Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

_______________________________________________________________________________________________

Регулировка и техобслуживание тормозов МТЗ-80, 82

Техническое обслуживание основных тормозов тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в ежедневной проверке их работоспособности и лишь при необходимости в регулировке.

Исправность тормозов характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути.

Поэтому при ТО-2 (500 моточасов) необходимо проверить полный ход педалей, который при усилии 118 Н должен быть в пределах 70-90 мм (МТЗ-80) или 100-125 мм (МТЗ-100 и МТЗ-102). Если же он больше или меньше указанных величин его регулируют.



Рис. 1. Рабочая тормозная система МТЗ-80, МТЗ-82

1 - кожух; 2 - шарик; 3 - пружина; 4 - соединительные диски; 5 - нажимные диски; 6 -вилка; 7 - контргайка; 8 - регулировочный болт; 9 - вал; 10 - тяга защелки; 11 - сферическая шайба; 12 - рычаг тормоза; 13 - планка блокировки педалей; 14 - стержни педалей; 15 - пружины; 16 - рычаги тормозов; 17 - защелка тормозов; 18 - тяга; 19 - крышка стакана

Отворачивают контргайки 7 (см. рис. 1) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6 настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки 7.

Для надежной работы тормозов трактора МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо соблюдать следующие требования:

- не держать без надобности ногу на педалях, так как это приводит к изнашиванию фрикционных накладок тормозов;

- тормозить плавно нажимая на педали до отказа, не задерживая их в промежуточном положении;

- не тормозить без предварительного выключения сцепления;

- при трогании с места отключить стояночный тормоз или убедиться, что он отключен, а при наличии защелки 17, удерживающей педали в заторможенном состоянии, не забывать освобождать защелку.

Эффективность тормозов трактора проверяют на горизонтальном сухом участке асфальтированной или бетонированной дороги.

При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки не должен превышать 13 м.

Боковую неравномерность действия левого и правого тормозов МТЗ-82, МТЗ-80 проверяют по следу, который оставляют на опорной поверхности задние колеса, заторможенные до блокировки (на длине тормозного пути 10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по следу должна быть не более 1 м).

Ход педали, действующей на колесо, которое запаздывает с торможением, надо уменьшить. На равномерность действия тормозов может влиять также замасливание фрикционных накладок, дисков.

В таких случаях надо разобрать тормоза, очистить все детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение 5-8 мин.

После сборки отрегулировать тормоза МТЗ-80, 82 и проверить эффективность торможения.

Если после выполнения указанных выше регулировок не получают эффективного торможения, нужно разобрать тормоз и установить шарики 2 в дополнительные лунки нажимных дисков 5.

Тогда собранные нажимные диски раздвинутся на 3 мм, поскольку глубина дополнительных лунок на 1,5 мм меньше глубины основных. После этого нужно повторно отрегулировать управление тормозами.

Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется заменять новыми одновременно на левом и правом тормозах.

Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмосистемы МТЗ-80, МТЗ-82

Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормозами и регулировки управления стояночно-запасным тормозом.



Рис.2. Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмопривода МТЗ-80, 82

1 – тяга; 2 – гайка; 3 – пружина; 4 – наконечник; 5 – палец; 6, 7 – рычаг.

Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана однопроводного пневмопривода необходимо производить следующим образом:

- Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа к головке соединительной пневмопривода шасси.

- Включите компрессор, запустите двигатель и заполните баллон воздухом до давления от 0,77 до 0,8 МПа по указателю давления воздуха, расположенному на щитке приборов шасси. Манометр, присоединенный к головке соединительной, должен показывать при этом давление не менее 0,77 МПа.

Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:

- проверьте наличие зазора «А» между пальцем 5 (рис.2) и верхней кромкой пазов рычагов 6 и 7. Зазор должен быть от 1 до 2 мм;

- если зазора нет, расшплинтуй и снимите палец 5. отрегулируйте длину тяги вращением наконечника 4;

- проверьте и, при необходимости, отрегулируйте предварительное сжатие пружины 3 до размера 36…38 мм вращением гаек 2, после чего гайки законтрите.

- Предварительное сжатие пружины регулируется так, чтобы при нажатии педалей рабочих тормозов или включении стояночного тормоза трактора МТЗ-82, МТЗ-80 вначале происходило перемещение штока тормозного крана до упора, а затем сжатие пружины;

- если привод тормозного крана правильно отрегулирован и тормозной кран исправен, то приперемещении сблокированных педалей тормозов на полный ход или включении стояночного тормоза до фиксации его на втором - четвертом зубе, давление по манометру, присоединенному к головке соединительной, должно снизиться до нуля;

Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, 82

Регулировку регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, 82 необходимо выполнять при проведении ТО-3, а также при нарушении работы регулятора давления и после его разборки для промывки или замены изношенных деталей.

Проверку и регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормозами, управления стояночно-запасным тормозом и тормозного крана.

Проверку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

- присоедините манометр (с ценой деления от 0,01до 0,02 МПа и шкалой не менее 1,6 МПа) к головке соединительной с черной крышкой.

- снимите колпак 1 (рисунок 3);

- с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;

- включите компрессор;

- запустите дизель и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 6 при давлении от 0,85 до 1 МПа. Если клапан срабатывает при давлении, менее 0,85 МПа или более 1 МПа, произведите его регулировку с помощью винта 8, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 7.

Рис.3. Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, МТЗ-82

1 – колпак; 2 – крышка; 3, 4 – пружина; 5 – разгрузочный клапан; 6 – предохранительный клапан; 7 – контргайка; 8 – винт.

Регулировку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

- постепенно вывинчивая крышку 2 (рис.3), отрегулируйте усилие пружин 3 и 4 так, чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного клапана 5, составляло от 0,77 до 0,8 МПа;

- зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса, и наденьте колпак 1;

- приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до величины от 0,65 до 0,7 МПа. При этих величинах давления клапан 5 должен закрыться и переключить компрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;

- отсоедините от головки соединительной контрольный манометр.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________