сжатым воздухом.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________